Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Бюджетные реформы Яценюка: кто заплатит за войну

13 августа 2014, 08:23 0

Сложнейшая экономическая ситуация в нашей стране едва не увенчалась еще и неожиданным политическим кризисом: в конце июля в шаге от добровольной отставки оказался премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Причиной тому стало нежелание депутатов Верховной Рады из коалиционного большинства поддерживать инициативы Кабинета министров, связанные с перераспределением бюджетных средств, в том числе и на нужды украинской армии.

Неутешительный бюджет

Помимо всего прочего, лишь с третьей попытки парламентариям удалось принять поправки в Закон Украины «О государственном бюджете на 2014 год». Без очередного секвестра бюджета деятельность Кабинета министров фактически блокировалась, ведь без перераспределения государственных доходов и расходов Яценюк и Ко оставались бы фактически со связанными руками. Очевидно, что денег в стране и без того крайне мало, а затраты на проведение антитеррористической операции на Донбассе лишь увеличиваются.

Помимо всего прочего, не за горами отопительный сезон, который в этом году обещает быть чрезвычайно сложным и напряженным. На все это правительству нужны были деньги, ради чего оно и пошло на перераспределение некоторых статей государственных доходов и расходов в нынешнем году.

Первым делом Кабмин взялся за увеличение доходной части бюджета, которая выросла на 4,890 млрд. гривен до 377,822 млрд. гривен. В то же время, примерно на такую же сумму (4,825 млрд. грн.) увеличились и расходы – теперь из бюджета правительство намерено потратить 441,587 млрд. гривен.

Разумеется, доходная часть главного финансового документа страны не могла увеличиться на пустом месте, для этого, предусмотрительные законодатели, в частности, увеличили на 21.53% граничный размер госдолга Украины в этом году, а также объем возможного выпуска правительством облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в 2,9 раза до суммы в 96,610 млрд. гривен.

Больше увеличить уровень госдолга у Кабмина возможности не было, так как в бюджетном кодексе Украины черным по белому написано, что данный показатель не может превышать отметку в 60% от ВВП страны. Учитывая прогнозируемое большинством экспертов падение украинской экономики на 6-7%, а также небезосновательные надежды украинских властей на получение значительных кредитов от международных организаций, приближение госдолга страны к критической отметке практически неминуемо.

Неутешительно выглядит не только прогнозное значение падения отечественной экономики – судя по другим показателям, заложенным в бюджет на этот год, ситуация выглядит довольно-таки плохо. В частности, по мнению правительства, украинцам следует ориентироваться на инфляцию в 19,5% (в декабре-2014 по сравнению с декабрем-2013), сокращение реальной зарплаты граждан на 6,3%, безработицу на уровне 10,2%, а также сокращение экспорта и импорта товаров и услуг на 11,6% и 21,1% соответственно.

Карман украинцев

Как видим, в экономическом плане нашу страну ожидают не самые легкие времена, что, впрочем, не помешало нашему руководству именно за счет простых граждан и бизнесменов увеличить доходную часть госбюджета. Речь идет об увеличении налогов, поступления от которых являются одной из главных статей доходной части украинского бюджета нынешнего года.

В частности, 3,3 млрд. гривен Кабмин надеется получить от налогообложения доходов от капитала по ставке 15%, 2,9 млрд. гривен – от военного сбора (каждый работающий украинец отдаст 1,5% от своей зарплаты, в то время как владелец акций или депозитов - нет), а также 4,783 млрд. грн. - от повышения акцизов на сигареты без фильтра (к радости самых необеспеченных потребителей, цена таких сигарет вырастет с 5 до 9 гривен), и на некоторые виды алкоголя (те, которые содержат в себе более 8,5% спирта).

Также особые надежды в правительстве возлагаются на так называемые официальные трансферты – 3,997 млрд. гривен, которые Украине должен предоставить Евросоюз. Еще 500 млн. гривен планируется получить от услуг по предоставлению информации Государственной регистрационной службой Украины.

Отдельной статьей дохода для нашего госбюджета должно послужить ощутимое увеличение ренты за пользование природными ресурсами страны. В частности, речь идет о добыче углеводородов (нефти и газа), а также железной руды.
Помимо этого, особое внимание Кабмин уделил отмене режима льготного налогообложения по целому ряду направлений. Так, ставка налога на прибыль в 10% была упразднена для гостиничного бизнеса, льготный режим налогообложения отменен также и для предприятий альтернативной энергетики (что неудивительно, ведь большая их часть находится в оккупированном Крыму).

Особый интерес и даже резонанс вызвало решение правительства отменить нулевую ставку налога на добавленную стоимость для перевозок пассажиров в поездах «Интерсити+». Иными словами, это значит автоматическое увеличение стоимости проезда в легендарных «Хюндаях» на целых 20%, что, очевидно, весьма негативно скажется на популярности и без того не особо любимых украинцами корейских поездов.

Дипломаты важнее военных

Что же касается государственных расходов, которые предусмотрены бюджетом-2014, то, разумеется, особое внимание правительства в этом плане было привлечено поиском денег для финансирования АТО на Донбассе. Такие деньги вроде как нашли – на финансирование военной операции до конца года из бюджета будет направлено 9,1 млрд. гривен. Еще 1,8 млрд. грн. предусмотрено на восстановление отдельных районов Донецкой и Луганской областей, которые в особой степени пострадали от «деятельности» пророссийских сепаратистов.

Впрочем, очевидно, что этих денег на столь важные в нынешних условиях цели, откровенно говоря, не хватит. Поэтому особое удивление вызывают некоторые статьи расходов бюджета, секвестировать которые правительство нужнымне сочло. В частности, 198 млн. гривен Украина, на территории которой идет война, планирует потратить на функционирование и расширение собственности наших дипломатических учреждений в других странах. Также 4.5 млн. гривен будет направлено на нужды статистических наблюдений и переписи населения.

В эту же статью государственных затрат входит еще и «наблюдение за жизнедеятельностью домохозяйств». В свою очередь без денег не останется и «руководство в сфере экономического развития и торговли». Что под этим имеется в виду, особо не понятно, но своих 13 млн. гривен этот предмет расходов все-таки получит.

На фоне этого, отказ от дотаций на выплату пенсий на сумму в 1,1 млрд. гривен и медобследование и лечение работников МВД, а также личного состава и ветеранов ВСУ на общую сумму в 40 млн. гривен, выглядит несколько цинично.

Что уж говорить о науке, нуждах инвалидов, детей, незащищенных слоев населения нашего государства – на все это денег в бюджете, конечно же, не нашлось. В стране идет война, и, судя по всему, подобные «мелкие» недочеты правительства будут списаны именно на нее. Простым же украинцам, в отличие от отечественных дипломатов, остается выживать, как получится.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях