Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Потребительская деформация украинского общества

10 октября 2013, 14:00 0
Поделиться

В обыденной жизни довольно часто приходится наблюдать картину, когда какой-нибудь коллега по работе часами просиживает в интернет-магазинах в поисках различных гаджетов, — будь то новая модель мобильного телефона, ноутбука или планшета. При этом он недавно мог осчастливить себя покупкой аналогичного типа устройства. Бесконечный просмотр огромного количества листов с ценами и техническими характеристиками товаров превратился в некий магический процесс, когда поиск осуществляется не столько ради самой покупки, а для развлечения и самовыражения.

Откуда ноги растут

С момента распада Киевской Руси наша страна в течение долгого времени не имела своего единого национального правителя, который бы имел в себе силы и талант контролировать большую часть территории Украины. Земля бесконечного чернозема на несколько столетий превратилась на разменную монету между различными соседними государствами, которые ввергли страну в эпоху бесконечных войн и геополитических игр. В этой ситуации простые украинцы всегда были наиболее уязвимой частью населения, которая часто становилась жертвой насилия, разбоя и разрушений.

Такая ситуация глубоко заложила в сознание людей генетический страх перед будущими бедствиями. Своеобразные трансформации произошли и в воспитании детей. Так если в русском языке понятие воспитать ребенка звучит как «вырастить», то есть накормить, то в украинском языке аналогичное слово звучит как «виховати», то есть «ховати», спрятать ребенка от опасности. Думаю, многие сталкивались с ситуацией, когда внук (внучка), приезжая погостить к своей бабушке, часто слышал фразы про «худощавость ребенка» и «что он мало ест», несмотря на то, что ребенок сам по себе был нормально сложен. Этот пример свидетельствует о подсознательном страхе людей старшего поколения за выживание своих потомков и желание убедить их поесть «на запас», мысленно допуская, что может снова прийти время недоеданий и голода.

Люди старшего поколения в пору своей молодости пережили бедность, недоедание, холод, различные опасные болезни (например, тиф), претерпевали множество лишений и ограничений. Наши бабушки и дедушки были воспитаны в духе христианских ценностей, которые предписывали человеку терпеливо выносить все невзгоды и лишения, а также быть скромным и сдержанным в своих желаниях. Эти факторы воспитали в людях сверхбережливость, когда они откладывают часть своего пропитания и доходов на «черный день». В свою очередь это поколение людей также научило своих детей (внуков) откладывать на случай непредвиденных обстоятельств. Несмотря на то, что уровень жизни современных людей значительно вырос по сравнению с предыдущими поколениями, такая установка устойчиво держится в сознании людей и определяет их поведение и в наши дни.

Таким образом, новому поколению по инерции прошлого внушался иррациональный страх перед будущим, настраивая сознание на постоянное ожидание негатива. В то же время психика человека устроена таким образом, что он физически не способен постоянно испытывать страх, — постепенно организм «устает бояться» и вырабатывает безразличие к вероятному наступлению «черных дней». Человек больше не хочет ждать наступления трудностей, которые могут и не прийти, а желает поучаствовать в «празднике жизни» здесь и сейчас, не ограничивая свои желания размером доходов.

Вперед за быстрым рублем

Второе крупное испытание для сознания людей принес период горбачевской «перестройки» и последующий за ним переход к рыночным (капиталистическим) отношениям. В советские времена людей учили, что наступит время, когда будет построен «коммунизм» и все получат достаточное количество социальных благ. Но проходило время, и стала все более очевидна невозможность достижения «эры всеобщего благоденствия», что подорвало веру людей в возможность построения справедливого социального устройства. В то же время изначальное ориентирование коммунистической идеологией сознания масс на получение социальных благ породило гипертрофированное стремление людей к достижению материальных благ. Материализм стал абсолютом их жизни и направлением движения.

Наиболее смекалистые и решительные люди бросились в бизнес и начали стремительно увеличивать свой капитал. Поскольку период распада СССР и перехода к рыночной экономике происходил очень болезненно для страны с ломкой существующих порядков и законов, то лучше всего «пробиться к вершине социальной лестницы» получалось у людей, которые не были обременены нравственными, интеллектуальными или иными культурными сдерживателями. Как результат, в этот и последующие периоды появилось большое количество людей, которые, как говорится, «вышли из грязи в князи».

Эти люди направили свои основные усилия на накопление материальных благ, при этом пренебрегая необходимостью повышать уровень своего культурного и духовного развития, не понимая их роли и значения в жизни человека. Позднее, получив в свои руки значительные финансовые ресурсы и, как следствие, власть, «новая буржуазия» пыталась самовыражаться за счет внешних форм, приобретая предметы роскоши, одно лишь обладание которыми, как им казалось, повышало их социальный статус.

Ломка социалистических ценностей и переход к идее накопительства затронул не только низы, но и верхи постсоветского общества. Многие чиновники государственного аппарата переориентировали приоритеты своего сознания с защиты интересов «простого труженика» — советского гражданина на покровительство «людей бизнеса», которые взамен могли предоставить им материальное вознаграждение. Как результат, люди при деньгах могли рассчитывать на первоочередное решение своих проблем со стороны государства, а в случае нарушения закона уйти от правовой ответственности за свои действия. Такое положение вещей не осталось незамеченным для большинства населения, которое теперь поняло, что даже самый «последний проходимец» при деньгах способен достичь уважения и влияния в обществе. Материальный достаток стал мерилом положения в обществе и желаемой целью жизни.

Не имея нового внятного мировоззренческого ориентира, родителями нередко упускалась важность культурного и духовного воспитания своих детей. В итоге выросло новое поколение, которое более ориентировано на материальную сторону жизни. Это поколение «восстало» против установок старших относительно необходимости вести сверхбережливую жизнь. С юношеским максимализмом молодые люди хотят получить все и сейчас. Лишенные системного нравственного воспитания своих родителей, они стали еще большими заложниками своих желаний добиться полноценности жизни за счет потребительства.

Навязанное мнение

С начала 2000-х годов уровень доходов простых граждан стал понемногу расти, — многие товары и услуги стали более доступными для широких слоев населения.

Под давлением бесконечной рекламы, льющейся с экранов телевизоров, людям внушается мысль, что лишь само по себе обладание модной (престижной) вещью способно сделать человека счастливым. В современном обществе сформировался шаблон, что материальный достаток является синонимом благополучия человека.

В подтверждение этих слов можно привести цитату известного американского изобретателя, инженера и бизнесмена Чарльза Кеттеринга: «Люди покупают не то, что им нужно, а то, что им хочется».

В наше время существует такое огромное множество разнообразных форм, вкусов, цветов, материалов, которые используются для создания предметов материального мира, что порой сложно остановиться на чем-то одном. Технический прогресс вывел на рынок разнообразные виды промышленных диковинок, существование которых было немыслимым раньше. При этом благодаря внедрению технологии удешевления производства таких товаров они стали еще более доступными. К примеру, в середине девяностых годов купить себе мобильный телефон или компьютер могли только состоятельные люди. Сейчас же наличием этим предметов уже никого не удивишь.

Даная ситуация вынуждает потребителя постоянно следить за новинками на рынке и ввязываться в бесконечную гонку, направленную на замену устаревшей модели товара. Это стало своеобразной модой, которая создает иллюзию возможности повысить свой социальный статус и является инструментом самовыражения. Следует вспомнить что любая вещь создана для того чтобы облегчить нашу жизнь, — сделать ее более эффективной и комфортной.

Необходимость наличия у индивида определенного предмета материального мира определяется ее полезностью для него. При отсутствии практической ценности покупки товара, покупатель растрачивает энергию на бесполезное «собирательство», не дающее ему реальной пользы. В свою очередь, потратив огромное количество усилий и средств на получение желаемой вещи, спустя некоторое время человек теряет к ней интерес. Пытаясь компенсировать образовавшуюся эмоциональную пустоту, он снова поступает как умеет, то есть снова пытается купить что-нибудь новое и необычное. Одна покупка тянет за собой другую, человек попадает в «замкнутый круг», выбраться из которого при существующей системе ценностей ему не под силу.

Все это сформировало потребительское мышление нашего общества, которое и определяет вектор развития нашей страны на данном этапе. Мы стали заложниками своих желаний, когда, стремясь достигнуть достатка и процветания, направляем всю свою жизненную энергию на обретение материальных благ, которые не способствуют нашему развитию, а лишь формируют внешний фасад жизни. При этом индивид чувствует себя ущербным, если он не обладает вещью, которую недавно приобрел «сосед». Вместо направления своей жизненной энергии на саморазвитие и созидание, человек впустую тратит свою энергию на хвастовство и зависть.

Наши желания определяют наши цели и направление развития, а также являются источником манипулирования со стороны внешних сил. Не умея контролировать свои желания, общество не сможет принимать самостоятельные решения и всегда будет поддаваться влиянию извне. Таким образом, потребительское мышление без моральной составляющей ведет к зависимости и закабалению сознания, когда человек способен только потреблять продукты материального мира и утрачивает способность к созиданию нового.

Желание постоянно накапливать и потреблять продукты материального мира в украинском обществе является гипертрофированным следствием, длительных лишений в прошлом. В то же время для дальнейшего развития нашего государства обществу необходимо перейти на следующую ступень развития — от психологии потребительства к повышению роли культурных ценностей.

Для изменения сознания обществу необходимо осознать, что предметы материального мира дают лишь кратковременное ощущение удовлетворенности и радости. История развития человечества показывает, что культурные ценности обладают более устойчивой и долговечной значимостью для развития человека.

Приобщение человека к мировой культуре, в частности через искусство, способно расширить кругозор, сформировать у индивида осознание своей принадлежности к всеобщему целому, указать на его роль в этом мире. Искусство это своеобразная панацея от эгоизма и антагонизма человека по отношению к обществу. Это позволит человеку кооперироваться с другими людьми на партнерских принципах, что в конечном счете даст позитивный результат обоим.

Понемногу украинское общество начинает это осознавать, что проявляется во все более увеличивающемся интересе людей к продуктам интеллектуально-культурной деятельности человечества (архитектура, музеи, театры, опера, живопись, балет, дизайн, художественное творчество). На данный момент вопрос данной трансформации еще далек до своего логического завершения. Остается открытым вопрос: сколько еще необходимо украинскому обществу времени, чтобы перейти от потребительского сознания к периоду интеллектуального созидательства и полному восстановлению культурного уровня страны.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях