В Верховной Раде де-факто уже две недели нет коалиции, хотя де-юре парламентское большинство еще живет.
Курс на досрочные выборы, который взяли некоторые политсилы, судя по всему, пока не оправдал себя. И сейчас ведется активная работа по реанимации коалиции в новом формате.
Какие наиболее вероятные комбинации депутатов вероятны на данный момент в парламенте, решила разобраться журналистка Алина Купцова на страницах ресурса Обозреватель.
Возвращение «радикалов»
Когда в середине февраля «Батьківщина» и «Самопоміч» вышли из коалиции, она фактически прекратила существование – в ней осталось всего 215 депутатов.
Тем не менее, на бумаге парламентское большинство еще действительно. Дело в том, что Радикальная партия в сентябре прошлого года публично заявила о своем выходе из коалиции, однако за полгода то ли по небрежности, то ли по дальновидности так и не закрепила это решение официально.
Сейчас именно коалиционный формат «Блок Петра Порошенко»+Радикальная партия+«Народный фронт» кажется наиболее вероятным. Сразу после демарша «Батьківщини» лидер «радикалов» Олег Ляшко заявил, что его фракция готова участвовать в формировании новой коалиции. Последующие голосования в Раде подтвердили эту готовность.
В таком формате коалиция будет насчитывать 238 депутатов. Это, конечно, не конституционное большинство, однако вполне дееспособное. А если взять во внимание внефракционных нардепов и ситуативные союзы с «Оппозиционным блоком» и депутатскими группами, наскребается и 300 голосов за изменения в Конституцию, которые обусловлены Минскими соглашениями.
Правда, именно после голосования за эти изменения Радикальная партия демонстративно покинула коалицию в прошлый раз, но на данный момент это проблема среднесрочной перспективы.
Сейчас же представители провластных фракций считают, что договориться с «радикалами» уже на днях вполне реально.
«Достаточно большая часть наших депутатов выехала на дни Украины в Европарламенте. Там присутствуют главы всех фракций и комитетов. Это хорошая неформальная площадка для того, чтобы понизить градус страстей и все-таки приступить к конкретному диалогу. До конца этой недели, скорее всего, будут найдены форматы будущей коалиции и правительства», - сообщил нардеп от «Народного фронта» Вадим Кривенко.
Именно на союз с Радикальной партией сейчас возлагают наибольшие надежды БПП и «Народный фронт».
«Пока складывается так. Это те политсилы, которые заявили, что готовы войти в коалицию», - прокомментировала народный депутат от БПП Наталья Новак.
Ситуативные союзы
В планах премьерской фракции привлечь в коалицию не только «радикалов», но и ряд внефракционных депутатов.
«После того, как коалиция будет сформирована, к ней могут индивидуально присоединяться внефракционные депутаты. И некоторые из них готовы это сделать», - отметил Кривенко.
На данный момент в Раде 55 внефракционных нардепов. С частью из них действительно можно договориться. В частности, источник в парламенте сообщает, что в коалицию могут войти 5 депутатов, которых в конце лета «Самопоміч» исключила из своих рядов. Причиной тому послужили их голоса в поддержку конституционных изменений в части децентрализации.
А вот вхождение в состав коалиции «Оппозиционного блока», «Відродження» и «Волі народу» маловероятно. Провластные фракции вполне продуктивно сотрудничают с ними во время голосований, но официальный союз с этой частью депутатов будет сложно объяснить общественности. Представители БПП и «Народного фронта» неоднократно заявляли, что не будут создавать коалицию с бывшими «регионалами», хотя многие из них, как известно, присутствуют в этих политсилах.
«Наша фракция не готова войти в коалицию с «Оппозиционным блоком». Вопрос депутатских групп тоже сейчас не рассматривается», - подчеркнул Кривенко.
Сомнения «Батьківщини»
Депутаты провластных партий отмечают, что хотели бы видеть в составе обновленной коалиции также «Батьківщину» и «Самопоміч», уверяя, что все разногласия решаемы.
«Самопоміч» свою позицию высказала четко и безапелляционно – в коалицию она не вернется. Об этом, к примеру, не так давно заявил лидер партии и городской голова Львова Андрей Садовый. В политсиле свое решение объясняют тем, что их видение путей развития Украины существенно отличается от взглядов «Народного фронта» и БПП, поэтому союз с ними контрпродуктивный.
«За законы, которые пойдут на пользу Украине, наша фракция будет голосовать. Мы просто на бумаге оформили нашу оппозиционную политику. Она фактически и была таковой, как минимум, полгода», - прокомментировала народный депутат от «Самопомочі» Анна Романова.
А вот с «Батьківщиной» все оказалось не так просто. Несмотря на громкие заявления, на днях из фракции стали доноситься двузначные месседжи, из которых следует вывод, что эта политсила не исключает своего участия в новой коалиции.
В частности, нардеп Игорь Луценко отметил, что фракция готова договариваться и идти на компромиссы, если, конечно, будут выполнены ее главные требования: усовершенствование коалиционного соглашения, выполнение его пунктов, отмена налога на пенсии и модификация тарифов.
В БПП полагают, что подобные метания «Батьківщини» связаны с провалом спецоперации «перевыборы».
«Думаю, возвращение в коалицию рассматривается, потому что фракция опасается остаться в стороне от важных процессов», - полагает Новак.
По ее мнению, вероятное участие «Батьківщини» в коалиции зависит от двух основных факторов. «Это зависит от того, что предложат политсиле и можно ли будет красиво выйти из ситуации. Они будут взвешивать все «за» и «против», - подытожила Новак.
Таким образом, самый многообещающий формат новой коалиции включает в себя президентскую и премьерскую фракции, а также «радикалов». Вполне возможно, к ним присоединятся несколько внефракционных депутатов, а при определенных обстоятельствах и «Батьківщина».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.