Нашу страну вновь объявили пиратским заповедником. Маховик раскручен, расследование началось, но кто выйдет из этой схватки победителем – еще большой вопрос.
Компьютерное пиратство как явление стало возможным в 1980 году, когда Конгресс США, во многом благодаря стараниям Билла Гейтса, принял определение компьютерной программы как объекта интеллектуальной собственности.
С этого момента пиратство получило официальный статус воровства, то есть противозаконного деяния. Спустя десятки лет цифровое пиратство вышло за пределы комнат хакеров-любителей и превратилось в мировую индустрию взломанного программного обеспечения.
В Украине тоже все шло тихо-мирно, пока в конце мая 2013-го США в очередной раз не объявили, что именно наша страна лидирует по нарушению авторских прав на интеллектуальную собственность.
В специальном докладе американские аналитики утверждают, что в стране действует «несправедливая и непрозрачная система сбора авторских отчислений, не принимаются меры по борьбе с интернет-пиратством и широко используется нелегальное программное обеспечение (ПО), в том числе и в правительственных учреждениях». Слабое утешение, но приятно, что хоть какая-то система в нашей стране действует.
Для жителей Украины (да и всего постсоветского пространства) действительно давно стало обыденностью потребление аудио- и видеоконтента сомнительного происхождения. Потому как тяга к «халяве» наиболее ярко выражена именно у нас. Причем широкое распространение новых гаджетов — MP3-плееров, смартфонов, планшетов, букридеров – только увеличило объемы «нелегального» потребления контента.
Производителям большинства девайсов не выгодно тратить ресурсы на разработку эффективных механизмов защиты авторских прав. Те же устройства, где такие механизмы задействованы (например, техника Apple), были беспощадно взломаны и открыты для установки пиратских приложений. Недаром в народе ходит изречение-анекдот: в Америке существует лицензионное и пиратское ПО, а у нас – лицензионное и обычное.
Появление и популяризация в Украине файлообменных ресурсов вкупе с торрент-трекерами стало благодатной почвой для распространения различного, в первую очередь, видео- и аудиоконтента.
Файлообменник EX.UA сегодня можно назвать одним из лидеров просторов нашего интернета: масса зарегистрированных пользователей (релизеров, выкладывающих контент) и еще больше просто заходящих «на огонек». Лафа длилась с момента открытия в 2009 году и до конца января 2012-го, когда нагрянула доблестная милиция и конфисковала 123 сервера якобы по жалобе правообладателей программного обеспечения.
Дело EX.UA часто сравнивают с историей другого файлообменного ресурса – Инфостор, который был закрыт в декабре 2008 года.
В этот период сотрудники МВД изъяли около 20 серверов Инфостора, на которых, в частности, располагался программный код infostore.org и соответствующие страницы пользователей сети.
Основанием стал ордер на обыск, выданный в связи с необходимостью проведения следствия относительно наличия на этом ресурсе порнографических материалов. Поводом для изъятия серверов EX.UA стали обращения правообладателей – производителей ПО.
Однако, в отличие от Инфостора, история EX.UA закончилась хэппи-эндом – по крайней мере владельцам ресурса вернули все серверы. И хотя уголовное дело о нарушении авторских прав до сих пор не закрыто, юристы уверяют, что это просто формальность.
Торрент-трекеры в этом отношении перестраховались: он лишь связывают клиентов друг с другом, но напрямую не участвуют в обмене раздаваемых файлов. То есть физически на трекере хранятся не файлы, а только ссылки на них.
Сами файлы по частям разбросаны среди клиентов, которые и раздают их. Таким образом, пытаться уличить ресурс в распространении пиратского контента, как минимум, смешно, поскольку привлечь к ответственности, в общем, не за что.
Да и, кстати сказать, у правоохранителей тоже в этом плане далеко не все идеально. Пиратские программы успешно работают в МВД, Генпрокуратуре и налоговой службе, а на закупку легального ПО для госорганов в бюджете на 2013 год выделено всего 100 млн грн, что составляет 10-20% от потребности. И то, даже эту скромную сумму Кабмин намеревается сократить.
Почему же появлялись, появляются и, скорее всего, будут появляться все новые и новые армии файлообменников? На это есть весомые причины.
Во-первых, несовершенство законодательства, над которым депутаты начинают работать только в случае собственных интересов, и то результат чаще всего похож на попытку принести воду в решете.
Во-вторых, потребительская способность и доступность лицензионного продукта, которые оставляют желать лучшего. В стране работают всего несколько условно бесплатных сервисов, которые уверяют, что предлагают потребителю легальный контент, но информации о лицензионных договорах с правообладателями на сайтах не найти.
То есть на рынке нет альтернативы бесплатным файлообменникам, чья бизнес-модель не предусматривает легализации, и торрентам, которые нелегко закрыть из-за особенностей функционирования сервиса.
Для устранения назревшей проблемы нужно создать благоприятные и привлекательные условия для приобретения лицензионного продукта и тогда уже бороться с нарушителями. Но в нашей стране, где привычнее и проще бороться не с причинами, а с последствиями, это практически невозможно.
Также пока не представляется возможным ужесточить законы, ведь за интернетом стоят большие деньги. Аналитики говорят: в этом году в интернет-рекламу вольют почти полмиллиарда гривен, потому что здесь слишком привлекательная аудитория – молодые и богатые. Быстро развивается и видеореклама.
От интернет-видеопиратства страдает не только Голливуд, но и наши телевизионщики, которые вкладывают огромные деньги в телешоу. На сегодняшний день можно посмотреть онлайн любимую программу или ток-шоу, списанную по трансляции и выложенную в сеть.
Реклама делает доступ к любимым фильмам и программам бесплатным. Сегодня ее показывают и видеопираты. При этом авторы видеопродукта - телевизионщики или киностудии - не получают своего вознаграждения за созданный своими силами продукт. Но можно договориться с правообладателями по-честному, и это безопасно и выгодно всем.
Таким образом, напрашивается логичный вывод: путем договоренностей решаются любые возникшие проблемы, а значит, уважать авторские права в Украине возможно и удобно.
Можно и нужно обратиться в Американскую торговую палату и американское посольство с заявлением от игроков рынка о том, что сами Apple Inc. и Google Inc. размещают в своих app store украино- и русскоязычные нелегальные сервисы.
Можно и нужно устроить бойкот рекламодателям, которые сотрудничают с пиратскими ресурсами, в том числе – и зарубежными, таким образом финансируя их.
Можно и нужно отказаться от стереотипа о том, что у украинцев нет денег, чтобы платить за труд авторов. В прошлом году они оставили больше $100 млн. в кинотеатрах и, по данным Госкомстата, заплатили кабельным операторам 1,5 млрд. гривень! Получается, деньги у людей есть, и есть компании, которые вполне легально их получают, выплачивая роялти авторам и исполнителям.
Возможно, придет день, когда компьютерное пиратство в Украине зачахнет. Когда легальные версии программ будут доступны всем, а азарт от преодоления защиты пропадет или затраты на взлом превысят ожидаемую прибыль.
Однако уже сейчас ясно, что одними лишь арестами хакеров и административными мероприятиями этот процесс не остановить. Пиратское ПО пользуется спросом – потому что зачастую получить взломанную версию программы можно проще и быстрее, чем лицензионную версию.
К тому же, людям нравится возможность получить бесплатно «софт», который они никогда бы не купили. А еще потому, что использование нелегального программного обеспечения не ассоциируется с воровством. Является ли преступлением ограбление банка? Очевидно, да. А если «одолжить» ручку из рабочего офиса, подобрать купюру на улице или скачать программу из Интернета? Для многих людей ответ – нет.
Комментарии
2Подставлять задницу среди украинской "элиты" - просто национальный вид спорта... Во-первых. одна из главных проблем - "непрозрачное взымание авторских...". Т.е. есть шустрые ребята, которые отбирают деньги "автору"... и оставляют их себе. Это прибыльный бизнес и в деле скорее всего не последние люди. Вот и решение... да и если закрыть этих людей, общий уровень IQ в стране сразу резко повысится. Во-вторых. кормушка под названием сертификация программ. У нас можно пользоваться только сертифицированным! все, бесплатный и отнюдь не хуже качеством софт уже вне закона. Ребята (условно говоря) старались ради своего мелкого бизнеса - они в Киеве будут каждый месяц ничего не делая выдавать бумажки под названием "сертификат". Копеечку зарабатывать. Платить - миллионы - будет вся страна. И не им. Опять же - если закрыть эту... я прошу прощения... кормушку - ну сильно IQ страны подымется. В-третьих. Не так много чего надо нашей госмашине програмных фишек (кто не согласен - на сайт Рады или любого министерства, смотрим уровень представления документов. Думаем. Успокаиваемся.). С моей точки зрения, формат html+ascii и будет всем счастье (смотрим стандарты США для госбумаг. Успокаиваемся). А для этого M$ Office абсолютно излишен. Вот только как объяснить милиции, что воровать - бессмысленно и хотя бы отчасти плохо? А налоговикам? А пенсионному фонду? регулярно выпускающему свои программы, расчитанные (кто бы сказал, зачем) на работу исключительно в самой последней Виндовс с наворотами? Вот еще резерв IQ. Три задачи решили - и в лидеры мировые по интеллекту выбились. И с пиратством слегка поборолись - ровно настолько, что бы из лидеров уйти. Больше не надо - скажем, Майкрософт широко использует эти же каналы для популяризации своего софта. И рекламы еще не вышедших продуктов. Но это сильно сложно для нашей "элиты"...
Китайский прецедент показывает - перевод ведущих вузов страны на свободный софт снижает уровень претензий правообладателей раз в 10 (100). При этом деньги за его сопровождение остаются в стране. Кадры - тоже. И вопрос это зависит не от народа (который, как всегда, нашим владетелям не совсем качественный достался... см.выше) - а от узкой, очень узкой компании людей, именуемых почему-то "элитой". Руководящих - и абсолютно к этому непригодных.
Уважаемый! А кто Вам сказал такую глупость, что украинский кабельный монополист "Воля" хоть копейку правообладателям платит? А как количество своих абонентов этот оператор увеличивал срезая антенны на крышах в Киеве вы знаете или нет?Как в других городах выше названный оператор "подминал" под себя местных операторов, и что произошло с теми операторами которые не захотели "ложиться" под Волю, которая ни копейки в развитие кабельных сетей(в Харькове например)У меня есть такое подозрение, что все идет к тому чтобы уменьшить количество интернет-провайдеров до минимума (сетевое хозяйство то уже готовое есть-денежки не надо вкладывать) А что, все просто - сделать крайним несговорчивого провайдера и воспользовавшись этим монополизировать данную сферу услуг (прибыли то уже подсчитаны!) Очень подходящий предлог, да еще и под таким лозунгом. В Украине с пиратством должны бороться только местными силами- а США пусть у себя сначала пиратство одолеют и разберутся со всеми своими нелегальными сервисами, коих очень и очень много, да и рекламы этих сервисов полно на сайтах всех стран мира. Сначала надо у себя дома порядок навести, а потом думать -надо ли свой длинный нос совать туда куда тебя не зовут.