Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Кабмин начинает бой с «тенью»: реальная реформа или имитация

14 августа 2014, 10:00 0

Кабмин затеял налоговую реформу с дальним прицелом на детенизацию экономики. В лучшем случае ее эффект будет виден через год, но пока власть продолжает «закручивать гайки», что никак не способствует легализации теневых финансовых потоков.

Реформа или иммитация

Каждое новое правительство с обычно «старыми» лицами в поисках ресурсов для всегда проблемного госбюджета начинает бороться с теневой экономикой - любой экономической активностью, не зарегистрированной официальными органами. Не является исключением и Кабмин Арсения Яценюка, где уверяют, что налоговая реформа направлена на детенизацию, и, если оная пройдет успешно, то возможно даже уменьшение налогов. С другой стороны, первые «звонки» (даже до рассмотрения налоговых новшеств в Раде) звучат «по-взрослому». Так, глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус выступает за введение уголовной ответственности за неофициальную выплату зарплаты.

Под налоговой реформой в Кабмине понимают сокращение налогов и сборов с 22 до 9 однако, что интересно, под действительное сокращение подпадают те налоги, с которыми налогоплательщики в своей практике сталкиваются крайне редко, их администрирование обходится дороже, чем получаемые от них доходы. Остальные же налоги, сборы и платежи просто переводят в состав других, уже существующих налогов, отмену незначительных налогов и сборов, которые уплачивает небольшая часть налогоплательщиков, в сочетании с механическим укрупнением других, трудно назвать упрощением налоговой системы. При этом абсолютно не меняется подход государства к самой системе налогообложения.

Также в Кабмине говорят о реформировании системы налогообложения доходов населения (установление ставки налога на доходы физлиц на уровне 15% для доходов до 10 минимальных зарплат, 20% - для доходов от 10 до 18 минимальных зарплат и 25% - для доходов более 18 минимальных зарплат), снижении единого соцвзноса (сохранить нынешнюю ставку единого социального взноса (около 40%) лишь для минимальной зарплаты, а для доходов, превышающих ее, - установить ставку ЕСВ на уровне 15%), упразднение налогового учета по налогу на прибыль и начисление его на базе бухучета и ликвидацию налоговой милиции.

В правительстве преследуют понятные цели, которые стояли и перед предыдущими «составами» здания на Грушевского - уменьшение давления на бизнес и снижение удельного веса зарплат в «конвертах» (про тотальное искоренение этого явления не говорят даже самые заправские оптимисты). При этом эффект от новых налоговых реформ будет минимум через полгода после введения: в случае принятия их парламентом планируют ввести с 1 января, 2015 года, то результаты будут видны не раньше II полугодия следующего года.

Меры Кабмина – это, увы, не перечень мероприятий по борьбе с теневыми операциями, не амнистия капиталов, т.е. явной комплексной программы по выводу экономики из тени в этой реформе пока не просматривается. Да и пока не ясно, смогут ли предлагаемые нынешним Кабмином меры стать эффективными в борьбе с «тенью». В большей мере речь идет про изменение администрирования налогообложения, чем о стимулировании бизнес-процессов.

Хотя в Кабмине уверены, что налоговая реформа приведет минимум к упрощению процесса администрирования налогов, но в текущей реальности речь может идти про ухудшение ситуации в налогообложении - введение 1,5% налога на АТО, введение НДС-счетов, повышение акцизов на табак и алкоголь, повышение ставки на пользование недрами, отсутствие существенных подвижек в дерегуляции бизнеса и т.д. мало вдохновляют бизнес на детенизацию своих финансовых потоков.

Напомним, что в рейтинге Мирового банка Doing Business-2014 позиции Украины по налоговому параметру улучшились на 4 пункта (со 168 до 164), тогда как в рейтинге-2013 рост составил 18 позиций. Эксперты МБ отметили упрощение уплаты налогов путем усовершенствования системы электронного документооборота, упрощение отчетности по налогу на прибыль, НДС и соцвзносу, благодаря чему сократилось время на подачу отчетности на 101 час (с 491 до 390 часов), упрощение процедуры получения свидетельства плательщика НДС и т.д. В случае перспективы для улучшений в налоговой сфере еще огромны.

Половина в «тени»

Нужно помнить, что «тень» помогает бизнесу выживать, иначе с каких еще средств выплачиваются «конвертные» зарплаты и взятки многочисленным чиновникам. Экономическая практика свидетельствует, что при ужесточении налоговой политики и при отсутствии стимулирующих факторов предприниматели стараются увести свои операции в «тень». И, наоборот - при улучшении экономической конъюнктуры и/или при послаблении налогового давления эти средства снова вернутся на «свет».
Сложно судить насколько правительство будет успешно в снижении налогов, но, по крайней мере, оно правильно оценивает размер теневой экономики – примерно 50% и не рассчитывают, что удастся все вытянуть на «свет».

Безусловно, подсчитать точный размер теневой экономики в Украине дело достаточно сложное, но общая логика говорит, что 40-50% - достаточно объективный показатель. По данным Миндоходов, в 2013 году объем теневой экономики в Украине составил 280 млрд. грн., а около 30% от суммы оборота теневых капиталов составляют средства, выведенные из госпредприятий.

Уровень теневой экономики по методу «затраты населения - розничный товарооборот» в 2012 году МЭРТ оценивал на уровне 45% к официальному ВВП. Если использовать аналогичный метод применительно к 2013 году (официального сообщения Миндоходов не было), то получится, что расходы населения на приобретение товаров и услуг в прошлом году составили 1257,6 млрд. грн., а оборот розничной торговли - 884,2 млрд. грн., т.е. минимум эта разница (373,4 млрд. грн., в 2012 г. - 374,8 млрд. грн.) является источником теневого оборота товаров и услуг, с которых налоги не были уплачены.

Также следует помнить один момент. Коррупция и теневая экономика – это не какая-то далекая реальность уклонения от налогов олигархами (хотя и там тоже), но и более близкие примеры из доступной каждому практики - «чаевые» слесарю из ЖЭКа за замену крана, взятки гаишникам, сдача квартиры без уведомления налоговой, даже покупку продуктов на рынке чаще всего можно отнести к «тени». Ну а получение зарплаты в «конверте» - это вообще классика. Все хотят, чтобы не было коррупции, но мало кто самостоятельно откажется от «черной» зарплаты, тем более что последняя куда больше «белой».

Это и есть каждодневная теневая экономика, от которой ой как тяжело отказаться конкретному взятому индивидууму. И пока она существует, она выгодна всем сторонам процесса (кроме государства). Да и дело в менталитете, т.к. многие привыкли прятать от государства свои доходы и не ожидают от него ничего хорошего, даже если это назвать красивыми словами «снижение налогового бремени» и «упрощение администрирования налогов». И такой менталитет сломать гораздо сложнее, чем даже принять и внедрить идеальные налоговые законы.

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях