Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украина и ее долги: падение в бездну или шанс для взлета

19 февраля 2014, 14:30 2

Помимо сложнейшего политического кризиса Украина на сегодняшний день находится также и в неутешительным экономическом положении, что характеризуется нулевым экономическим ростом, дефицитом торгового баланса свыше 10 млрд долларов и выросшим на 13% государственным долгом.

Безусловно, такая картина достаточно характерна для современного этапа развития мировой экономики: лихорадит нынче не только нашу страну, однако в ситуации, когда производство, а значит, и доходы не растут, но зато стабильно увеличивается сумма внешних обязательств государства, совокупность упомянутых факторов особого оптимизма отнюдь не вызывает.

Кому и сколько должна Украина

Отдельной темой для разговора, конечно же, является государственный долг Украины. По итогам 2013 года кредитные обязательства страны установились на уровне 73,1 млрд долларов. Разумеется, что не все эти деньги являются непосредственным долгом украинского правительства – часть из них, а именно 13,03 млрд долларов, приходится на обязательства нашего частного бизнеса, гарантом которого при оформлении кредитных сделок выступило государство. Непосредственно Украина как держава задолжала своим кредиторам 60,1 млрд долларов, из которых 32,1 млрд приходится на счет внутренних инвесторов, а 27,9 млрд мы задолжали внешним заимодателям.

Внутренний госдолг Украины создается за счет распространения среди населения, а также частных компаний облигаций внутреннего государственного займа, или же ОВГЗ. Например, долговые бумаги с пятилетним сроком погашения Министерство финансов Украины предлагает банкам под 14,25% годовых. Госбюджетом 2014 года установлен конкретный лимит внутренних заимствований государства с максимальной отметкой в 115 млрд гривен. Общий же максимальный объем госдолга в 2014 году составляет 585,5 млрд гривен, что соответствует 71,8 млрд долларов по текущему валютному курсу.

При этом, по данным Министерства финансов, прогнозные выплаты Украины по обслуживанию и погашению действующих кредитов и займов в 2014 году составляют 125,5 млрд гривен. В 2015 году эта цифра увеличится на 5,3% и составит уже 132,2 млрд гривен.

Интересно, что в разрезе кредиторов свыше половины платежей текущего года приходится на Международный Валютный Фонд (24,490 млрд гривен), а также на держателей ОВГЗ выпуска 2013 года, которым предстоит выплатить 34,020 млрд.
По расчетам Минфина, в 2015 году расходы на погашение и обслуживание кредитов по сравнению с 2014-м вырастут на 5,27%, или на 6,620 млрд грн, – до 132,153 млрд грн. Далее предусмотрено непрерывное снижение платежей до 2040 года, например, в 2016-м – сумма выплат снизится на 25,43%, а в 2018-м на 28,76%.

В то же время, общая сумма по обслуживанию и погашению действующих кредитов до 2040 года составляет 719,288 млрд гривен, или 89,990 млрд долларов.

Самое интересное, несмотря на то, что график выплат рассчитан до 2040 года, на 2014, 2015 и 2016 гг. приходится около половины платежей, а на два следующих, то есть 2017-й и 2019-й – еще около четверти. Так что ближайшие 5 лет для Украины будут определяющими в плане управления собственным госдолгом. Если нам удастся выйти из ситуации с честью и исправно осуществить все платежи, не влезая при этом в новые задолженности, на будущее будет заложен фундамент, который позволит нашей стране использовать кредитные средства для развития экономики страны, вместо латания насущных дыр.

Украина – не Европа

Парадокс, но наша страна в плане соотношения размера обязательств даже превосходит в положительном спектре многие более развитые страны Европы. Украинские долги составляют примерно 41,5% ВВП (ВВП Украины равен 1,444 трлн гривен, экономика страны показала в 2013 году нулевой рост), в то время как в Германии это соотношение близко к 80%, а в Великобритании и Франции – к 90%.

И это развитые страны, безапелляционные лидеры не только европейской, но и мировой экономики, что уж говорить о проблемных государствах, таких как Греция или Ирландия, где внешние обязательства и вовсе значительно превышают мощности экономики и составляют 157 и 117% ВВП соответственно.

Звучит все это действительно воодушевляюще, что, однако, отнюдь не должно успокаивать украинцев, ведь в отечественной долговой политике существует довольно много серьезных изъянов. Как уже говорилось выше, в 2013 году наша страна нарастила сумму внешних обязательств на 13,1%, или на 8,7 млрд долларов (в 2012 году прирост составил 8,9%). При этом только в декабре прошлого года Украина одолжила внушительную сумму в 4,335 млрд долларов, что связано в первую очередь с получением первого транша российских кредитных средств в размере 3 млрд.

