Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Спецпошлина на импортные авто: старые грабли?

28 мая 2013, 14:00 0

Украинский автопром пока не слишком выиграл от ограничительной меры правительства, а вот дилерам иномарок удалось …

…поднять продажи остатков по старым ценам более чем на треть. Так, согласно данным AUTO-Consulting, в апреле операторы реализовали почти 26 000 автомобилей, что на 35% больше показателей марта и на 33% лучше, чем год назад.

Укравтопром перемен не чувствует

Как известно, 14 апреля Украина ввела спецпошлину сроком на три года - на импорт новых авто. Для двигателей с объемом от 1000 до 1500 кубических сантиметров пошлина составила почти 6,5%, более 1500 - около 13%.

Правительство приняло эту меру по требованию Запорожского автозавода, компаний «Еврокар» и «Богдан Моторс». Они жаловались, что импортная продукция вытесняет «украинские» авто с рынка: на сегодня их доля уменьшилась до 13%. По данным Госслужбы статистики, производство легковых автомобилей в Украине в январе-апреле 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось на 71,2% - до 9300 единиц.

Однако, в этой статистике есть одна важная тонкость. Дело в том, что «национальными производителями» в полном смысле этого слова можно назвать лишь ЗАЗ и «Богдан Моторс». Компании же «Еврокар» и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) занимаются так называемой «отверточной» (или, как говорят специалисты, «крупноузловой») сборкой по сути импортных авто.

Выгодное это дело? Смотря для кого. Дело в том, что пошлина при импорте готового автомобиля в прошлом году составляла 10% от его стоимости. Если же завозить неукомплектованный кузов, а потом уже на заводе собирать его до состояния готового авто «отверточным» методом, то отчисление в бюджет составляло только 109 евро за единицу. Минфин называл такую схему уклонением от полного налогообложения.

И вот прошло чуть больше месяца после введения новой спецпошлины. Помогла ли она тем, кто называется национальными производителями по праву уплаты налогов?

«В этом году влияние спецмер будет минимальным, - прогнозирует вице-президент ассоциации “Украавтопром” Ефим Хазан. - Стоит отметить, что степень защиты, предпринятой сегодня, значительно ниже потерь, которые понесли наши производители от импорта. Поэтому мы рассчитываем не на единичные кратковременные меры, а на целый комплекс мероприятий по защите и восстановлению промышленного потенциала и рабочих мест в отрасли. Реанимация производства – это долгий процесс. Поэтому первые признаки влияния спецмер можно будет ощутить только в конце года».

Руководство «Украавтопрома» полагает, что повышение импортной спецпошлины, кроме всего прочего, позволит решить проблемы госбюджета и платежного баланса. Но… так ли это?

Импортеры вспомнили старый трюк

«Чистые же» импортеры утверждают, что правительственная мера только усугубит ситуацию на рынке, из-за чего госбюджет недополучит значительные суммы денег, как это уже было ранее.

Так, гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко вспоминает, что подобная инициатива уже предпринималась правительством Юлии Тимошенко в 2009 году. Тогда 13% надбавка продержалась полгода, и это привело к сокращению объемов производства авто на 82%, объемы продаж на внутреннем рынке уменьшились на 84%, а доходы упали на 96%.

Четыре года назад дилеры иномарок пошли на хитрость: они запаслись товаром на несколько месяцев вперед еще до вступления в силу пошлины и взяли правительство что называется измором. «Буквально через пару месяцев меня пригласил первый вице-премьер Турчинов и спросил, что нужно сделать, чтобы мы снова начали импортировать автомобили, - вспоминает Олег Назаренко. - Я сказал, что нужно отменить пошлину, но Турчинов сообщил мне, что «Юлия Владимировна пообещала, вы сами понимаете, кому... Вскоре пошлину отменили».

То же самое импортеры решили предпринять и на этот раз. Все компании, члены ВААИД, приняли решение с 15 апреля 2013 г. прекратить импорт автомобилей, которые попадают под действие спецпошлины. Зато перед этим они завезли около 300% от необходимого количества авто. Эта мера позволит импортерам продержаться 2-3 месяца, не увеличивая цену на размер спецпошлины. “Импортные авто подорожают, если они начнут ввозиться по новым ставкам”, - обещает Олег Назаренко.

И подобная ситуация уже наблюдается на рынке. Те импортеры, которые не входят в ВААИД (и соответственно, не подписывали упомянутое соглашение), предлагают две цены: на машины ввезенные до спецпошлины и после. Так, например, популярная модель “Opel” уже подорожала на 1500 долларов.

Спецпошлина: взять – и отменить?!

Тем временем первый вице-президент Автомобильной Федерации Украины (ФАУ), народный депутат Виктор Янукович-младший обратился к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой отменить спецпошлину на импорт авто.

“Указанная новация приведет к увеличению стоимости автомобилей, вследствие чего пострадают сотни тысяч простых автомобилистов, которые будут вынуждены платить дороже, или вообще отказаться от машин, - полагает он.

По мнению вице-президента ФАУ, введение спецпошлины повредит имиджу государства и ухудшит позиции Украины на мировом рынке, а также негативно повлияет на экономику, поскольку в связи с возможным сокращением импорта авто, существенно уменьшатся поступления в госбюджет, а многие импортеры вообще покинут украинский рынок.

И причины для беспокойства действительно есть. Дело в том, что 25 марта на заседании Совета по торговле Всемирной Торговой Организации, США и Япония потребовали от Украины либо отсрочить введение спецпошлины, либо вообще ее отменить. Например, по мнению Японии, Украина не проинформировала основные страны-автоимпортеры о намерении ввести пошлину, чем грубо нарушила правила ВТО. Если через 30 дней после введения ограничительной меры наша страна не договорится с остальными членами ВТО, то они могут принять ответные меры, которые больно ударят, например, по украинским экспортерам металла.

Производители и импортеры – чье лобби мощнее?

Сегодня «Укравтопром» имеет мощное лобби в Кабмине, что позволяет национальным производителям отстаивать свои интересы, и введение спецпошлины - яркое тому свидетельство. Однако, интересы украинских импортеров, которых поддерживает Автомобильная Федерация Украины могут в определенный момент снова одержать верх.

Речь идет прежде всего об экономических интересах отраслей, которые они представляют. Национальным производителям и маскирующимся под них «отверточникам» хотелось бы расширить (или хотя бы сохранить!) свою долю на украинском рынке. С помощью спецпошлины они надеются умерить аппетиты наших сограждан к продукции зарубежного автопрома.

Что же касается членов парламентского лобби в пользу отмены спецпошлины, то они, помимо опасений за долю прибыли импортеров, опасаются недовольства стран-участников ВТО – со всеми вытекающими печальными последствиями для основных бюджетообразующих отраслей нашей экономики и контролирующих их финансово-промышленных групп.

На чьей же стороне правда – с точки зрения государства? Да на той, которая дает бОльшие отчисления в госбюджет!

Но и тут все не столь просто. С одной стороны, отечественному автопрому (в том числе – и «отверточному») помогать надо: он создает рабочие места в реальном секторе экономики.

С другой стороны, 87% объема продаж на украинском авторынке сегодня составляют именно импортные авто, да и предупреждениями ВТО слишком уж явно пренебрегать не стоит – под угрозой окажутся главные экспортные отрасли – ГМК и химпром.

Так что Украина вновь оказалась в весьма непростом положении, а ее руководству сегодня, похоже, больше грозят не воображаемые «вилы» оппозиции, а вполне реальные экономические грабли…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях