Пока пыл вооруженного противостояния на Донбассе не иссякает и украинская армия по-прежнему с переменным успехом пытается одолеть сепаратистов, остальная часть нашей страны пребывает в перманентном поиске решения задачи экономического спасения страны. Вопрос фундаменталени звучит он вполне четко: сможет ли наша страна справиться с серьезной финансовой нагрузкой и хватит ли у нас денег для того, чтобы с минимально возможными неудобствами пережить эти столь тяжкие времена, избежав надвигающегося бюджетного кризиса?
Решение этой проблемы кроется в госбюджете Украины на 2014 год. А с его выполнением у нашего правительства во главе с премьером Арсением Яценюком также не обходится без некоторых осложнений.
Правда, чисто формально чиновникам из ныне действующего Кабинета Министров Украины в плане прироста бюджетных поступлений жаловаться не на что: только за первое полугодие 2014 года в бюджет Украины поступило 175,8 млрд. гривен, что на 8,1% или 12,8 млрд. грн. больше, чем было в аналогичном периоде 2013 года.
Наверное, именно связи с этим еще в конце мая на заседании правительства министр финансов Украины Александр Шлапак выразил полную уверенность в том, что проблем с выполнением госбюджета -2014 «по всем статьям» у нынешнего состава Кабмина возникнуть не должно. Странно, но с тех пор прошло чуть больше месяца, и уже сейчас, судя по словам председателя Верховной Рады Украины Александра Турчинова, ситуация с бюджетом страны уже не выглядит столь же безмятежной. Подобное мнение сформировалось у спикера парламента после беседы с тем же Шлапаком:
«Я говорил с министром финансов. Он очень напряжен в связи с тем, что у нас есть серьезные проблемы с выполнением текущего бюджета» - поведал он коллегам по Раде свои впечатления от разговора с министром.
И действительно, ситуация с выполнением и наполнением нашего государственного бюджета уже по итогам первого полугодия 2014 года очевидно дает понять: избежать объемного бюджетного дефицита украинским властям, увы не удастся.
Согласно закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год», максимальный размер дефицита госбюджета текущего года составляет 69,564 млрд. гривен. Не смотря на то, что эта цифра существенно превышает текущий дефицит главного финансового документа страны, который по итогам первых 5 месяцев 2014 года находился на уровне 11,502 млрд. гривен, сегодня нет абсолютно никаких гарантий, что до конца года правительство не будет вынуждено пойти на увеличение предельной суммы бюджетного дефицита.
Ситуация с финансами в стране действительно крайне тяжелая: война на Востоке ежедневно забирает не только десятки жизней украинских солдат и мирных граждан, но и с каждым днем требует на свои кровавые нужды все больше и больше денег. По подсчетам Минфина, до конца года Украине необходимо выделить минимум 9,1 млрд. гривен – и это только на нужды обороны, ведь непосредственно проведение антитеррористической операции на Донбассе ежемесячно нуждается в финансировании на уровне не менее 1,5 млрд. грн.
И если для военных Кабмин еще может отыскать кое-какие ресурсы (например, перераспределив 12 млрд. гривен, предназначенных на развитие угольной отрасли) то, даже если в ближайшее время мольбы украинцев будут услышаны и все сепаратисты в кратчайшие сроки отправятся в полагающиеся им места, а в зоне АТО воцарится долгожданный мир, денег в бюджете на восстановление инфраструктуры и промышленности пострадавших регионов может попростуне найтись.
По оценкам Минэнерго, на реконструкцию только одной Славянской ТЭЦ понадобится около 600 млн. гривен. Не забывает подсчитывать убытки и без того отнюдь не преуспевающий «Укравтодор», который оценивает ущерб от разрушения дорог на Донбассе в 400 миллионов.
Все это происходит на фоне не прекращающейся экономической рецессии, конца которой не видят даже наиболее оптимистично настроенные экономисты. Напротив, если предел бюджетного дефицита на 2014 год рассчитывался с прицелом на объективноесокращение украинской экономики на 3%, то уже сегодня мировые эксперты (в частности, такие как МВФ, Всемирный банк и ЕБРР) прогнозируют нам спад в 5 или даже в 7%.
Откуда правительство может взять дополнительные деньги пока неизвестно, ведь и без того Яценюком и Ко весьма активно используются все известные методы по формальному увеличению бюджетных поступлений.
В частности, особенно активно Кабмин использует авансовые платежи, которые в бюджет перечисляет Национальный банк Украины. В том же законе о бюджете-2014, отчетливо говорится, что Национальный банк Украины в 2014 году ежеквартально перечисляет в Государственный бюджет Украины средства в сумме не меньше чем 5,701 млрд. грн. на общую сумму не меньше чем 22,807 млрд. гривен в год. Данное условие закона нынешнее правительство выполняет более чем добросовестно: только за первые пять месяцев 2014 года НБУ перечислил в бюджет 22 миллиарда гривен, а это не много, не мало, а 14,6% от общей суммы бюджетных поступлений в отчетном периоде. При этом за аналогичные 5 месяцев в прошлом году авансовые платежи НБУ в бюджет составили всего 6 миллиардов гривен, что в 3,7 раза (!) меньше, чем сейчас.
Усердность правительства в этом компоненте просто поражает, ведь всего за 5 месяцев поступления по авансовым платежам практически равняются годовой норме! На этом прелести современного наполнения украинского бюджета не заканчиваются. В то время как общие доходы бюджета от получения налога на добавленную стоимость сократились на 6,6%, возмещение НДС бизнесу государством в первом полугодии снизилось по сравнению с прошлым годом на 24%.
Таким образом, к сумме расходов бюджета этого года необходимо добавить еще и 5,684 млрд. гривен, на получение которых при других обстоятельствах, вполне могли бы рассчитывать отечественные предприниматели. Однако ситуация от прошлого года отличается кардинально. Не поступают налоги из оккупированного Крыма, проблемы в этой сфере наблюдаются и на охваченном войной Донбассе.
Не стоит забывать и об инфляции, высокий уровень которой обеспечивает правительству хоть какие-то реальные поступления в бюджет. В оппозиционном прошлом Арсений Петрович, пожалуй, охарактеризовал бы эти методы не иначе как спекулятивные.
Отсюда и неутешительные цифры по наполнению бюджета практически по всем налоговым статьям. В частности, поступления от налога на прибыль предприятий «отстает» от плана на 47,5%, от ввозных пошлин – на 71,7%, от платы за пользование недрами – на 59,7% и от акцизного сбора – на 68,2%.
Усугубляется ситуация и тем, что получение Украиной столь важного в нынешнем положении ресурса Международного валютного фонда, напрямую зависит от выполнения нашей страной требований МВФ полностью прекратить практику получения бюджетом авансовых платежей НБУ и перевести возмещение НДС на автоматическую основу. Откуда в такой ситуации украинское правительство будет брать деньги на финансирование, когда расходы бюджета только увеличиваются, а доходная часть стимулируется фактически искусственно? Очевидно, что уже в ближайшее время граничный уровень бюджетного дефицита будет существенно увеличен. Иного выхода у украинского правительствапока не видно.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.