Похоже, наши депутаты решили малость подкорректировать известную песенку о папе, который «только мамой не может быть!». Судя по последним законопроектам, украинский папа действительно «может все, что угодно»…
Как уже сообщал Inpress.ua, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №3027, предусматривающий равенство прав мужчин и женщин в получении дополнительного (десятидневного) отпуска по уходу за ребенком.
Об этом гласит новая редакция статьи 19 Закона Украины «Об отпусках»: одному из работающих родителей, имеющему двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида (а также опекуну) «предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней».
Также супруги могут разделить декретный отпуск либо поровну, либо иным образом (по договоренности). При наличии нескольких оснований общая продолжительность такого отпуска не может превышать 17 календарных дней.
Однако здесь следует учесть некоторые нюансы. Во-первых, если декретный отпуск берет отец, то, согласно требованиям означенного законопроекта, он должен предоставить вышестоящему начальству (и бухгалтерии) справку с места работы своей супруги. То есть, нужно иметь документальное подтверждение того, что мать ребенка действительно работает полный день.
Во-вторых, разделить между собой «декрет» супругам удастся далеко не всегда. К примеру, в законодательстве есть пробелы, касающиеся женщин-предпринимателей: они вообще не могут рассчитывать на такой отпуск, поскольку не состоят в трудовых отношениях (не являются наемными работниками).
Почему же бизнес-леди, исправно платящие налоги, ущемлены в своих правах? Не имея ответа на сей вопрос, они вынуждены отказываться и от частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. В таких случаях пост у детской колыбели достается либо папам, либо бабушкам и дедушкам.
Таким образом, предложенный законопроект может и не решить наболевших «детских» проблем. Причина, в общем-то, известна: как показывает неутешительная статистика, после декретного отпуска большинство мам вынуждены искать новую работу.
Де-юре, наше законодательство предусматривает получение декретного отпуска с обязательным сохранением рабочего места. А де-факто? Какой работодатель обрадуется работнику, у которого оплачиваемый отпуск ежегодно будет увеличен примерно на треть?
В итоге имеем то, что имеем: по данным Лиги социальных работников, около 30% молодых родителей, которые выходят из отпуска по уходу за ребенком, вынуждены обращаться в центры занятости (как правило, их увольняют по инициативе работодателей).
Теоретически «декретные» родители могут пожаловаться в прокуратуру или суд. Но как быть с практической стороной этой «медали»? Победа с помощью украинской Фемиды может оказаться пирровой: выигранный иск вряд ли способен погасить вражду между начальником и подчиненным.
Как утверждают в той же Лиге, право на декретный отпуск нынче имеют около 90 процентов молодых мам, а вот пользуются им лишь несколько процентов счастливчиков. Дело, как говорится, не в деньгах, а в их количестве: ухаживая за ребенком в возрасте до трех лет, родители ежемесячно получают около 130 грн.
В большинстве случаев, молодые папы и мамы остаются со своими проблемами один на один. Не во всех случаях можно надеяться и на финансовую помощь от своего работодателя. Согласно Закону «Об отпусках», предприятие может за счет собственных средств предоставлять лишь «частично оплачиваемый отпуск и отпуск без сохранения заработной платы» (по уходу за ребенком до 3 лет).
Два года назад в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии приняли закон, согласно которому отец может взять 26 недель отпуска (если его жена выходит на работу раньше «декретного» времени).
И каков же результат? По данным британских СМИ, из 300-тысячной «армии» мужчин свой пост у колыбели заняли менее 2000 молодых отцов. Местные профсоюзы объясняют эту ситуацию недостаточным уровнем государственной поддержки – чуть больше 100 фунтов (порядка 1250 гривен) в неделю.
В Германии, испытывающей дефицит детсадиков, власть поощряет пап уходить в декрет, гарантируя денежное пособие и сохраняя рабочее место (на которое можно вернуться без ущерба для служебной карьеры).
В Швеции даже существует понятие «папа-ледиг» (домашний отец), подкрепленное законодательством: 360-дневным отпуском по уходу за новорожденным может воспользоваться любой из родителей, а чисто «отцовский» отпуск может растянуться до 450 дней. Все это время выплачивается пособие (80% от зарплаты). Воспользоваться правами «пап-ледиг» можно в течение первых восьми лет жизни ребенка.
По сообщению общественной организации «Мужчины в декрете», в.Финляндии оплачиваемый отпуск для отца составляет 152 дня. Кстати, у финнов две трети мужчин посвящают себя воспитанию ребенка, в их число входили и спикер парламента Пааво Липпонен, и министр внутренних дел Вилле Итяля, и министр юстиции Йоханнес Коскинен.
У нашей ближайшей соседки России (согласно опросам семей) число русских мужей-домохозяев колеблется в пределах трех процентов. Как правило, «усатыми нянями» становятся представители творческого труда, специалисты-компьютерщики или просто безработные, переставшие быть востребованными на рынке труда. Чего не скажешь о предприимчивых мамах, сумевших успешнее приспособиться к изменившимся условиям жизни.
Таким образом, стереотипы, связанные с «мужской» и «женской» работой, уже неактуальны. «Детский» отпуск приводит к новому распределению прав и обязанностей. Если папа в декрете, значит его отношения со второй половиной построены на партнерских отношениях. Кстати, по мнению психологов, среди таких пар зафиксировано наименьшее количество бракоразводных процессов.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.