С 2014 года покупатели алкоголя и сигарет с помощью телефона смогут определить подлинность товара. Миндоходов планирует ввести электронную акцизную марку на подакцизные товары, к которым сейчас относится эта продукция, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Электронная марка представляет собой уникальный код — сочетание цифр и букв, содержащий информацию о месте, времени производства и другие данные. Вся информация о продукции с кодом будет аккумулироваться на специальном сервере Миндоходов. В пресс-службе министерства говорят, что создание единой системы контроля за производством и оборотом алкоголя и сигарет позволит контролировать движение подакцизного товара, его реализацию, импорт и уплату акцизного налога, что облегчит, в частности, борьбу с контрабандой и фальсификатом. Считывать информацию смогут и потребители, проверяя, например, подлинность той же водки, передают Вести.
Внедрять электронную марку в Миндоходов планируют в 2014-2015 годах, начиная с 1 января. Табачники относятся к новинке с одобрением — на их рынке много контрабанды, так как налоговая составляющая каждой пачки — 40%. «Электронная марка — это шаг вперед по сравнению с бумажной маркой, которую часто подделывали, — говорит менеджер по корпоративным правам компании British American Tobacco Ирина Куринная. — Производители будут покупать коды у Миндоходов, а мы с помощью спецоборудования станем наносить их на продукцию. Государству не надо будет тратиться на печать бумажных марок».
Президент Ассоциации розничной торговли Украины Юрий Кишко говорит, что не все производители готовы к нововведению. «Построить систему не так просто. Нужны сервера, техбаза и добрая воля всех производителей. Пока к нововведению готовы только табачники, 96% которых — предприятия с иностранными инвестициями». Действительно, производители пива относятся к электронным маркам с подозрением. «Мы изучаем предложение Миндоходов, но пока ни о чем не договорились», — говорит исполнительный директор ЧАО «Укрпиво» Игорь Товкач. Не в восторге от идеи и водочники, которые полагают, что электронный код может сделать водку дороже. «Ведь расходы на оборудование для нанесения кода лягут на плечи предприятий», — сказал нам представитель одной из крупных водочных компаний.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что потребители от новинки выиграют, так как существенно снизится, а то и вовсе исчезнет фальсификат. «Если табачники на 100% и давно работают по-белому, то ситуация с водкой совершенно иная. Сейчас даже в приличном магазине можно купить подделку, причем с акцизной маркой. После введения электронных марок действительно исчезнет супердешевая водка, которая на самом деле ни что иное, как фальсификат».
Напомним, что Миндоходов рассматривает возможность введения электронной акцизной марки с января 2014 года с целью пресечения контрабанды подакцизных товаров — включая алкоголь, табачные изделия и даже нефтепродукты. Вместе с тем пока этот вопрос, по словам Александра Клименко, только прорабатывается. «Мы будем стараться реализовать данную инициативу в течение второго полугодия 2013 года, чтобы с 1 января 2014 года она уже заработала. Но надо обсуждать», — отметил министр.
Ранее Inpress.ua сообщал, что за четыре месяца текущего года сотрудники милиции прекратили деятельность 10 подпольных цехов, на которых разливался суррогатный алкоголь. Было изъято 145 т спирта, более 300 тыс. бутылок фальсифицированного алкоголя и 120 тыс. поддельных акцизных марок.
Отметим, что государство пытается защититься от поддельного алкоголя не только акцизными марками, но и простым повышением акцизов. Так, Кабмин приготовил свою версию (законопроект №2442а, зарегистрированный в Раде 1 июля), которая отличается размером ставок. В частности, говорится, что ставки акциза на солодовое пиво необходимо повысить до 0,91 грн за литр с 0,87 грн за литр, на крепленые вина — до 2,63 грн за литр с 2,51 грн за литр, на игристые вина — до 3,83 грн за литр с 3,65 грн за литр. Ставку акциза за литр 100%-го этилового спирта предлагают увеличить до 51,87 грн с 49,49 грн.
Отметим, что в целом производство алкогольных напитков в Украине сокращается. В январе-мае 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года производство водки (без учета крепких спиртных напитков) сократилось на 18,5% до 10,605 млн дал. В 2012 году по сравнению с 2011 годом выпуск водки увеличился на 1,6% до 33,815 млн дал. Также в январе-мае производство коньяка уменьшилось на 4,1% до 1320,6 тыс. дал. В 2012 году по сравнению с 2011 годом производство коньяка сократилось на 0,7% до 4 579,7 тыс. дал.
Напомним, что Украина по итогам 2012 года заняла третье место в мире по среднему потреблению водки на человека. Об этом свидетельствуют данные рейтинга, составленного на основе данных британской компании International Wine & Spirit Research. Согласно ему, на одного жителя Украины (включая женщин и детей) приходится 7,7 литра водки в год.
Первое место в данном рейтинге принадлежит России (13,9 литра), второе — Беларуси (11,3), четвертое — Польше (7,0), пятое — Казахстану (5,9).
Справка
Потребителей годами уверяли, что поддельную водку изготавливают из неочищенного спирта, так как процесс очистки спирта от примесей стоит очень дорого, а производители контрафактного алкоголя не любят лишних расходов. А ведь токсиколог В. Нужный 15 лет исследовал влияние алкоголя и доказал, что токсичность алкоголя, произведенного на легальном предприятии и на подпольном — одинакова. Уже давно никто не делает водку из ядовитого метилового спирта, как в 90-х годах. В наше время поддельная водка и легальная отличаются лишь тем, что производитель «подделки» не покупает у государства акцизные марки и не оплачивает таможенные сборы.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.