Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Все дальше от компромисса — когда насилие становится нормой

20 февраля 2014, 08:00 3

«Война есть продолжение политики иными средствами»
(Карл фон Клаузевиц)

18 февраля в Киеве вновь возобновилось силовое противостояние между протестующими и правоохранителями. Анонсированное лидерами оппозиции «мирное наступление» обернулось массовыми беспорядками, кровавыми погромами и новыми сообщениями об убитых с обеих сторон.

Кто возьмет на себя ответственность за происходящее? Или лидеры оппозиции, возлагающие всю вину на Виктора Януковича, снова будут требовать амнистии и реабилитации для своих «побратимов»? Символично, что огонь овладел центром столицы на следующий день после вступления в силу так называемого «закона об амнистии»: ощущение собственной безнаказанности подогревает революционный пыл экстремистов.

Страх и ненависть в Киеве

В прошлое воскресение, 16 февраля, оппозиция убедилась, что «мирный протест» как формат себя исчерпывает: провал одиннадцатого вече, на котором собралось до 10 тысяч протестующих, да и еще и открытый саботаж акции со стороны Виталия Кличко, Петра Порошенко и Юрия Луценко, подтвердили очевидное – затухающему «майдану» нужна новая искра.

То, что эта искра может перерасти в пламя ненависти с сотнями раненых и убитыми, лидеров оппозиции мало заботило – в стенах парламента они терпели одно поражение за другим и реализовать свои амбиции могли только посредством улицы.

Беспрецедентную для истории Украины ситуацию осудили не только в России, но и в США: посол США Джеффри Пайетт выразил уверенность, что политикой надо заниматься в Верховной Раде, и дальнейшая эскалация насилия неприемлема. Впрочем, реакция Запада в формате «глубокой озабоченности происходящим» уже стала притчей во языцех – грош цена этим словам, если за ними не последуют конкретные шаги.

Эволюция образа «мирных протестующих», которые все больше напоминают беснующуюся толпу мародеров с неонацистами в авангарде, едва ли на руку США или Германии. «Майдан» бесконечно отдаляется от декларативных идеалов Запада: можно ли, к примеру, представить, что где-нибудь в Вашингтоне сторонники республиканцев разгромили и сожгли бы штаб демократов?

А эти кадры, облетевшие СМИ, отсылают к черным страницам истории Германии – «герои-патриоты» бьют и снимают одежду с находящегося без сознания правоохранителя.

Около 12 часов дня новый флагман "майдана" «Правый сектор» публично призвал владельцев огнестрельного оружия выходить на улицу и помогать «революционерам». Это и есть «мирный протест» и «европейские ценности»?

Ближе к 15:00 инициативу стали перехватывать сотрудники внутренних войск и «Беркута»: обезумевшие от происходящего правоохранители без разбора стреляли в толпу резиновыми пулями, шли в наступление на баррикады, избивали людей дубинками.

Движимые страхом и ненавистью граждане Украины убивали друг друга, а «политические паразиты» искреннее надеялись, что их кровавая ставка сыграет. Виталий Кличко поспешил обратиться с требованием о проведении досрочных президентских и парламентских выборов, будто бы это действительно разрешит ситуацию…

Охлократия по-украински

Согласно версии оппозиции, поводом для эскалации конфликта стал отказ «регионалов» ставить на рассмотрение «конституционный откат», возвращающий Украину к основному закону образца 2004 года. Однако едва ли майданный охлос так уж разбирается в отличиях парламентско-президентской и президентско-парламентской форм правления…

Самое ужасное, что у нынешнего «майдана» попросту нет целей: они есть у политиков, но сам «майдан» – это чистая протестная энергия, которую так или иначе можно использовать. Допустим, Украина вернется к Конституции-2004 – «майдан» после этого разойдется? Или он разойдется после объявления досрочных выборов?

«Они били наших детей», «они приняли диктаторские законы», «они узурпировали власть» – все это искусственное, предложенное инженерами «майдана», тогда как самих протестующих объединяет только деструктивная ненависть. Ни евроинтеграция, ни что-либо иное – только ненависть: к власти как таковой, к Виктору Януковичу, к «совку», к «донецким», к «титушкам», к «Беркуту», к бедности, к собственному несчастью…

Этой энергией умело пользуются как юные правые радикалы, судя по всему, мечтающие о войне, так и политики, чьи плотские грезы ограничиваются портфелями. Но единожды открыв «ящик Пандоры», лидеры оппозиции уже не имеют полного контроля над ситуацией: они могут подстрекать толпу, но не в состоянии ее успокоить.

Кто несет ответственность за происходящее? Парламентская оппозиция, которая потакала радикализму толпы и правых экстремистов во имя собственных амбиций, и власть, вовремя не приструнившая боевиков. Кровавые события 18 февраля во многом стали следствием «пакта о безответственности» – закона об амнистии, который создал опасный прецедент безнаказанности беспредела с обеих сторон.

К чему приводит эта узаконенная вседозволенность, на днях продемонстрировали в «культурной столице», когда львовские активисты «Правого сектора» прямо на сцене устроили расправу над музыкантами, недостаточно поддерживающим национализм…

Слава Украине, чего уж там!..

STOP насилию!

Вряд ли поиск виноватых поможет ответить на главный вопрос: что будет с Украиной после 18 февраля? Эмоциональный накал противостояния доведен до предела, по обе стороны баррикад люди понимают, что просто жить дальше, будто бы ничего не произошло, в этой стране не получится.

Если возвести в ранг аксиомы необходимость сохранения государственного проекта «Украина», который сегодня продемонстрировал свою несостоятельность, то нужно попытаться отыскать новые основания.

Еще в декабре 2013 многие эксперты в один голос называли таким основанием «майдан», якобы создающий здесь и сейчас единую политическую нацию – уже тогда подобные заявления выглядели сомнительно, а после «кровавого вторника» – и вовсе абсурдно.

К примеру, журналист Азад Сафаров не без удовольствия сообщил, как утром 18 февраля прорвавшиеся к Верховной Раде «мирные протестующие» плеснули каким-то газом в глаза депутату-мажоритарщику от Харькова Дмитрию Святошу и заставили того говорить с ними на украинском языке. Можно ли придумать более эффективную антирекламу для «солов’їної»?

В последних выступлениях Юрий Луценко, Петр Порошенко, Олег Тягнибок и Виталий Кличко неоднократно подчеркивали, что первоочередной задачей считают расширение территории протеста за счет юго-восточных областей. После очередного нагнетания конфликта проект «майдан», как и парламентская оппозиция, практически лишили себя шансов быть поддержанными востоком.

Политический эксперт Владимир Воля достаточно точно высказался о пирровой победе оппозиции, которая из-за своего потакания боевикам понесет потери и на внутренней, и на внешнеполитической аренах.

«Сьогодні опозиція зробила черговий шикарний подарунок Кремлю, бо вбила добрячий клин між частинами країни. Якщо в опозиції ще не зрозуміли, то ще раз наголошую, що південні, східні регіони, значна частина виборців не підтримали Майдан або проти Майдану не тому, що вони за Януковича та ПР, а тому що проти опозиції та їхніх лідерів. Ну не сприймуть вони ані лідерів Майдану, ані прапорів Майдану, ані озброєні загони націоналістів, ані методи Майдану та тих загонів».

«Майдан» не объединил страну – скорее, он приблизил ее к Ливии или Сирии. Взаимная амнистия не сняла противоречий – она их обострила. И если за события 18 февраля никто не понесет ответственности, то насилие станет узаконенной нормой разрешения политических вопросов, и это будет конец государства "Украина".

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях