Подписание Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом продолжает оставаться главной темой в среде украинского политикума. Бывший министр юстиции Николай Онищук заявил, что Соглашение с Евросоюзом — это равноправное участие сторон, которое не предусматривает создание наднациональных органов и, соответственно, потерю суверенитета. А наиболее проблемным среди евроинтеграционных законопроектов, по его мнению, является проект закона «О прокуратуре», сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Бывший министр юстиции Николай Онищук считает, что наиболее проблемным среди евроинтеграционных законов, необходимых для подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, является закон о прокуратуре. Об этом он заявил в интервью Радио Свобода.
«Думаю, что самая главная дискуссия по поводу этого закона развернется по статье 24, который закрепляет за прокуратурой право представлять интересы физических лиц, в частности, несовершеннолетних, лиц с ограниченными физическими возможностями, а также интересы государства в судах. И по формуле представления интересов в судах просматриваются некоторые компоненты пресловутого общего надзора», — заявил Онищук.
«Очевидно, что специалисты в области права, в частности те, которые представлены в парламентских фракциях, это заметили. Уверен, что это заметит и Венецианская комиссия. Скорее всего, по поводу этих положений и развернется самая острая дискуссия в парламенте», — добавил он.
По мнению Онищука, «закон будет принят и будет найден компромисс в тех формулировках и определениях, которые станут предметом дискуссии». По словам бывшего министра, основанием для такого оптимизма является в том числе и позиция самой Генпрокуратуры, руководство которой признает, что ее структура и функции требуют модернизации.
Комментируя заявление лидера организации «Украинский выбор» Виктора Медведчука о том, что подписание Соглашения об ассоциации приведет к ограничению суверенитета Украины, Николай Онищук заявил, что Соглашение с ЕС — это равноправное участие сторон, которое не предусматривает создание наднациональных органов и, соответственно, потерю суверенитета.
«Любой договор — это равноправное участие сторон. И, соответственно, не предусматривает создание наднациональных органов и потерю суверенитета. В отличие от этого, кстати, если бы Украина стала членом Таможенного союза, который предусматривает создание наднационального органа, так называемого Единого органа регулирования, решения которого были бы обязательными для Украины», — отметил экс-министр юстиции.
«В случае с Евросоюзом говорится о координации, о согласовании взаимных позиций, о взаимной торговой политике, но все это происходит на основании договорных, равноправных отношений. Поэтому оснований для утверждения, что подписание Соглашения об ассоциации нарушает Конституцию, на самом деле нет», — добавил бывший министр.
Он также подчеркнул, что референдум по вступлению Украины в Таможенный союз либо в Европейский Союз сегодня не актуален, поскольку Украина никуда не вступает, а только подписывает Соглашение, которое не обязывает создание наднациональных органов и потерю суверенитета страны.
Как сообщалось ранее, Администрация Президента разработала проект нового Закона «О прокуратуре», которым предусматривается внесение существенных изменений в структуру прокуратуры и уменьшение ее полномочий.
Проект закона предусматривает оптимизацию структуры органов прокуратуры, отмену прокурорской функции «общего надзора» за соблюдением законов, вводит новый механизм назначения и увольнения прокуроров, узкую специализацию органов прокуратуры и ограничивает вмешательство органов прокуратуры в частноправовые отношения.
Главный юрист Администрации Президента Андрей Портнов сообщил, что в Венецианскую комиссию уже направлен законопроект «О прокуратуре», разработанный в Администрации Президента. В новом проекте прокуратура лишается одной из своих самых важных функций — досудебного следствия. Подхватить прокурорские «щит и меч» должна будет совершенно новая структура — Государственное бюро расследований (ГБР). Если Государственное бюро расследований будет создано, то все нынешние следственные полномочия прокуратуры поделят между новой структурой и МВД.
Новые изменения в законе «О прокуратуре» также поддержал Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка.
Тем временем из-за намерений официального Киева подписать ассоциацию с ЕС заметно активизировались пророссийские силы. Коммунистическая партия Украины (КПУ) и общественная организация «Украинский выбор» развернули кампанию по необходимости проведения всеукраинского референдума, на котором намереваются спросить у украинцев, куда бы они хотели интегрироваться, — в Европейский Союз или в Таможенный союз в составе России, Казахстана и Беларуси.
В начале сентября КПУ начала сбор подписей за проведение всеукраинского референдума, на который будут вынесены вопросы о вступлении Украины в Таможенный союз или в Европейский Союз.
16 августа ЦИК получила заявку от КПУ, касающуюся проведения собрания граждан по организации всеукраинского референдума по народной инициативе, а 2 сентября Окружной административный суд Киева запретил КПУ организовывать и проводить собрания граждан для проведения всеукраинского референдума.
Однако несмотря на судебный запрет, 8 сентября на стадионе «Спартак» в Киеве прошло собрание граждан о проведении всеукраинского референдума. На собрании были рассмотрены вопросы о целесообразности проведения всеукраинского референдума, а также точная формулировка вопроса, что предлагается вынести на референдум. Собрание граждан возглавил Петр Симоненко. На нем также присутствовал член ЦИК Юрий Донченко, но не в качестве представителя избирательного органа, а просто как физическое лицо.
17 сентября ЦИК отказалась зарегистрировать инициативную группу по проведению всеукраинского референдума. По словам заместителя председателя ЦИК Андрея Магеры, согласно Закону о всеукраинском референдуме, уведомление о проведении собрания граждан должно быть подано в ЦИК не позднее, чем за 5 календарных дней до его проведения. Он также сообщил, что во исполнение решения суда ЦИК не направляла своего представителя на собрание граждан, которое проводилось на стадионе «Спартак», что делает невозможным удостоверение факта проведения этого собрания.
Следующее собрание инициативной группы граждан по организации референдума запланировано на 29 сентября. В минувшую пятницу Окружной административный суд Киева снова запретил ЦИК направлять своего представителя на это собрание граждан.
Ранее президент Украины Виктор Янукович заявил об обязательном проведении всеукраинского референдума в случае принятия решения о вступлении в Европейский Союз или в Таможенный союз.
Президент также заявил, что Украина готова присоединиться к отдельным положениям Евразийского и Таможенного союзов, которые не противоречат нормам Всемирной торговой организации (ВТО), что не помешает подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Справка
Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом — соглашение между Европейским Союзом (ЕС) и государством, не являющимся членом ЕС, которое создает рамки для кооперации между сторонами. ЕС обычно заключает соглашения об ассоциации в обмен на обязательства политических, экономических, торговых или судебных реформ в стране. В обмен на это страна может получить беспошлинный доступ к некоторым или всем рынкам ЕС, сельскохозяйственных продуктов и т. д., а также финансовую или техническую помощь.
Украина и Европейский Союз начали переговоры о новом Соглашении об ассоциации в 2007-м, а о зоне свободной торговли, что является составляющей соглашения, — в 2008 году.
В конце 2011 года стороны заявили о завершении переговоров, а 30 марта 2012 года парафировали соглашение.
15 мая 2013 года Европейская комиссия приняла проект решения Совета Европейского Союза о подписании Соглашения об ассоциации с Украиной. Подписание Соглашения состоится лишь при условии создания Киевом необходимых политических предпосылок.
Киев рассчитывает подписать Соглашение во время саммита Восточного партнерства ЕС, который состоится 28-29 ноября 2013 года в Вильнюсе, Литва. Для этого Украина должна принять пакет обязательных законов для реформирования в трех направлениях: обеспечение соответствия выборов международным стандартам, решение проблемы «избирательного правосудия», а также проведение социально-экономических реформ с учетом курса на интеграцию с ЕС.
Для выполнения условий Евросоюза в парламент поданы 26 законопроектов, которые призваны привести действующее законодательство в соответствие с европейскими стандартами.
18 сентября Кабинет Министров Украины на своем заседании одобрил текст Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Премьер-министр Николай Азаров назвал это решение судьбоносным для будущего страны и добавил, что Украину ожидает трудный период реформирования и модернизации экономики в соответствии с европейскими стандартами.
Подробнее о процессах будущей федерализации Европейского Союза и возможных евроинтеграционных рисках Украины, читайте в статье Владимира Нестерова «Украина на пороге Соединенных Штатов Европы».
О «плюсах» и «минусах» проведения всенародного референдума по вступлению Украины в Европейский и Таможенный союз, читайте в статье Артема Ивановского «Референдум по Таможенному союзу: быть или не быть».
Об истории и развития борьбы за влияние на Украину между США и Россией, читайте в статье Закира Закирова «США и Россия: борьба за Украину».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.