Все в Украине ждут реформ, осталось только определить какие из них нужны, разработать конкретику в них, определить сроки реализации и кто ответственен за их воплощение. Но в условиях военных действий сложно что-то реформировать, равно как и с текущим составом Рады «каши не сваришь».
Уже на первом этапе внедрения реформ в Украине возникают вопрос их комплексности и ответственности. Отдельные реформы предлагает Кабмин (налоговая сфера, дерегуляция бизнеса, сокращение количества и прав контролирующих органов и т.д.), они нужные, но в планах действиях правительства не хватает комплексности.
Со своей стороны в администрации президента предложили целую Национальный план реформ «Стратегия-2020», который охватывает борьбу с коррупцией, обновление госаппарата, реформу правоохранительных органов, децентрализацию и реформу госуправления, налоговую реформу, дерегуляцию и развитие предпринимательства, реформу системы безопасности и обороны, а также достижение энергонезависимости и популяризацию Украины в мире (на правах госпрограмм). Общий список включает 62 реформы и программ, которые касаются всех сфер жизни государства и общества. План президента выглядит как комплексный, но с учетом практики выполнения в Украине разных госпрограмм и стратегий, аналогии и ожидания, мягко говоря, не очень хорошие.
С учетом того, что со смены власти в конце февраля прошло уже более полугода, а реформы по факту еще практически и не начались, то возникает вопрос эффективности власти. С другой стороны, в условиях военных действий и не полностью лояльного парламента проводить реформы быстро и эффективно проблематично. Президент поддерживает все точки зрения – «причинами медленного проведения реформ являются военный конфликт в Донбассе и старый состав Рады», но… «ни война, ни политическая ситуация не может быть оправданием отсутствия реформ». Итог: война войной, а реформы делать надо.
Реформаторские лавры не чужды и в оппозиции. Экс-первый вице-премьер Украины, а ныне №2 в списке партии «Сильная Украина» Валерий Хорошковский намерен вернуться в политику, чтобы заняться реформами в стране. Аналогичные же потуги изображает и Сергей Левочкин (через фонд «Новая Украина»), идейный вдохновитель «Партии развития Украины». Впрочем, с практической реализацией реформистских намерений у оппозиции пока тяжело: критиковать в текущих условиях не трудно, а во власть «оппозиционеров» пока никто не приглашает. Кроме того, консультантов по реформам у нынешнего Кабмина и АП более чем достаточно: МВФ, Мировой банк, американские советники и т.д.
В предложенном перечне реформ сложно выделить самые нужные и второстепенные, вся украинская система госуправления и услуг обществу слишком запущена. Впрочем, инициаторы реформ все же выделяют первостепенные. По мнению президента, приоритетом является судебная реформа. Хотя, по логике вещей, первой должна быть реформа методов госуправления и самого госаппарата, ведь невозможно делать что-то новое с тем «балластом», который сидит во всех ветвях власти.
Из того, что можно назвать реформами Кабмин пока только смог подготовить теоретическую базу для налоговой реформы и бюджетной децентрализации, сократил с 75 до 60 количество ведомств, укрупнил ряд налогов и ввел другие (военный сбор), а также огласил планы реформы МВД - переименование милиции в полицию и сокращение количества сотрудников примерно на 20%.
Все надежды президента и Кабмина с принятием реформ связаны с созданием новой коалиции в новом же составе парламенте уже после выборов 26 октября. О том, что с нынешним составом парламента уже «все ясно» говорит и тот факт, что закон о люстрации протянут буквально силой, с третей попытки и с минимальным перевесом необходимых голосов.
С учетом фактора времени и «устаканивания» состава новой коалиции, принятия каких-либо реформ можно ожидать с 1 декабря или уже после наступления Нового года.
Относительно же реализации и ответственности за реформы, то тут двух мнений нет – кто бы ни был инициатором, выполнять, а значит и держать ответ будет исключительно Кабмин. При этом очевидным инициатором в большей мере выглядит президент и его администрация. То есть после выборов 26 октября президенту и Кабмину нужно будет согласовать план своих реформационных действий, ну или будут существенные кадровые решения по местам в правительстве.
Власти морально готовы к непопулярным реформам, которые последние 10 лет не делались с учетом электорального фактора, боязни не понравиться избирателю. Также и на привлечение инвестиций и получение многомиллиардных средств от доноров можно рассчитывать только при проведении реформ. Хотя на первом этапе достаточно будет активного пиара.
Как результат реформ все стороны процесса видят наступление «всеобщего счастья». Например, конечная цель «Стратегии-2020» – подготовка к вступлению в ЕС, для чего нужно проведение 35 реформ (для соответствия критериям членства в Евросоюзе).
Критериями успешности реформ станут: вхождение в топ-20 стран в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса, увеличение ВВП на душу населения до $16 тыс., увеличение притока иностранных инвестиций до $40 млрд., рост доверия к судебной системе, обновление на 70% состава госаппарата (со своей стороны Яценюк прогнозирует завершение реформы госаппарата до начала 2015 года), увеличение военных расходов с 1,02% до 5% ВВП, рост средней продолжительности жизни на 3 года и т.д. Все выглядит красиво, в пиаре на начало своей каденции Порошенко превзошел Ющенко.
Кроме того, создается веб-портал reforms.ua, где можно будет отслеживать их статус и обсуждать. А обсуждать есть что. Вроде налоговая реформа должна радовать бизнес, но Европейская бизнес-ассоциация и Американская торговая палата раскритиковали проект налоговой реформы. Они выступают против введения 5%-го акциза на розничную торговлю топливом, пивом, табачной и алкогольной продукцией, также считают сокращение количества налогов и сборов номинальным и т.д. Одним словом не все реформы являются однозначными и требуют доработки.
Позитивным моментом также является и то, что к пакету реформ в АП разработали 21 показатель, по которым будет определяться успешность их реализации, т.е., наверное, впервые, заложен механизм количественной оценки результативности принятых решений. Так что пока, на уровне презентации реформ, все выглядит достаточно красиво…
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.