Джентльменское соглашение

Как известно, президенты двух стран Виктор Янукович и Владимир Путин договорились о 15 миллиардах долларов, которые Россия намерена вложить в украинские ценные бумаги под 5% годовых с погашением в 2015 году. Поэтому в случае, если Кремль не откажется от дальнейшего кредитования нашей страны (сейчас в Кремле как раз размышляют над тем, стоит ли предоставлять Украине очередной транш в размере 2 млрд. долларов), очевидно, стоит ожидать еще одного существенного увеличения госдолга Украины уже в ближайшее время.

К слову, именно ценные бумаги являются основным источником привлечения кредитных средств на государственном уровне. Не секрет, что чем выше надежность бумаг, что подразумевает под собой платежеспособность заемщика, тем ниже процентная ставка, то есть стоимость возвращения кредита. Для украинских еврооблигаций с выплатой в 2014 году такая ставка составляет 12%, а в декабре прошлого года доходность облигаций Украина-2014 и вовсе составляла 14,33% годовых.

На стоимость кредитных ресурсов влияет целое множество как экономических, так и неэкономических факторов. Например, буквально через несколько часов после того, как стало известно о решении России инвестировать в украинские бумаги под 5% в год, их доходность на открытых рынках мгновенно упала до 7,93%.

Как видим, российские кредитные средства обойдутся нашей стране по беспрецедентно низкой стоимости. Естественно у России здесь есть собственный интерес, на предмет чего однозначно ничего неизвестно. Очевидно одно: столь высокая стоимость украинских ценных бумаг на внешних рынках заимствования обусловлена в первую очередь тем, что международные инвесторы серьезно опасались и опасаются за платежеспособность нашей страны уже в ближайшей перспективе.

Никоим образом не повлиял на настроения кредиторов и тот факт, что в 2013 году Украина вполне исправно платила по всем своим обязательствам и вроде бы как показала себя вполне надежным заемщиком. Однако экономические и, что главное, политические события имиджу нашей страны на международных рынках капитала отнюдь не способствуют, что уже приводит к тому, что некоторые рейтинговые агентства присваивают Украине так называемый преддефолтный рейтинг.

О политической составляющей украинских проблем, пожалуй, рассказывать не стоит, да и долговая политика государства зависит во многом как раз не от политических, а от экономических причин. Революция революцией, но и без нее Украина остро нуждается в дополнительных денежных средствах.

В бюджете 2014 года официально заложен дефицит в размере 3,6% от ВВП, что составляет около 53 млрд гривен. Естественно, сумма дефицита госбюджета может варьироваться в ту или иную сторону, однако факт его существования уже закреплен на законодательном уровне, поэтому перед украинским правительством уже в ближайшее время всерьез возникнет вопрос, как этот дефицит профинансировать.

В этом плане есть несколько вариантов привлечения дополнительных денег. Речь идет о денежной эмиссии НБУ, приватизации госсобственности, или же опять-таки о привлечении заемного ресурса, однако и здесь не все так просто. Если краткосрочные еврооблигации Украины имеют доходность в 12%, то за среднесрочные и долгосрочные бумаги нам приходится платить примерно 10% в год. Да, это отнюдь не ставки по греческим бумагам, то есть страны, которая занимает под 30% годовых, но и не совсем приемлемая стоимость для страны с 10-миллиардным дефицитом торгового баланса, коей и является Украина.

Так что именно российское «братское плечо» (в обмен на что?) в виде 15-миллиардной инвестиции в евробонды Украина-15 выглядит для нас действительно чем-то наподобие спасательного круга. Альтернатива в виде кредита со стороны Международного Валютного Фонда здесь вряд ли выглядит конкурентоспособной, так как МВФ за свои деньги требует от украинского правительства проведения целого ряда реформ, что предусматривает, например, повышение тарифов на газ для населения или отказ от увеличения социальных выплат. Безусловно, определенная логика в требованиях МВФ присутствует, однако такие действия украинских властей однозначно не понравились бы даже самому лояльному населению страны в любое время, не говоря уже о предвыборном и социально напряженном 2014-м.

При всем при этом, получив 3 млрд долларов из российского Фонда национального благосостояния (формируется правительством России из нефтяной прибыли на случай серьезных экономических потрясений), Украина в силу политической ситуации в стране пока еще не получила абсолютно никаких гарантий на предоставление дальнейшей помощи от северного соседа. Кремль выжидает, ведь ситуация в Украине пошла по радикальному сценарию и чем все закончится, совершенно неизвестно. Кроме того, сама Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, так как рубль, равно как и валюты остальных развивающихся стран, в последние недели ушел в весьма серьезное девальвационное пике, не стоит забывать также и об умопомрачительных олимпийских издержках Москвы, что изрядно истощило государственную казну Кремля.

Таким образом, ситуация с внешними займами для Украины выглядит довольно-таки неопределенно. Некий оптимизм внушает заложенный в бюджет 2014 года показатель уровня внешнего долга страны на уровне не выше 35% от ВВП. Это значит, что украинское правительство в нынешнем году планировало довольно-таки серьезно сократить существующие долги государства, очевидно, рефинансировав их за счет того же российского займа. К слову, первый транш «путинского кредита» в 3 млрд долларов был, по информации НБУ, направлен на увеличение объема золотовалютных резервов страны, которые в декабре выросли на 1,625 млрд долларов, а также на осуществление валютных интервенций для сглаживания колебаний курса гривны и платежи по старым долговым обязательствам.

Как раз в этом-то и кроется едва ли не основная проблема не только долговой, но и общеэкономической политики современной Украины – отсутствие стратегического видения развития страны, работа системы, направленная на решение едва ли не исключительно текущих проблем. Такая ситуация наблюдалась в течение всей современной истории независимой Украины, и нынешняя власть, в силу сложнейшей экономической ситуации и, очевидно, целого ряда других причин, изменить эту не самую радужную традицию пока не сумела.

Если теоретически, кредитные отношения в мировой экономике существуют для того, чтобы деньги не застаивались в системе, а постоянно циркулировали, стимулируя, таким образом, экономическое развитие, то в нашей стране заемные ресурсы используются как угодно, только не в качестве инвестиций в будущее страны.

В этом плане очень перспективно выглядят китайские кредиты, которые предоставляются исключительно под конкретные инвестиционные проекты, и радует, что в последнее время таких проектов в Украине становится все больше.

Поэтому, безусловно, украинским властям крайне важно уже сейчас свыкнуться с мыслью, что, несмотря на то, что привлечение кредитных ресурсов – это абсолютно нормальная практика для любой страны мира, однако использовать эти ресурсы необходимо исключительно грамотно и учитывая долгосрочные перспективы развития страны.

Битва с долгами

В целом же, экономическая теория, равно как и практика, предусматривает несколько традиционных вариантов сокращения государственного долга страны. Идеальный вариант во всех отношениях в этом плане – обеспечение опережения темпами роста экономки темпов роста государственного долга. Таким образом, страна получает дополнительные экономически обусловленные прибыли, которые можно направить на фактически безболезненное обслуживание своих обязательств. Однако осуществить подобное чудо на практике за короткое время и в условиях стабильно негативной экономической ситуации практически невозможно. Увы, для Украины такой вариант в нынешних условиях также отнюдь не выглядит реалистичным.

К менее идеалистичным методам сокращения госдолга относится оптимизация государственных расходов и доходов. В первом случае речь идет об урезании некоторых статей расходной части госбюджета, что автоматически уменьшит его дефицит. Звучит прекрасно, однако такая технология в условиях предвыборного года в Украине выглядит столь же нереально, как и внезапный рост экономики свыше 13% в год.

Вместе с тем, под оптимизацией доходов подразумевается увеличение налоговой нагрузки, что позволит привлечь в госбюджет дополнительное количество денег. В принципе, это весьма распространенная практика, однако не в условиях, когда бизнес и без того переживает не самые лучшие времена, так что дополнительный фискальный груз может только потопить ВВП государства.

Самым радикальным подходом к устранению госдолга страны является объявление дефолта, и последующая реструктуризация обязательств с вероятным списанием ощутимой их части. Например, многострадальной Греции, которая задолжала около 300 млрд долларов, удалось добиться от своих европейских партнеров списания части долга частным инвесторам, что в сумме равнялось 100 млрд евро.

Как бы ужасно не звучало это слово в умах обывателя, но дефолт, вместе с тем, – это своеобразное дно, поэтому не зря считается, что это не только наиболее быстрый способ решения долговой проблемы, но и шанс реанимировать экономическую активность в стране в долгосрочном периоде.

К счастью, размер государственного долга Украины пока не дает повода всерьез заговаривать о возможном дефолте, хотя и такой угрозы совсем уж исключать нельзя. Чисто формально угроза дефолта существует у любого государства, которое имеет хоть какие-нибудь долги. Однако  в нынешней ситуации правительство страны пойдет на такой шаг, как объявление банкротства, только в самом крайнем случае. Скорее всего, в случае, если Украина будет ощущать проблемы с платежеспособностью, нас ожидает девальвация гривны вплоть до самого последнего момента. Это позволит смягчить долговой груз на экономику, и несколько нивелирует угрозу дефолта.

Поэтому новому правительству Украины крайне важно обдумано и конструктивно подойти к проблеме государственного долга страны. Вечно жить в долг мы не можем, а погашать старые задолженности за счет новых – абсолютно не выход.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях