Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Билеты на поезд: не по карману, зато по паспорту

10 июля 2013, 14:00 0

В этом году железнодорожные билеты в Украине вновь стали именными. Теоретически, это позволит эффективно бороться со спекулянтами и коррупцией, но что на самом деле в результате получили украинские пассажиры и работники железной дороги — еще предстоит разобраться.

Хотели как лучше, а получилось...

Еще с незапамятных советских времен слово «спекулянт» было такой же неприглядной характеристикой, как и алкоголик или тунеядец. Посему со спекулянтами-перекупщиками государство нещадно боролось. Но в отношении транспортных путей сообщения эта борьба время от времени хоть и усиливалась, но особых результатов не приносила и напоминала попытки изгнать блох из живущего на улице кота.

Будь то стихийное бедствие или «мне в Париж по делу срочно», тут же появлялись они — люди, готовые помочь, но с неслабой накруткой на цене. Тогда светлые головы депутатов осенила мысль: надо сделать билеты персональными. Именно для борьбы со спекулянтами в 2000 году билеты стали именными.

Нововведение моментально осложнило жизнь почти всем, кто работает на железной дороге. Транспортники жаловались: сверять фамилии в паспорте и на билете, особенно зимой, ночью, на станции, где стоянка две минуты — мало радости.

Причем, позже необходимо отчитаться перед руководством — внести все фамилии в ведомость, и если есть ошибка в фамилии, хотя бы в одну букву — выговор, а то и штраф. Если же человек забывает документ — еще и моральная нагрузка, скандал обеспечен.

Пассажиры же, в свою очередь, оценили прелести этого нововведения, особенно в предпраздничные и предотпускные периоды. Оказывается, закон не запрещает кому угодно скупить билеты, а после попытаться их перепродать — например, желающим уехать под Рождество в Карпаты, Польшу, Словению, а летом — к Черному морю. Перекупщики просто сменили методы работы. Тот, кто скупал билеты и в том же зале продавал их втридорога, получил лицензию на оказание услуг доставки, зарегистрировался в налоговых инспекциях и... продолжает зарабатывать на дефиците уже в статусе законного посредника.

С 21 ноября 2007 года билеты на поезд в Украине снова стало возможно купить без паспорта. На кого новое правило не распространилось, так это на... студентов: чтобы купить льготный билет, документ оставался по-прежнему обязательным.

Плюсов всего два: кассиры быстрее оформляют документы и можно взять билеты для родственников; минус — один, но немалый: для перекупщиков открылись новые горизонты.

В связи с этой отменой хлопот транспортной милиции только добавилось, особенно в плане розыска подозреваемых преступников и противодействия спекуляциям железнодорожными билетами...

Практически сразу после отмены именных билетов в ноябре 2007-го, в декабре того же года тогдашний глава Минтранса Николай Рудьковский начал инициировать возвращение предыдущей технологии оформления проездных документов как средство борьбы с ажиотажем вокруг касс и прекращения спекуляций. Ведь как только билеты стали «безликими», перекупщики снова начали массово появляться вблизи вокзалов как грибы после дождя, предлагая билеты на любое направление с ощутимой наценкой, а в горячее отпускное время — и втридорога.

Мольбы Минтранса были услышаны, поэтому правительство внесло изменения в «Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом» в виде Постановления № 160 от 6 марта 2013 года, а с 6 апреля госадминистрация «Укрзализницi» начала именную продажу билетов. Теперь при покупке проездных документов нужно называть свои имя и фамилию, а при посадке на поезд — показывать проводнику документы, удостоверяющие личность: паспорт, водительское удостоверение, студенческий и другие.

Все это удовольствие не коснулось лишь региональных и пригородных поездов, но, в целом, постановление правительства вызвало волны протестов правозащитных организаций.

По каким документам, кроме паспорта, можно сесть в вагон:

загранпаспорт

• дипломатический паспорт

• удостоверение моряка или члена экипажа

• водительское удостоверение

• удостоверение личности на возвращение в Украину

• удостоверением беженца, карта мигранта

• вид на постоянное или временное жительство

• другое специальное удостоверение (например, удостоверение лица, нуждающегося в дополнительной защите или паспорт лица без гражданства).

Министерство инфраструктуры уже потирало руки от радости по поводу решенной проблемы, поскольку такой подход должен был минимизировать вероятность спекуляций в железнодорожной отрасли. Но это была голая теория. На практике же продажа «именных» билетов привела к возникновению лишней работы кассиров и проводников и увеличила очереди в кассы, а перекупщики снова сумели перестроиться под новые правила игры.

Например, выкупить билеты, забронированные по Интернету — квест, достойный заядлых геймеров. В таких кассах километровые очереди — помимо фамилии и имени, кассиру нужно вбить еще и длинный код на бумажной распечатке. А наша далеко не самая современная техника регулярно зависает.

Атмосфера в очередях — хоть ножом режь. Большинство владельцев купленных через Интернет билетов приезжают менять свои распечатки в день отправления поезда. Обычно — за час-полтора до его отхода. У многих сдают нервы. В очередях не просто возмущаются, дело порой доходит до нецензурной брани, истерик и даже легких потасовок. Так, один подвыпивший строитель, опаздывающий на поезд в Москву (оттуда у него стыковка в какой-то дальний уголок России) чуть не подрался с тоже спешащим на поезд куда-то на Западную Украину киевским студентом...

Зато посадка на поезд — сплошное удовольствие. Впрочем, это лишь в том случае, если пассажир не забыл документы, удостоверяющие личность. Проводники уверяют: без документов на поезд не посадят, иначе они могут остаться без работы.

В профильном министерстве чуть ли не на Библии клянутся: такие неудобства — явление временное и оправданное. Еще Борис Колесников, будучи вице-премьер-министром по вопросам инфраструктуры говорил: «Это является вынужденной мерой в связи со спекуляцией и коррупцией». По его словам, подобный механизм позволит выявлять тех, кто занимается массовой скупкой железнодорожных билетов, и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам. Но ничто так не постоянно в Украине, как временные трудности и неудобства.

Срочно нужен билет? Бегом в интернет!

Чего греха таить, в Украине до сих пор процветает спекулятивный рынок перепродаж билетов. Наши соотечественники активно используют для поездок именно железную дорогу. Ведь по сравнению со странами ЕС, и даже соседними Белоруссией и Россией, поезда в Украине — относительно дешевый вид транспорта. С появлением Интернета стало удобно бронировать и оплачивать билет, не выходя из дома и не простаивая в очередях (порой — безрезультатно).

А что же наши вездесущие перекупщики? Неужели остались не у дел? Нет, спекулянты никуда не пропали — они просто минимизируют риски. Забрались в джунгли Интернета, где их поймать за руку намного сложнее, и сидят там, как партизаны в лесах.

В Украине появилось множество сайтов, торгующих билетами. Услуги их платные — около 100 гривен наценка плюс еще около 30-50 гривен доставка курьером. Но при этом здесь практически всегда можно найти удобные места в комфортных поездах.

«На таких посредников есть спрос, который, между прочим, во многом обеспечивает сама „Укрзализниця“. Ведь в Украине купить билет без наценки в сети можно только через сайт „Укрзализницi“, но он, несмотря на то, что ему уже больше года, до сих пор работает в тестовом режиме. Часто зависает. Например, в середине марта я хотел было приобрести билеты через веб-ресурс железной дороги, но он не работал несколько дней. В итоге я обратился в частные кассы, заплатил „сверху“ 20 гривен и купил билеты», — рассказывает юрист Лев Пащенко.

Несовершенство и общий хаос в системе бронирования и покупки билетов на железной дороге — разрешимы. От всех этих «любимых мозолей» давно избавились авиаперевозчики. На сайтах авиакомпаний можно запросто забронировать и выкупить билеты самостоятельно. Выбрал в специальном окошке направление и дату рейса, класс комфорта, ввел свои данные и можно оплатить. На указанную электронную почту приходит уведомление — электронный билет с кодом.

На все это обычно уходит в районе десяти минут. Самое же смешное, что электронный билет не нужно менять на бумажный. Достаточно при посадке на самолет показать распечатанный на принтере электронный, а некоторые авиакомпании даже разрешают предъявлять его онлайн-версию, например с планшета или экрана мобильного телефона.

В «Укрзализнице» тоже обещают внедрить подобную систему. Для этого на электронных билетах собираются ввести специальный QR-код — якобы такой документ будет содержать все необходимые сведения о лице, которое им воспользуется.

Код при посадке на поезд будут считывать специальные устройства, которыми руководство «Укрзализницi» обещает снабдить всех проводников.

Правда, перейти на такой современный метод работы железнодорожники обещают уже больше года, но пока дальше обещаний не продвинулись.

Вокзальная мафия — бессмертна

Последнее решение ввести именные билеты лишь ускорило мутацию касты вокзальных спекулянтов, которые тут же приспособились к новым реалиям жизни. Теперь предлагающий билет в любое нужное направление — лишь звено в схеме, которая уже проверена, отлажена и работает не хуже швейцарских часов.

Ключевые фигуры при перепродаже билетов:

• «Билетчик» — спекулянт, который находит покупателей среди пассажиров
• Кассир, через которого оформляются именные билеты на нужные фамилии
• Милиционер, главная задача которого — бездействовать, наблюдая за спекуляцией билетов
• «Бригадир» — это фактически руководитель и защитник «билетчиков»

Схема работы вокзальной «коза ностры» проста, как и все гениальное. «Бригадир» расставляет «билетчиков» по залам вокзала, защищает их в процессе работы и собирает с них ежедневную плату. На крупных ж/д вокзалах в Украине работают по 50-100 человек «билетчиков». Их прибыль составляет от 50 до 200% от стоимости билета. При этом неважно, сколько он продал билетов за день — два десятка или ни одного, он должен заплатить своему «бригадиру» за «аренду рабочего места». Это всегда фиксированная плата и в зависимости от ж/д вокзала она составляет 20-50 долл. в сутки.

Чтобы схема заработала, сначала создается искусственный дефицит билетов. Это делается с помощью ложного бронирования ж/д билетов на самые популярные направления. Сделать это может фактически каждый человек через любой онлайн-ресурс. При этом в распоряжении кассиров на вокзалах всегда есть так называемый «прикрытый резерв» — те билеты, которые не видны тем, кто покупает их через интернет. К нему, в частности, относится бронь МВД, СБУ, прокуратуры и других министерств и ведомств.

Наверняка все видели, как кассы закрываются на 5-7 минут на технический перерыв. Вот в это время они и помогают «билетчикам» сделать проездной документ на фамилию конкретного пассажира. Порядок действий «билетчиков» очень прост. Находится покупатель билета, с него берется предоплата в размере 50% и паспортные данные — имя и фамилия.

«Билетчик» смс-кой скидывает эту информацию «своему» кассиру и отлучается на 5-10 минут, чтобы забрать распечатанный проездной документ. Далее — передача билета и полный расчет со счастливым пассажиром.

Любопытно, что решение ввести именные билеты «Укрзализницей» стало настоящим праздником для «билетчиков», потому что принятие этого решения одним махом вывело из игры их конкурентов — перекупщиков.

Именные билеты: борьба с преступностью или тотальная слежка?

Эффективность сбора данных о передвижениях по железной дорогой для повышения эффективности борьбы с преступностью весьма сомнительна. Ведь даже подростку ясно, что организованные преступные группы смогут легко преодолеть преграды с именными билетами, следовательно, серьезного влияния на раскрытие преступлений ожидать довольно трудно.

В то же время введение именных билетов и сбор информации о передвижении пассажиров массово нарушает право на приватность. Никто не сообщает пассажирам о ведении такой базы данных и не спрашивает их согласия на внесение и хранение данных об их поездках. Тут явно имеет место игнорирование конституционной нормы о сборе информации о лице только с его согласия, кроме случаев, определенных законом.

Ни в одном законе упомянутая база не определена, ее функционирование регулируется ведомственными инструкциями. Соответственно, нарушается также закон о защите персональных данных: цель сбора и сам факт хранения информации в базе данных даже не обнародованы.

Кстати, использование именных билетов серьезно ограничит свободу передвижения. Если у человека украли его документы, он уже не сможет воспользоваться железнодорожным транспортом. При этом законодательство четко определяет, что свобода передвижения не может ограничиваться из-за отсутствия тех или иных документов.

Повседневная жизнь существенно усложнится, особенно для организации групповых путешествий или поездок иностранцев. Неудобства принесет и неправильное внесение фамилии в билет. Очереди к железнодорожным кассам и время продажи билетов могут увеличиться, как минимум, вдвое.

В целом же это нововведение пока свидетельствует о полном непонимании органами государственной власти конституционного предписания по главной обязанности государства — утверждению и защиты прав человека. Напротив, наблюдается довольно унизительное отношение государства к своим гражданам, неуважение к правам человека и их нарушение.

В частности, председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, считает, что введение именных билетов осуществляется с целью контроля правоохранительных органов за передвижением пассажиров. Известно, что информация о путешествии лица Х из города А в город Б в определенный день автоматически попадает в базу данных о поездках пассажиров. МВД даже требовало вносить в билеты фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер документа, удостоверяющего личность! Введение контроля передвижения означает отношение ко всем пользователям «Укрзализницi» как к потенциальным правонарушителям. А от этого — всего лишь один шаг до недоброй славы полицейского государства.

Именные или безликие: выход из ситуации

Безвыходных положений, как известно, не бывает. Оптимизировать бронирование и приобретение билетов без ущерба для пассажиров в Украине на самом деле вполне возможно.

Для этого необходимо начать хотя бы с перенесения на железную дорогу схемы бронирования и продажи авиабилетов, поскольку авиакомпании более-менее оптимизировали этот механизм и диких спекуляций на воздушных путях сообщений пока не наблюдается.

Далее стоит разработать и внедрить на законодательном уровне программу борьбы со спекуляцией в среде перекупщиков и коррупцией в рядах правоохранительных органов, некоторые представители которых работают рука об руку со спекулянтами.

Есть еще одно «но»: отсутствие конкуренции на железной дороге. Ведь при имеющейся монополии «Укрзализницi», никто не может предложить украинцам более качественный продукт — будь то билеты или само путешествие с надлежащим комфортом.

Разумеется, закон — не стодолларовая (500 — гривневая?) купюра, чтобы нравиться абсолютно всем. Но основная его функция все же состоит в том, чтобы служить и защищать — причем служить народу и защищать его от перекупщиков и спекулянтов.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях
болт м14 din933
gradient-metiz.ru
Такси из Москвы
Удобный сервис поиска и заказа такси онлайн. Приятной поездки
taximasters.ru