Потребительская корзина — набор товаров и услуг, объективно необходимый для удовлетворения первоочередных потребностей человека, и его оценка в действующих ценах. Потребительская корзина является основой расчета минимального потребительского бюджета, зависящего от состава потребительской корзины и уровня розничных цен на товары и тарифов на платные услуги. В состав потребительской корзины входят расходы на питание, одежду, белье, обувь, предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, посуду и культтовары; жилище и коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги; транспорт; связь; табачные изделия и прочее.
Уровень жизни государства определяется богатством потребительской корзины населения. Потребительскую корзину нужно пересматривать каждые пять лет.
Украина
Потребительская корзина насчитывает 335 наименований и услуг
Продукты питания занимают 53,5% дохода (хотя эксперты говорят, что большинство наших граждан тратят на питание около 70%);
оплата жилья и коммунальных услуг — 11,2%;
одежда, транспортные расходы, медицинское обслуживание (включая покупку лекарств), образование, гигиенические процедуры, досуг и прочие затраты — 35,3%.
Особенности
По рекомендации государства, обновлять гардероб (верхней одежды) работоспособный украинец должен не чаще, чем раз в четыре года. Покупка пары обуви предусматривается не чаще, чем каждые три-пять лет. Нижнее белье не следует приобретать чаще, чем каждые три-десять месяцев.
Кстати, то, что украинцы позволяют себе разговаривать по мобильному телефону, государством не предусмотрено. Зато действующие нормы предполагают 15 минут (в месяц) разговоров по телефону городской связи и просмотр телевизора (51 см по диагонали). Интернет, театры и другие услуги, к сожалению, в потребительской корзине украинцев отсутствуют.
Россия
Потребительская корзина насчитывает 156 наименований и услуг
Еда занимает 50% доходов граждан;
коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия — около 25% (из которых 5% — расходы на культуру);
непродовольственные товары: одежда, обувь, головные уборы, белье, лекарства — около 25%.
США
В потребительской корзине США около 300 наименований и услуг.
На еду полагается 18%;
жилье, коммунальные услуги — 42%;
прочие товары и услуги — 40%.
Особенности
В США в структуре потребительской корзины продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47%. Американская корзина предусматривает расходы на табачные и алкогольные изделия, расходы на образование, мобильную и компьютерную связь.
Великобритания
В потребительской корзине — 350 наименований и услуг.
Расходы на еду — около 20%;
жилье, коммунальные услуги — около 30%;
прочие товары и услуги — 50%.
Особенности
В потребительской корзине англичан представлены такие наименования, как котлета по-киевски, iPhone, шампанское и пиво в ночном клубе, электронная книга, обед в закусочной. Кроме этого, в ней есть акустическая гитара, большущий список товаров, служащих для ремонта дома, расходы на услуги садовника, также предусмотрены расходы на алкоголь и табак, общественное питание, организацию отдыха, путешествия и обслуживание автомобиля.
Германия
Потребительская корзина Германии включает 475 товаров и услуг.
На продукты питания Германия тратит 9,8% своих доходов;
жилье, все коммунальные платежи — около 22%;
остальные товары и услуги — 68,2%.
Особенности
В Германии давно включены в содержимое потребительской корзины фитнес-клубы и солярий.
Испания
В потребительской корзине Испании 489 товаров и услуг.
На продукты питания испанцы выделяют 13,1% своих доходов;
жилье, вода, электроэнергия — 12% затрат;
остальные услуги — 74,9 %.
Особенности
В кризисной Испании, несмотря ни на что, не забывают корректировать потребительскую корзину. Недавно добавились такие позиции, как планшет и жесткий диск. Вслед за Францией добавились услуги по лазерному удалению волос и консультация логопеда. Да и вся потребительская корзина Испании существенно отличается от украинской, ведь на потребительские предпочтения накладывают отпечаток образ жизни и менталитет.
Значительную часть своих доходов (10–15%, а это больше, чем на одежду и обувь) — даже сейчас, в кризис — испанцы тратят на ежедневные походы в бары, кафе и рестораны, где встречаются со знакомыми и друзьями. Мобильная связь и интернет занимают 4-5% в структуре затрат среднестатистического испанца.
Комментарии
1Прежде чем писать о потребительской корзине украинцев, нужно указать их зароботок. Если взять коммунальные услуги летние,то 2х-комнатная квартира оплата 300гр,3х-комнатная-400гр.350-----11.2% И выходит,что чтобы оплатить эти услуги зарплата должна быть 3125гр.А 80% украинцев этой зарплаты не имеют.А если взять всю корзину,то зароботок должен свыше10000гр. Ерунда получается с потребительской корзиной.