Тактический ход президента, связанный с его готовностью отдать должность премьера Арсению Яценюку, по всей видимости, произвел эффект холодного душа во всем оппозиционном движении.
Смысл этого жеста заключался даже не в очевидном разрезе оппозиции (самому рейтинговому оппозиционному лидеру предложили пост вице-премьера по социальным вопросам), а в том, что власть начала играть на опережение в политической, но не силовой плоскости. Этого, с учетом сложившихся обстоятельств, никто не ожидал.
Невзирая на то, что первоначальное предложение о формировании «правительства национального согласия» было отвержено и Яценюком, и другими лидерами оппозиционных политических сил, к его рассмотрению могут вернуться уже в ближайшее время.
Интереснее всего то, что на данный момент существует минимум три более-менее вероятных сценария формирования правительства, каждый из которых, в той или иной мере, выгоден власти. Все эти сценарии обладают своим уникальным набором специфических эффектов, способных повлиять на исход президентских выборов 2015 года.
Конечно, у власти уже готово решение по поводу персонального состава правительства, однако украинская политика настолько тонкая и непредсказуемая сфера, что произойти может практически все...
На протяжении более чем трех лет монолитность «бело-голубой» партии держалась конкретно на том, что их привилегированный статус обеспечивала внутренняя дисциплина и корпоративная культура. Так было до недавнего времени. События последних месяцев поставили под сомнение былое единство. По крайней мере, такое впечатление могло сложится у тех, кто внимательно следит за внутреполитическими процессами.
Так, во время парламентских разбирательств по поводу согласования конкретного варианта закона об амнистии произошло то, чего мало кто ожидал – Виктор Янукович приехал лично в задние Верховного Совета и стал проводить переговоры с депутатами своей же фракции.
Напомним: речь в тот день шла не о новом правительстве, моделировании Конституции или любом другом принципиальном для власти вопросе. Речь шла об уступках, которые уже были даны оппозиции. Следовательно, вмешательства президента, в обычных обстоятельствах, этот этап парламентского процесса не требовал.
Как бы то ни было, но депутаты поддержали именно тот законопроект, который поддержал президент, и большинство продемонстрировало всем, что былое единство не утрачено и ситуация в парламенте находится под их контролем. Но 29 января прозвучал весьма тревожный звонок для президента. Если необходимы такие усилия для того, чтобы сохранить видимость единства позиции фракции по рядовым решениям (усмирение протестного движения путем частичного выполнения их требовании), то какие усилия понадобятся для того, чтобы назначить «своего» премьер-министра?
Скорее всего, любая предложенная кандидатура будущего руководителя правительства из ближайшего окружения Виктора Федоровича будет восприниматься как продолжение политики сильного президента. Для этого на должность премьера может быть назначен «технический» премьер, который, с одной стороны, будет понятен президенту и Партии регионов, с другой стороны, не будет вызывать откровенного неприятия со стороны оппозиции и населения. Этот вариант был бы вполне логичный и ожидаемый. Такой премьер мог бы начать некое обновление власти в контексте марта 2015 года.
Проблема такого сценария связана с тем, что любое «переходное правительство» (аналог – «компромиссное правительство») за год до президентских выборов не сможет работать в свойственной ему невнятной и, местами, скучной манере. От него будут требовать демонстрации конкретных результатов, а вместо этого оно постоянно будет предлагать блеклые «планы реформирования» или «стратегии развития».
Возможно это и не самый плохой вариант развития событий для Украины в целом, однако его эффективность (в отличие от компромиссности) находится под большим вопросом.
Второй крупный сценарий формирования правительства связан с возможностью переформатирования парламентского большинства. Создание такого большинства, в которое бы вошли представители КПУ, Партии регионов и внефракционных депутатов, предполагает следующие изменения в архитектуре власти:
С одной стороны, усиление парламента будет выгодно новому премьеру, с другой стороны, для Виктора Януковича оно станет возможностью продолжить политическую карьеру. Смысл этой комбинации для команды президента состоит в том, чтобы обезопасить себя от возможного провала на мартовских выборах 2015 года.
Если рейтинг Виктора Федоровича упадет слишком низко и станет очевидно, что со всем административным и финансовым ресурсом он не сможет победить в кампании и защитить созданный результат, то переход с должности главы государства на должность главы правительства будет весьма выгодным шагом.
Поэтому не стоит думать, что президент не заинтересован в реформировании конституции. Все совсем не так. Изменение конституции – это «подушка безопасности», которая необходима для того, чтобы активно пользоваться своим политическим капиталом с 2015 до 2017 года (до следующих парламентских выборов).
Основным риском этого сценария является слишком низкий капитал доверия между потенциальными участниками всего этого действия.
Последний вариант, первоначально отброшенный «оппозиционной тройкой», также имеет право на существование до тех пор, пока команда президента окончательно не решит, на что и кого делать ставку в такое непростое время.
В самом начале было ясно, что Виталий Кличко не согласится на второразрядную позицию вице-премьера по социальным вопросам, на которой три года назад живьем сожгли весь рейтинг Сергея Тигипко и его проекта «Сильная Украина».
По поводу Арсения Яценюка также не было серьезных вопросов: потратить весь существующий политический капитал на то, чтобы один год побыть премьером и бесповоротно уничтожить свое политическое имя – это слишком невыгодное предложение.
Особенно невыгодным предложением оно становится в свете возможного неучастия в президентской гонке Виталия Кличко (учитывая неопределенность его постоянного места жительства в последние несколько лет).
Таким образом, огромное количество минусов этого сценария для оппозиции делает его реализацию совершенно невероятной.
Это значит, что правительство «национального согласия» совершенно невозможно в Украине до тех пор, пока не произойдут президентские выборы или не будут внесены изменения в Конституцию Украины (усиление парламента, которое даст возможность оппозиции расширить возможности своей политической игры).
До этого времени основной сценарий развития событий – это назначение на должность премьер-министра понятного властям и не вызывающего отторжения со стороны оппозиции человека. Главное условие - благоприятная обстановка в стране в течение следующего месяца.
В случае же продолжения политического кризиса кресло премьер-министра (и инициатива формирования правительства) будет отдано в руки представителей «умеренной оппозиции» (из числа внефракционных депутатов) или невнятным «технократам», костяк которых состоит из наемных управленцев в Партии регионов.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.