Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украинским АЗС выгодно продавать фальсификат, но делают это не все, – Леонид Косянчук

1 августа 2013, 12:00 0

«Средний украинец тратит в месяц на топливо более 70% заработной платы»

Вопрос: Леонид Васильевич, какое топливо сегодня в Украине пользуется наибольшим спросом? Почему?

Ответ: В первую очередь, это топливо импортного происхождения (А-95 и ДТ с приставкой «Евро») качества Евро-IV и V. Это обусловлено тем, что подавляющее большинство импортных автомобилей категорически не приемлют низкокачественные моторные топлива до Евро-III.

Вопрос: Соответствует ли топливо, которое продается в Украине, европейским стандартам? Из каких стран Украина импортирует топливо?

Ответ: Все моторные топлива, импортируемые из стран Евросоюза, полностью соответствуют европейским стандартам. Моторные топлива ниже качества Евро-IV там вообще законодательно запрещены и не производятся.

Наши нефтетрейдеры импортируют топливо в Украину из Беларуси, Литвы, Польши, Греции, Израиля, Румынии и, в незначительных количествах, — из России.

Вопрос: Какие ключевые факторы определяют ценообразование на топливо в Украине? Кто в нашей стране определяет цену на бензин?

Ответ: Моторное топливо не входит в перечень товаров и услуг, на которые государством устанавливаются предельные цены. Поэтому каждый субъект предпринимательской деятельности, в соответствии с Гражданским кодексом Украины, на предлагаемый товар устанавливает цену самостоятельно, исходя из маркетинговых соображений, уровня конкуренции и покупательской способности потребителя в данном регионе.

В любом случае в цене моторного топлива, независимо от его происхождения, присутствуют налоги (акциз, НДС, пошлины). В Украине эта доля составляет порядка 35%, а в некоторых европейских странах достигает 70% и выше. Этим и объясняется разница цены в розничном сегменте. В то же время, если средний украинец тратит в месяц на топливо более 70% заработной платы, то европеец, при том же пробеге и расходе топлива, только 5%.

«В Украине действует более 7,5 тыс. автозаправок»

Вопрос: Кто и как в Украине контролирует качество топлива? Насколько сегодня эффективно ведется работа по контролю за его качеством?

Ответ: Согласно действующему законодательству, эта функция в Украине вменена Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей, взамен «почившего в Бозе» в результате недавней административной реформы Госпотребстандарта.

К сожалению, и «первый» и «второй» уполномоченный государственный орган исполнительной власти финансируется по остаточному признаку (т. е. никак ). Соответственно, в таком же масштабе осуществляются и достаточно затратные проверки качества. Особенно если учесть, что количество точек розничной продажи моторных топлив (АЗС) в Украине более 7,5 тыс. единиц.

Вопрос: Как украинец сам может проверить топливо на качество? Куда он может обратиться с этой целью? Куда может пожаловаться?

Ответ: Чисто теоретически любой гражданин Украины может самостоятельно обратиться в одну из сертифицированных лабораторий по проверке качества моторных топлив и узнать, что на самом деле находится в бензобаке его автомобиля. Гораздо труднее ему будет доказать, из какой именно АЗС оно попало в его бензобак.

Более правильным, но и более длительным процессом (с тем же сомнительным эффектом) видится путь через соответствующее обращение в Государственную инспекцию по защите прав потребителей с жалобой на конкретную АЗС, с обязательным приложением официального заключения профильной СТО о причинах повреждения двигателя автомобиля из-за некачественного топлива.

Иногда при малейшем подозрении на качество топлива намного проще и более действенно будет немедленно обратиться к руководству той же АЗС. Если у Вас на руках есть чек, давность которого не более суток, решить вопрос можно на месте. Никто не заинтересован в развитии скандала.

Любые другие самостоятельные действия потребителя по защите своих прав могут быть классифицированы как уголовное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.356 Уголовного кодекса Украины или, в лучшем случае, ч.2 ст.23 Гражданского кодекса Украины.

«Даже откровенный фальсификат может продаваться по цене качественного топлива»

Вопрос: Насколько сегодня цена на топливо в Украине соответствует его качеству?

Ответ: К сожалению, не всегда. Даже откровенный фальсификат по цене может совсем незначительно отличаться от качественного топлива, предлагаемого «брендовыми» АЗС.

Вопрос: Среди автомобилистов звучат жалобы на качество топлива. С чем это связано? Насколько велика для Украины проблема некачественного топлива?

Ответ: Вынужден согласиться, что зачастую такие жалобы имеют под собой основания. Сейчас уровень цен на моторные топлива в Украине превышает покупательскую способность большей части потребителей и привлекательность фальсификата как никогда высока. Посудите сами: ведь с фальсификата не платят налоги, а это минимум 240 евро/т так называемой «экономии», в то время как добросовестные операторы рынка, которые исправно платят все налоги (акциз и НДС), вынуждены довольствоваться 2-2,5% дохода. Это очень серьезная проблема для Украины, особенно если учесть, что системные проверки качества практически не финансируются, а ответственность за продажу фальсификата не адекватна уровню причиненного ущерба Госбюджету и потребителям.

Вопрос: А как ситуация обстоит с собственным производством топлива?

Ответ: При нынешнем уровне цен на сырую нефть и ужесточении экологических требований к моторному топливу, уровень технологического оснащения большинства украинских НПЗ не позволяет им конкурировать с высокотехнологичными и глубоко модернизированными НПЗ Европы и Беларуси ни по ценовым параметрам, ни по качеству. Именно поэтому почти все НПЗ Украины сегодня вынуждены простаивать, так как их нынешние владельцы категорически не желают вкладывать сотни миллионов долларов в модернизацию собственных предприятий, приобретенных в свое время у государства по цене металлолома.

Главная трагедия заключается в том, что сотни высококвалифицированных специалистов в области нефтепереработки из-за бездарной политики приватизации этой стратегической отрасли оказались сегодня не у дел.

Единственный плюс — это то, что дефицит моторных топлив низкого качества отечественного производства успешно замещается высококачественным моторным топливом импортного происхождения. По тем же, замечу, ценам.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях
Билет на речной трамвайчик купить
билет на речной трамвайчик купить
rivermoscow.ru