Украина встречает первую после «Майдана» зиму с целым букетом проблем, которые власти становится всё труднее замалчивать. Западные СМИ уже не стесняются в выражениях относительно нового украинского руководства: на прошлой неделе авторитетные «Economist» и «Daily Beast» опубликовали материалы с умеренной критикой в адрес Петра Порошенко и Арсения Яценюка.
В то же время в большинстве украинских СМИ длящиеся уже месяц торги за министерские портфели подаются как неотъемлемый атрибут европейской демократии, а вместо неудобных для украинской власти тем гораздо больше внимания уделяется новостям о «загнивающей» российской экономике.
Украинская борьба с проблемами путем их замалчивания может выйти на качественно новый уровень при реализации инициативы Арсена Авакова о создании «министерства информационный политики». О «министерстве контрпропаганды» 30 ноября заявил и нардеп Антон Геращенко, даже предложив кандидатуру кума президента Юрия Стеця на должность главы ведомства.
И хоть пока «оруэлловский замысел» власти окончательно не осуществлен, уже бросается в глаза контраст между теми реальными вызовами, с которыми столкнулась Украина на пороге 2015 года, и задаваемой лояльными к власти СМИ повесткой дня.
Отвлекать украинцев от их же проблем нелегко, но вполне реально, если грамотно переключать внимание обывателей. Часто «переключение» происходит как в старом анекдоте про украинца и соседа: мол, хочу, чтобы гривна упала в два раза, если в России рубль в 4 раза упадет.
Новости о социально-экономических проблемах России и самопровозглашенных республик рассчитаны не только на банальное злорадство телезрителей, но и призваны создавать ощущение приближающейся победы в войне. И пока «народ-победитель» видит с экрана крушение путинского режима изнутри, он готов закрывать глаза на собственную социально-экономическую деградацию.
Переключение внимания с настоящего на «героическое прошлое» – еще одна технология «отвлечения». Последние недели едва ли не каждый день являлся годовщиной чего-то – выхода на площадь, разгона студентов, столкновений на Банковой… Январь и февраль в этом плане будут еще насыщеннее – и пока документальные фильмы о тех событиях напоминают украинцам, какими же ужасными были «попередники» и какую цену пришлось заплатить народу за их свержение, новая власть будет в относительной безопасности.
Присутствуют в информационном пространстве и военная мифология – ярким примером являются «киборги», защищающие донецкий аэропорт. Сами военные признаются, что крайней необходимости в удержании того, что осталось от аэропорта, нет, однако в символическом смысле это сродни мифу о трехсот спартанцах.
В информационное поле просачиваются и хроники коалициады, но эти «вбросы в общественность» сами по себе являются инструментом давления на тех или иных субъектов переговорного процесса. Например, 1 декабря Петр Порошенко и Арсений Яценюк в ответ на неуемные кадровые аппетиты «Самопомощи» (8 комитетов и пост вице-спикера) публично предложили Андрею Садовому променять кресло мэра Львова на должность вице-премьера.
Впрочем, оказалось, что слоган «Возьми и сделай!» несколько преувеличил готовность «Самопомощи» брать на себя ответственность – Садовой прогнозируемо отказался. На этом повестка дня, по большому счету, исчерпывается, так как более «взрывоопасные» темы могут серьезно навредить власти.
Не из украинских новостей, но из платежек за коммунальные услуги граждане ежемесячно узнают, что такое в действительности «жить по-новому». И в мирное время практически каждую зиму украинцы наблюдали очередной виток «газовой войны» с Россией, что уж говорить о дне сегодняшнем.
Эксперты отмечают, что Украина встретила зиму с минимальными запасами угля – на складах хранится около 1,5 млн. тонн вместо необходимых 3-4 млн.. После провала переговоров о поставках из ЮАР, власть рискует оказаться в ситуации, когда отапливать и освещать дома украинцев будет попросту нечем – вероятно, даже согретые патриотическими чувствами граждане могут усомниться в компетентности своих руководителей. А значит «голодные» и «холодные» бунты станут вероятнее, чем хотелось бы власти.
Ухудшение качества услуг, сопровождающиеся повышением оплаты, характерно и для общественного транспорта, с которым в областных центрах вынужден сталкиваться практически каждый второй. 1 декабря столичный мэр Виталий Кличко заглянул в завтрашний день и увидел там проезд в метро по 4 грн, чем сразу же поделился с киевлянами.
Критическая ситуация сложилась и в банковской сфере. Обвал национальной валюты душит банки «петлей обязательств» – многие клиенты не в состоянии рассчитываться по валютным кредитам, из-за чего банкам не хватает средств для своевременных выплат другим клиентам. Всё это усиливает панику и увеличивает отток депозитов.
По мнению аналитиков, без очередного рефинансирования банковскую сферу Украины ожидает коллапс, тогда как само по себе рефинансирование является крайне непопулярной и непрозрачной мерой, в особенности после весенних «подвигов» экс-главы НБУ Степана Кубива (к слову, действующего народного депутата от президентской партии).
Показательное увольнение Валерии Гонтаревой, которую на Банковой могут назначить «главным стрелочником», едва ли существенно изменит ситуацию. Да и курс по 16 гривен за доллар буквально через пару месяцев может перейти в разряд ностальгических воспоминаний, так как именно в декабре власти предстоит затыкать все бюджетные дыры, судя по всему, не без помощи «станка».
Однако основной «болевой точкой» для государства остается Донбасс. Даже в нынешнем, «замороженном» состоянии конфликт обходится украинской экономике порядка 1,5-2 млрд. грн. ежемесячно – если боевые действия вновь перейдут в активную фазу, то эта цифра увеличится в разы.
Дополнительная нагрузка на бюджет усилит давление на власть. Но «призрак третьего майдана» так и останется фантомом, пока его не оживят большие деньги. А потенциальные спонсоры, чьи отношения с президентом охладевают с каждым днем, уже есть.
Возможно, некоторое недопонимание между Игорем Коломойским и Петром Порошенко возникло до появления в сети «сериала» с участием днепропетровского губернатора и лже-Губарева. Однако совершенно точно после опубликования скандального видео между Коломойским и президентом начался разлад.
26 ноября «человек Коломойского» Борис Филатов демонстративно вышел из фракции «Блока Порошенко», а уже 2 декабря вместе с национал-радикалами Дмитрием Ярошем, Бориславом Березой и Андреем Билецким объявил о планах зарегистрировать оппозиционную «проукраинскую» депутатскую группу.
Разумеется, на ошибки президента в злорадном ожидании надеются и Юлия Тимошенко с Олегом Ляшко.
Свой интерес в «третьем Майдане», безусловно, есть и у Кремля, в чьи амбициозные планы входит расширение зоны нестабильности с Донбасса на весь Юго-Восток. К сожалению, протестная база для этого будет прирастать с каждым днем «веерных отключений» света и тепла, роста цен и уровня безработицы.
Да и опыт Грузии и Молдовы, которых еще год назад Украине ставили в пример, доказывает, что за каждой волной евроинтеграции следует откат. И для государства он тем болезненнее, чем больше «откатов» из денег доноров оставляли в своих карманах руководители национальных «демократических режимов»…
Из всего вышеизложенного можем выделить следующие «Точки напряжения»:
Кризис банковской сферы
Обвал национальной валюты душит банки «петлей обязательств» – многие клиенты не в состоянии рассчитываться по валютным кредитам, из-за чего банкам не хватает средств для своевременных выплат другим клиентам. Всё это усиливает панику и увеличивает отток депозитов. Без очередного рефинансирования банковской сфере Украины угрожает коллапс, тогда как само по себе рефинансирование является крайне непопулярной и непрозрачной мерой.
Дефицит энергоносителей
Украина встретила зиму с минимальными запасами угля – на складах хранится около 1,5 млн. тонн вместо необходимых 3-4 млн.. Электростанции используют ежедневно от 40 до 80 тысяч тонн, потому при отсутствии межгосударственных договоренностей о поставках угля, Украина обречена на ежедневные «веерные отключения» по несколько часов, а в перспективе – полный коллапс.
Рост цен и тарифов при «замороженных» соц выплатах
Нарастание социальной напряженности станет неизбежным следствием роста цен, коммунальных тарифов, стоимости проезда в общественном транспорте, т.к. из-за отмены индексаций «бюджетникам» с каждым днем они приближаются к черте бедности. «Третий майдан» может иметь больше общего не с «национально-патриотическим» вторым, а «голодными походами на Киев» шахтеров в 90-е.
Конфликт на Донбассе
В нынешнем, «замороженном» состоянии конфликт обходится украинской экономике порядка 1,5-2 млрд. грн. ежемесячно – если боевые действия вновь перейдут в активную фазу, то эта цифра увеличится в разы.
Террористическая угроза в юго-восточных регионах
«Пятая колонная» Кремля уже регулярно организовывает взрывы в Харькове, пытаясь дестабилизировать ситуацию. Тактика подпольной партизанской борьбы и организация террористических актов (на деньги Кремля) может быть распространена и на другие юго-восточные регионы в самое ближайшее время.
Напряженность между олигархами и властью
Политические и экономические конфликты в рамках нынешней властной элиты чреваты физическим противостоянием («третий Майдан»), т.к. государство утратило монополию на применение легитимного насилия, а приватные вооруженные отряды могут конкурировать с гос. структурами в интересах своих спонсоров.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.