Быть всегда привлекательной для существующих и будущих сотрудников – одна из главных задач успешной компании. Без высокой степени лояльности со стороны персонала невозможно достичь крупных бизнес-результатов или создать крепкую репутацию на рынке. Завоевать эту расположенность можно по-разному. Зачастую компании используют комплексный подход, предлагая своим сотрудникам достойную зарплату, конкурентный «соцпакет», комфортные условия труда, компенсируя затраты на обучение и организовывая увлекательный досуг.
Своего пика корпоративные расходы на «приятные мелочи» достигли к 2008 г. Но разразившийся кризис заставил украинский бизнес пересмотреть свои бюджеты и существенно сократить непрофильные расходы.
Выжить любой ценой
Впрочем, глобальный спад производства поставил на грань выживания не только украинские компании. Существенно затянуть ремни были вынуждены даже мировые гиганты. Так, автомобильная корпорация Honda в 2008 г впервые отказалась от проведения рождественской вечеринки, накануне сократив 1 300 сотрудников в британском представительстве.
Введение подобного режима экономии стало более чем актуальным вопросом и для отечественных компаний. Согласно исследованию, проведенному «Эрнст энд Янг», первой мерой большинства топ-менеджеров стало общее снижение затрат — к ней прибегли 76% опрошенных. Вторым по популярности шагом стало налаживание управления финансовыми показателями (54%). Почти треть респондентов решила сократить персонал (28%) и провести реорганизацию предприятия (27%).
Пересмотреть свои планы в отношении найма персонала были вынуждены 65% компаний, 27% пересмотрели политику начисления зарплат, треть организаций решили изменить программы обучения сотрудников. 48% изменили валюту деноминирования заработных плат.
Первыми «под нож» попали системы льгот и поощрений персонала — их в 2008 г пересмотрели 67% руководителей. Чаще всего компании стали отказываться от «необязательных» служебных поездок и пересматривать стоимость оставшихся командировок, вводить жесткие лимиты на использование мобильной связи и служебных автомобилей, сокращать до минимума социальные программы. Существенно были урезаны и бюджеты упомянутых корпоративных праздников. Сотрудники компаний, сохранившие в нелегкое время веселый нрав и хорошее расположение духа, стали уже довольствоваться небольшими «междусобойчиками», взамен ярких и масштабных мегасобытий.
Режим экономии коснулся также расходов на канцтовары, использование почтовых услуг, подписку прессы и содержание офиса.
В то время как многие предприятия были вынуждены в спешном порядке оптимизировать свои траты и «по живому» резать различные статьи бюджета, отдельные компании заранее подготовились к сложному периоду. Среди них оказался и крупнейший оператор мобильной связи «Киевстар». В числе первых шагов руководство компании определило приоритеты в затратах с точки зрения их ценности для клиентов. В аутсорсинг был отдан ряд непрофильных функций, среди которых уборка помещений и прилегающих территорий, часть задач по нетехническому обслуживанию сети.
«Мы также рационально подошли к вопросу оптимизации затрат на проведение корпоративных мероприятий. В результате пришлось отказаться от дорогостоящих событий, корпоративного пикника для работников и их семей, ежегодного собрания сотрудников», - рассказала «Свободной прессе» директор по корпоративным связям «Киевстара» Жанна Пархоменко. «При этом были внедрены абсолютно новые инновационные программы для персонала. Например, регулярные встречи сотрудников компании с интересными, известными людьми разных профессий, «Киевстария» - интеллектуальная игра для сотрудников о телекоме и компании в формате брейн-ринга, «Институт корпоративного волонтерства» и т.д.»
Максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и правильно расставить приоритеты в 2008 г старались и в многоотраслевой финансово-промышленной группе «СКМ». «Проще сказать, чего не коснулась экономия. Прежде всего, наших сотрудников. Мы полностью сохранили заработную плату и компенсационный пакет. Не экономили и на самых приоритетных проектах по модернизации наших предприятий. Все остальные категории затрат подвергались сокращению», - сообщили нам в компании.
Неоправданные ожидания
Несмотря на то, что глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг уже стал историей, многие компании не смогли до сих пор восстановить статус-кво. Особенно это отразилось на материальном обеспечении персонала. В 2009 г мобильную связь готовы были оплачивать в два раза больше компаний, чем два года спустя. Зафиксировано уменьшение использования и по некоторым другим ключевым составляющим социального пакета. Кроме того, общее количество компаний, предлагающих дополнительные поощрения и льготы, снизилось с 54% до трети.
В целом, даже самые ответственные и щедрые украинские работодатели готовы предложить сотрудникам нефинансовое вознаграждение, равное 10-20% зарплаты, в то время как за рубежом этот показатель составляет 40-50%.
Многие компании стали включать в перечень льгот и поощрений те позиции, которые таковыми не являются. Часто то, что работодатель предпочитает позиционировать, как жест доброй воли и акт заботы о персонале, - соблюдение обязательных требований трудового законодательства. К таким «льготам» можно отнести оформление в штат, выплату «белой» заработной платы и обеспечение комфортных условий работы.
Если же говорить о реальных позициях нефинансовых форм поощрения, которые предлагают украинские компании, то этот список довольно велик. Согласно опросу работников различных организаций, проведенному консалтинговой компанией «Навигатор», отечественные работодатели чаще всего компенсируют следующие позиции:
1. Мобильную связь (14%)
2. Тренинги и семинары (10%)
3. Проезд на работу или с работы (8%)
4. Медицинское страхование (8%)
5. Подарки к праздникам (7%)
6. Служебный автомобиль (7%)
7. Декретный отпуск (6%)
8. Корпоративный медосмотр (6%)
9. Оплату отдыха и турпутевок (5%)
10. Питание на работе (4%)
11. Затраты на личное авто (3%)
12. Дополнительный отпуск (3%)
13. Дополнительное образование (долговременное) (3%)
14. Страхование жизни (3%)
15. Негосударственное пенсионное страхование (3%)
16. Аренду жилья (3%)
17. Занятия спортом (2%)
18. Льготные займы у предприятия (2%)
19. Детский сад (1%)
Кроме этого, некоторые работодатели готовы оплачивать детские путевки в оздоровительные учреждения, оказывать финансовую помощь сотрудникам по случаю важных событий, страховать от несчастного случая и предоставлять корпоративную пенсию. Иногда можно стать обладателем карты с существенными скидками в заведениях общественного питания, сервисных и торгово-развлекательных центрах.
В посткризисный период, после частичного восстановления системы нематериального поощрения, стал активно развиваться сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС) – наиболее желанной у соискателей позиции «соцпакета». По данным компании «Оранта», в первом полугодии 2011 г в восемь раз увеличился объем платежей по данному виду услуг. В «Альфа-Страховании» премии выросли в 7 раз, а в компании НАСТА – на 40%. Существенная доля в ДМС приходится именно на корпоративные полисы.
Одним из бесспорных лидеров в области медицинского страхования стало ПАО «Карлсберг Украина», застраховавшее весь коллектив (1 651 сотрудник) по индивидуальным программам от несчастного случая и критических заболеваний. Общая страховая сумма по договору составила 441 млн грн.
Если сравнить пожелания соискателей и реально предлагаемый им пакет поощрений, можно заметить ряд существенных различий. Прежде всего, это касается первых позиций списков – в то время как работники свои самые большие ожидания связывают с медицинским страхованием, руководство компаний склонно чаще всего предлагать бесплатную мобильную связь. Оплачивать обучение также готовы не так много организаций, как этого желали бы специалисты.
«Зеленые» технологии против кризиса
Несмотря на то, что от кризиса, который поразил мировую экономику четыре года назад, остались только неприятные воспоминания, отечественные компании предпочитают не забывать об экономии. Одна из причин - новый долговой кризис, разразившийся в Европе.
Большинство компаний, переживших нелегкие времена, планируют придерживаться прежней стратегии. «Если мы столкнемся с подобными трудностями, система приоритетов останется без изменений. Первый из них – инвестиции в людей. Их мы стараемся сохранить при любом сценарии. Второй приоритет – инвестиции в модернизацию предприятий, экологию и энергоэффективность. Текущие корпоративные траты относятся к третьему приоритету и сокращаются в первую очередь», - говорят в «СКМ».
Наиболее распространенным трендом в оптимизации расходов является использование «зеленых» технологий в организации работы офиса. Компании создают рабочие пространства, в которых полностью соблюдаются требования экологической безопасности. В числе главных приоритетов в работе - экономия расходных материалов, воды, электроэнергии, создание здоровых условий труда и забота об экологической культуре и ответственности работников. Реализуемая политика может иметь много проявлений, среди которых отказ от использования одноразовой посуды и замена ее стеклянными емкостями. Важную роль играет ограничение распечатки документов и применение электронных копий.
Внедрение упомянутых подходов требует дополнительных финансовых и организационных ресурсов. Но, поскольку соблюдение требований экономической безопасности подразумевает режим обязательной экономии воды и энергоресурсов, а также сокращения количества отходов, снижается стоимость содержания офиса.
Создание эко-офиса позволяет сделать условия для работы более комфортными и тем самым повысить мотивацию персонала.
Застройщики деловой недвижимости могут рассчитывать на более высокие арендные ставки по причине выгодности предложения, а также на привлечение на свои площади представительств «прогрессивных» западных компаний.
Оценить описанные выше преимущества уже более десяти лет имеют возможность западные компании. Стандарты экологической безопасности используются в 20% случаях строительства деловой недвижимости в Западной и Центральной Европе и США. На наших просторах данный показатель пока невысок.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.