Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новые госбанки на службе экономики — куда пойдут инвестиции

22 ноября 2013, 14:15 1

Пока иностранные банки стремятся покинуть украинский рынок, государство собирается нарастить свои финансовые «владения» двумя банками — развития и земельным. Эти намерения, безусловно, благие, но ответ на вопрос, за чей счет будут пополняться активами два указанных банка, пока висит в воздухе.

Долгожданный банк

Государство занялось созданием специализированных банков, с помощью которых планирует решать «точечные» проблемы. Так, правительство готовит законопроект, который будет регулировать деятельность Украинского банка реконструкции и развития (УБРР), который не является ни филиалом, ни даже конкурентом более известной структуры — Европейского банка реконструкции и развития.

Вернее, власти хотят на базе этого банка создать государственный банк развития, тем более, что его создание предусмотрено утвержденной программой экономического развития на 2013-2014 гг.

В настоящее время единственным собственником УБРР является государство в лице Министерства финансов, которое в июне текущего года получило пакет акций УБРР на сумму почти 118 млн грн (99,9945% уставного капитала банка). Ранее его основным владельцем было также государство в лице Кабинета Министров через «Государственную инвестиционную компанию».

Примечательно, что нардеп-регионал Валерий Омельченко решил «помочь» правительству и зарегистрировал законопроект (№3445), которым предлагает парламенту создать Государственный банк развития на базе УБРР. Согласно законопроекту, государство не отвечает по обязательствам банка, а банк не отвечает по обязательствам государства.

В документе указывается, что Государственному банку развития запрещается осуществлять производственную деятельность, заниматься торговлей и страхованием, в какой-либо форме работать с населением и т. д. Впрочем, парламентские юристы предлагают отправить указанный законопроект на доработку из-за множества нестыковок.

По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, во многих странах мира существуют такие банки. «У нас уже 20 лет как говорят, что такой банк необходим. Действительно, для решения стратегических задач, которые имеют общегосударственное значение, коммерческие банки не всегда подходят. У них главное — бизнес и доход, а вот общегосударственные задачи — это не их проблема. Поэтому в идеальном варианте, если Украина хочет быть настоящей европейской страной, обязательно нужен «настоящий» банк реконструкции и развития», — подчеркивает эксперт.

Интересно, что это далеко не новый банк — УБРР был создан согласно постановлению Кабмина от 5 мая 2003 года и зарегистрирован Нацбанком 19 марта 2004 года. Следует отметить, что 17 июня 2009 года правительство приняло решение о создании на базе УБРР Банка содействия развитию. Судя по всему, последняя идея не нашла своей финальной реализации.

Примечательно, что, несмотря на историю существования УБРР с 2004 года, когда правительство приступило к вопросу по данному финучреждению, то речь шла о создании нового банка, как будто не было почти 10 лет деятельности самого УБРР. Впрочем, с нынешними финансовыми возможностями финучреждения можно сказать, что УБРР по факту особо и не работал. Официальный сайт банка не дает практически никакого представления о его деятельности.

Предполагается, что новый банк будет заниматься финансированием приоритетных проектов и отраслей экономики, а также должен стать источником долгосрочных «длинных» средств для украинской экономики.

«Это будет не совсем новый банк. А те цели, которые ставятся перед банком, вполне востребованы рынком — сейчас ощущается дефицит «длинных» денег в экономике. Заявляется, что банк будет заниматься финансированием долгосрочных инвестиционных проектов, в частности в высокотехнологических областях экономики (машиностроение, ракетно-космическая отрасль и т. д.)», — считает начальник отдела рейтингов корпоративного сектора агентства «IBI-Rating» Игорь Дикий.

Финансовые аспекты

В настоящее время банк совершенно не поражает своими финансовыми показателями. Так, за девять месяцев текущего года размер активов банка снизился на 46,8 млн грн (на 28%), до 119,9 млн грн. С таким показателем УБРР занимает последнее, 116-е место среди украинских банков, ранжированных по размеру активов (по версии АУБ). С такими «данными» говорить о реализации даже небольших проектов просто несерьезно.

В правительстве утверждают, что уставный фонд УБРР будет формироваться за счет средств госбюджета, которые впоследствии будут направляться на финансирование приоритетных проектов. Также в правительстве предполагают, что в случае заинтересованности финансированием проектов через УБРР будут заниматься и международные финансовые организации (ЕБРР, Мировой банк и т. д.)

В целом, по словам Игоря Дикого, есть несколько классических вариантов увеличения финансовых возможностей УБРР: поддержка из госбюджета, работа с ОВГЗ (обмен на акции), выпуск облигаций. Не стоит забывать и о том, что банку уже выделено 10 млрд грн под госгарантии в 2014 году.

Как отмечает Александр Охрименко, есть большой мировой опыт, как формируются пассивы такого рода банков. «Источником пассивов такого банка может быть или уставной фонд, который формируется за счет денег госбюджета, или целевая эмиссия гривны, которая осуществляется за счет рефинансирования НБУ кредитов УБРР, которые выданы под госгарантии. Но это не простая эмиссия гривны, а именно целевая», — отмечает эксперт.

Еще одной «фишкой» УБРР планируется возможность обеспечивать свои обязательства государственными гарантиями. «Понятно, что сами госгарантии не являются живыми деньгами, но под них УБРР будет вправе привлекать финансирование для различных социальных, стратегических проектов. По задумке разработчиков проекта, в дальнейшем банк развития будет передавать эти средства коммерческим банкам для финансирования стратегических проектов», — поясняет Игорь Дикий.

Посредством этого механизма правительство хочет освободить распорядителей бюджетных средств (по решению Кабмина) от обязательства предоставлять имущественное или другое обеспечение выполнения своих обязательств по госгарантиям, а также вносить плату за предоставление.

Ранее первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов заявлял, что Украина располагает несколькими проектами на общую сумму 600 млн грн («Укравтодор», «Укргидроэнерго» и т. д.), которые могут быть профинансированы за счет средств УБРР.

В данной ситуации происходит ряд этапов. «Государственный орган при Кабинете Министров проводит отбор крупных инвестиционных проектов, которые могут рассчитывать на получение госгарантии. Это могут быть инвестиционные проекты по реконструкции металлургических предприятий или строительству крупных сельскохозяйственных объектов (элеваторы, теплицы и т. д.). После получения госгарантии юридическое лицо может обратиться в УБРР и получить долгосрочный кредит на льготных условиях.

В свою очередь УБРР сможет рефинансировать этот проект в НБУ и тем самым заполучить нужное финансирование. Эти средства пойдут только на строительство новых и реконструкцию действующих промышленных объектов. Поэтому хотя денежная масса и вырастет, но целевая направленность использования средств будет сдерживать инфляцию», — подчеркивает Александр Охрименко.

Чем УБРР принципиально будет отличаться от функций других госбанков – «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» – в правительстве детально не поясняют. Кроме того, зачем создавать банк, когда первоначально он будет наполняться за счет бюджетных вливаний, тогда как сводный бюджет за январь-сентябрь текущего года выполнен с дефицитом 33,8 млрд грн.

То есть у государства физически нет лишних средств на столь непонятные расходы. Кроме того, под контролем государства находятся куда более мощные национализированные «Укргазбанк» и банк «Киев», которые государство вообще планировало продать инвесторам, правда за «справедливую» цену их все равно никто не купит – не та рыночная конъюнктура.

Земельный «коллега»

Еще одним амбициозным новичком на банковском рынке стал Государственный земельный банк: с уставным капиталом в 120 млн грн. В отличие от «банка развития», который создается на базе УБРР, Госзембанк является новоиспеченным финучреждением, созданным 2 июля 2012 года.

В следующем году руководство финучреждения хочет прокредитовать на сумму... 15 млрд грн (в случае передачи земель сельскохозяйственного назначения в капитал банка). Отметим, что за весь прошлый год аграрии совокупно привлекли у банков 13,5 млрд грн кредитов. Кроме того, банк планирует выдавать кредиты под 8-12% годовых, а не 20-24%, как у коммерческих банков.

На фоне таких амбиций самым актуальным является вопрос нахождения таких средств. Запланировано, что они будут аккумулированы от аренды сельхозземель (в госсобственности находятся 10,2 млн га сельхозземель) и средств, привлеченных от международных финансовых организаций. Для этого государственные земли сельхозназначения должны поступить в управление банка. В настоящее время Государственное агентство земельных ресурсов проводит инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в госсобственности. По состоянию на 14 ноября была проведена инвентаризация на площади 920,7 тыс. га.

До конца текущего года землеустроители планируют инвентаризировать 1 млн 689,7 тыс. га таких земель. Это даст Госзембанку понимание того, каким объемом сельхозземель располагает государство. Вторым шагом будет сдача таких земель в аренду агропроизводителям на условиях повышения плодородности почв, что будет способствовать росту дополнительных поступлений, в первую очередь, в местные бюджеты.

Банк разрабатывает программу совместного кредитования аграриев с другими банками, которые имеют опыт кредитования агросектора. Госзембанк планирует компенсировать часть процентной ставки банкам-партнерам по кредитованию аграриев. Отметим, что примерно 80% всех банковских кредитов аграриям, выданных в 2012 году, были льготными – часть процентной ставки (15,5%) компенсировало государство.

Также банк рассматривает возможность выпуска облигаций для обеспечения кредитования аграриев. Разумеется, что «лучшими друзьями» нового финучреждения будут другие госбанки. В частности соглашение о сотрудничестве уже подписано с «Ощадбанком» и частным «Креди Агриколь».

Несмотря на немалые возможности государства, резко стартовать с новым банком за один год до уровня кредитования даже 5 млрд грн достаточно сложно, тем более что не ясна мотивация и возможности финансирования со стороны международных финансовых организаций. Бюджетные же возможности по известным причинам являются также ограниченными. Как и в случае с банком развития, Госзембанк имеет большие амбиции, но туманные перспективы быстрого привлечения значительных средств. Кроме того, нужно учитывать, что агробизнес очень сильно подвержен форс-мажорным рискам.

****

В целом сегодня можно говорить, что инициативы государства по созданию новых институций для кредитования отечественной экономики дают основания надеяться на то, что украинский бизнес сможет в ближайшем будущем получить столь необходимую финансовую поддержку.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях