Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Вместо газа будет ток, или Новые испытания для украинской энергетики

29 августа 2014, 10:47 2

Энергетическая отрасль Украины в свете последних событий приобретает крайне важную роль даже на бытовом уровне. Ограничение поставок российского газа и снижение температуры обогрева (на 1-2 градуса) в отопительный сезон неизбежно приведут к росту ее использования (бойлеры и электрообогреватели «жрут» много электроэнергии). Стало быть, отопительный сезон будет «жарким» для всего ТЭКа, а не только для газовиков.

Первым шагом в части перехода с газа на большее использование электроэнергии стало введение специального тарифа в размере 0,30 грн./кВт-ч для потребителей, перешедших на использование электрических котлов вместо газовых. Но это «ночной» тариф (действует с 23:00 до 7:00), а дневной составляет 0,80 грн./кВт-ч.

Тариф замещения выглядит щадящим на фоне других. Напомним, что с 1 июня НКРЭ повысила тарифы на электроэнергию для населения на 10-40%, а в июле розничные тарифы на электроэнергию для потребителей энергопоставляющих компаний (кроме населения) выросли на 4,6% до 0,93-1,18 грн./кВт-ч (без НДС).

Повышение тарифов было одним из главных условий для предоставления МВФ Украине кредита. Маловероятно, что в ближайшем будущем тарифы будут пересматриваться, а, вот, расти они будут точно.

При этом нужно учитывать, что ночью температура воздуха в осенне-зимний период существенно понижается, что требует дополнительного расхода энергоресурсов для обогрева. Даже если понизить температуру в батареях на 1-2 градуса, как уже предлагают в правительстве, затраты на электроэнергию и при 0,30 грн/кВт-ч могут оказаться чрезвычайно высокими.

Ставка на атом

В части производства электроэнергии, ее суммарный показатель за январь-июль снизился на 2,6% (108,6 млрд. кВт-ч) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом АЭС увеличили выработку на 1,8%, ТЭС и ТЭЦ уменьшили на 0,5%, а ГЭС и ГАЭС снизили производство на 28,7%, а альтернативные источники (ветер, солнце, биомасса) дали энергии почти в 1,9 раза больше. Структура производства электроэнергии была таковой: доля ТЭС и ТЭЦ – 48,4%, доля АЭС – 45,5%; доля ГЭС и ГАЭС – 5,8% (- 3,6 п.п.).

При этом в январе-июле нетто-потребление (конечными потребителями, без учета технологических потерь в сетях) снизилось на 2,33%, до 83,57 млрд. кВт-ч, что обусловлено кризисом в экономике. В любом случае, возможности производства электроэнергии в Украине выше потребностей, что приводит к возможности роста экспорта, который за I полугодие составил 4,67 млрд. кВт-ч или – 5,7% к аналогичному периоду 2013 года.

Расти есть куда, - по итогам 2013 года Украина нарастила экспорт электроэнергии на 1,2% до 9,862 млрд. кВт-ч. Впрочем, в связи с возможным введением режима ЧП на электроэнергетическом рынке страны, возможно ограничение экспорта украинской электроэнергии.

Кабмин считает приоритетной атомную энергетику среди остальных видов генераций электрической энергии. Эксперты прогнозируют, что нынешняя доля атомной энергетики в энергопроизводстве Украины на уровне примерно 50% будет сохраняться до 2030 года.

При этом есть важный момент – если заменить российское тепловые стержни на АЭС можно американскими (Westinghouse), то построить новые блоки без технологий и, скорее всего, финансов России весьма проблематично. По крайней мере, планируется строительство новых энергоблоков на готовых площадках ЗАЭС, ЮУАЭС и ХАЭС. А переговоры по поводу строительства 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС с Россией продолжаются. Но их судьба в текущих реалиях кажется мало перспективной.

Впрочем, ограничение газопотребления может привести к росту использования угля. За I полугодие его было добыто 29,2 млн т, что на 4,2% меньше чем за аналогичный период 2013 года. Проблемы на Востоке страны неизбежно отражаются на объемах добычи, но они не имеют фатальных последствий для ситуации в экономике. Пока по крайней мере.

Цена безопасности

На днях правительство приняло решение уменьшить финансирование Комплексной программы повышения уровня безопасности энергоблоков АЭС. Согласно постановлению Кабмина №356 от 21.08.2014г., в нынешнем году на эти цели будет выделено в 1,3 раза меньше средств, чем планировалось. Т.е. 2,341 млрд. грн. вместо 3,051 млрд. грн. Кроме того, вообще не предусмотрено выделение средств на данную Программу в виде кредитов ЕБРР и Европейского сообщества по атомной энергии (Euroatom), тогда как ранее шла речь о 1,021 млрд. грн.

Понятно, что правительство стремится сокращать бюджетные расходы, где только можно. Однако экономия на безопасности АЭС, особенно памятую о Чернобыле, – как минимум, глупость. Тем более, что после аварии на японской АЭС «Фукусима-Даичи», Украина, наоборот, взяла на себя дополнительные обязательства по повышению безопасности на своих АЭС, ведь большая часть отечественных энергоблоков эксплуатируется свыше 20-ти лет.

Вызывает также интерес ситуация с 600 млн. евро кредита на указанные цели от ЕБРР и Euroatom (по 300 млн. евро от каждой из организаций), которые должны были начать поступать в конце текущего года: теперь они указаны в качестве источников финансирования на 2015-2017 годы. Причем, по какому-то совершенно непонятному курсу 10 грн/евро. Либо Украине отказали в этих деньгах, либо средства все-таки поступят (соответствующие кредитное и гарантийное соглашения Верховная Рада ратифицировала еще в середине мая), но Кабмин намерен направить их совершенно на другие цели. Пока же ясно одно, безопасность украинских АЭС, для правительства отходит на второй план.

Реформ.net

Энергопредприятия остаются одним из существенных приватизационных «резервов» для наполнения хронически незаполненного госбюджета. Кабмин предлагает выставить на приватизацию госпакеты акций в 18 энергокомпаниях. В частности, 78,29% акций «Центрэнерго», по 70% – в «Николаевоблэнерго» и «Хмельницкоблэнерго», по 25% – в «ДТЭК Киевэнерго» и «ДТЭК Днепроэнерго». В таком случае инвесторы будут еще жестче подходить к вопросу повышения тарифов, т.к. госбюджет хронически не оплачивает свои долги перед энергопоставщиками. Это цепь неплатежей ведет к накоплению взаимных долгов в экономике.

Необходимость такого шага состоит не только в наполнении госбюджета, но и в том, что в ближайшие год-два у государства просто не будет лишних средств на инфраструктурные проекты, а по оценкам Минэнерго, для модернизации энергоотрасли до 2020 года потребуется 200 млрд. грн. инвестиций.

И эта сумма кажется минимально необходимой, учитывая, что в течение ближайших 10-ти лет свыше 70% блоков украинских АЭС будут нуждаться в продлении срока проектной эксплуатации, почти 73% всего оборудования ТЭС превысило предельный ресурс, более 75% основного оборудования трансформаторных подстанций отработало свой расчетный технический ресурс и т.д.

Следует отметить, что сама энергоотрасль не может генерировать достаточный инвестиционный ресурс. Ситуация здесь лучше, чем у «Нафтогаза», но далеко не так безоблачна. За I полугодие «Энергоатом» получил убыток в 3 млрд.грн., тогда как за весь прошлый год 4,1 млрд грн. Кроме того, попытки привлечь энергопредприятиями банковское финансирование сталкиваются с проблемами. А проблемы в экономике ведут к росту неплатежей.

За январь-май задолженность составила почти 4,34 млрд. грн. (для сравнения: за весь 2013 год задолженность выросла на 2,224 млрд. грн.). Прибавим их к существовавшему на 01.01.2014 долгу в размере почти 13,5 млрд. грн., и получим 17,84 млрд. грн.

Нельзя не заметить и отсутствие комплексного подхода к решению существующих проблем. Еще в ноябре 2013 года был принят получивший одобрение международных организаций Закон Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», но до сих пор процесс реформирования украинского энергорынка так и не запущен. Не нравятся новой власти какие-то положения или нормы данного закона – можно предложить внести в него необходимые изменения и дополнения.

Пока реформы не начались не только в энергоотрасли, а вообще нигде. Впрочем, не совсем понятно как со «старой гвардией», которая уже не раз занимала «сладкие» места в ТЭК и пришла в отрасль после марта текущего года, можно проводить какие-либо реформы. В целом, решение проблем с газообеспечением является на данный момент приоритетным, но в любом случае долго «выезжать» на энергоотрасли, не уделяя ей внимание, уже не получится. Да и без реформы отрасли бессмысленно ждать прихода в нее зарубежных инвесторов.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях