Стоит ли ожидать, что к моменту подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС уже будет решен вопрос об освобождении «сердечного» экс-премьера?
В ближайшее время в парлементе может біть рассомтрен законопроект, который бы позволил Юлии Тимошенко выехать на лечение за рубеж.
Уже долго ведутся споры, как может и как должен быть решен вопрос Леди Ю. В этом вопросе довольно много юридических нюансов. Давайте попробуем разобраться!
Вопреки попыткам оппозиции создать недемократический имидж Виктору Януковичу, именно его действия отличились наибольшей степенью гуманизма в уголовных процессах: он отреагировал на ухудшение здоровья Юлии Тимошенко и создал условия для ее лечения, а на весенний праздник Благовещения помиловал экс-главу МВД Юрия Луценко (руководствуясь Положением о порядке осуществления помилования» согласно президентскому указу №902/2010 от 16 сентября 2010 года).
Исходя из этого, возникает вопрос: может ли Виктор Федорович помиловать Юлию Владимировну «таким же образом», как и Юрия Витальевича? Теоретически — да, а практически? Начнем с того, что Тимошенко — не Луценко: на президентское помилование она, вполне возможно, отреагирует взрывом негодования и попытается это решение оспорить.
Благо ситуация позволяет: в упомянутом указе имеется два «разновекторных» подхода. С одной стороны, помилование возможно только по личному ходатайству осужденного (п. 3 Положения), а с другой — ходатайство о помиловании может быть удовлетворено «лишь при наличии обстоятельств, требующих особенно гуманного отношения» (п. 6 Положения).
Как показывает анализ, применение института помилования наше законодательство фактически не регламентирует. Более того, Уголовный кодекс ничего не говорит об освобождении от ответственности в случае издания «милующего» президентского указа.
Не меньшее удивление вызывает и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК): согласно его шестой статье, уголовное дело подлежит закрытию «вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также в связи с помилованием отдельных лиц». Значит ли это, что такое дело можно закрыть и на стадии судопроизводства? Об этом в УПК ни слова.
Инициировать решение этого вопроса могла бы комиссия о помиловании при президенте. Однако, по словам министра юстиции Елены Лукаш (члена комиссии), против Юлии Тимошенко еще не закончено рассмотрение всех уголовных дел. Таким образом, вопрос о помиловании рассматриваться не может. По крайней мере, в ближайшие год-полтора.
Кроме того, согласно закону об амнистии 2011 года (в который президент уже внес и свои замечания): от уголовного наказания не освобождаются лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления; амнистия не допускается, если обвиняемый (подсудимый или осужденный) с ней не согласен. А уж кто-кто, но «главная коса» страны наверняка будет категорическим противником такого амнистирования.
Последние два года не стихают разговоры о том, что Юлию Владимировну необходимо вывезти на лечение за границу, в частности, в Германию.
Сейчас над этим вопросом работает авторитетная миссия Европарламента в лице экс-президента Пэта Кокса и бывшего президента Польши Александра Квасьневского (мандат этой миссии уже продлен до середины ноября).
Интерес к судьбе экс-премьера также проявили глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский и посол США Джеффри Пайетт.
15 октября Комиссар Евросоюза по вопросам расширения Штефан Фюле сообщил, что экс-премьер выедет на лечение в Германию до конца ноября — до Вильнюсского саммита. «Думаю, мы недалеко от этого», — сказал он.
Значит ли это, что экс-премьера в ближайшее время выпустят на волю? По словам Квасьневского, речь идет о так называемом «частичном помиловании», указанном в письме миссии Европарламента к президенту Украины. То есть болеющей Леди Ю нужно обеспечить выезд в немецкую клинику "Шарите" с целью подкрепления своего телесного здравия (согласно требованиям «сердечных» соратников).
На первый взгляд, все кажется просто: выпустить обладательницу ТигрЮли из «клетки» и — точка. А на второй? Каким образом осужденного на семь лет человека можно отправить в Германию? Устроить побег или закрыть глаза на криминально-процессуальное законодательство?
Чтобы махнуть «за бугор», Тимошенко следует досрочно освободить от наказания (согласно статье 81 Уголовного кодекса). Сие будет возможно лишь после отбытия не менее 2/3 назначенного срока, то есть не раньше апреля-2016.
Пока что ситуация с освобождением Тимошенко выглядит следующим образом: есть письменное согласие экс-премьера на лечение в "Шарите" и публичное заверение руководства Германии принять ее на своей территории. Но нет самого главного — правовых оснований на лечение в статусе заключенной.
На что же в таком случае рассчитывает старушка-Европа, которая, кстати, призывает нас жить в согласии с буквой закона?
Выход из создавшейся ситуации недавно предложил спикер парламента Владимир Рыбак: 11 октября он призвал оппозицию и провластное большинство разработать совместный законопроект о возможности лечения осужденных за границей.
17 октября Виктор Янукович заявил, что готов подписать закон, согласно которому экс-премьеру будет разрешено выехать за границу на лечение. При этом гарант отметил, что пока в Верховной Раде нужный закон не принят. «Как только этот вопрос будет решен в парламенте и на стол мне ляжет соответствующий закон, естественно, я его подпишу», — сказал президент. При этом Янукович добавил, что саму процедуру выезда за границу Тимошенко уже решит суд, и какой она будет, он сказать пока не может.
В месте с тем пока оппозиция не внесла, что біло бі вполне логично, соответствующий законопрект на рассмотрение парламнета.
Что это будет за документ, пока спрогнозировать сложно. По всей вероятности, речь идет о возможных изменениях в криминально-процессуальное законодательство. В частности, нужно будет дополнить Уголовно-исполнительный кодекс новыми нормами, регламентирующими порядок и условия отбывания наказаний (с целью защиты интересов личности путем создания благоприятных условий для лечения осужденных за рубежом).
Однако отечественного «ноу-хау» здесь явно недостаточно. Украина не может конвоировать Юлию Тимошенко, к примеру, в ту же Германию, поскольку до сих пор нет межгосударственного соглашения о передаче (выдаче) заключенных. Т. е. еще необходимо заручиться поддержкой немецкого бундестага.
Можно, конечно, поднять вопрос о принятии соответствующего документа в рамках Совета Европы. Но для этого тоже необходимо разработать нормативно-правовую базу. Не эту ли цель преследует наблюдательная миссия Европарламента по делу Тимошенко? Рискнем предположить, что украинский «Полосатый рейс» заключается не в сиюминутном освобождении экс-премьера.
Проблема, скорее всего, кроется в другом: перед законотворцами (как украинскими, так и европейскими) стоит совсем иная задача — разработать и принять новый отечественный закон, который будет подкреплен международным документом и получит одобрение со стороны Европы.
Разумеется, все это законотворчество невозможно завершить к моменту подписания Соглашения об ассоциации Украина — ЕС. К началу ноябрьского саммита Киев и Брюссель могут лишь успеть обменяться взаимными обязательствами о том, что обе стороны будут способствовать решению вопроса о возможности лечения украинских осужденных в европейских клиниках. Либо же будет найдено какое-то промежуточное решение. Время покажет...
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.