Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Реформа ЖКХ — как пережить отопительный сезон

12 сентября 2013, 13:00 1
Поделиться

В очередной раз в Украине начало отопительного сезона находиться под угрозой срыва. «Остро стоит вопрос своевременного начала отопительного сезона, которое напрямую зависит от состояния расчетов теплокоммунэнерго за потребленный природный газ», — сообщил Геннадий Темник во время проведения заседания коллегии Минрегиона в г. Ильичевске Одесской области в августе этого года.

Готовность к зиме под вопросом

Подобная ситуация в Украине стала своего рода печальной традицией. Энергетики требуют погасить долги, угрожая отключением, коммунальщики жалуются на низкие тарифы, которые обеспечивают только до 80% себестоимости производства тепла, а также на отсутствие компенсаций из бюджета низких тарифов на тепло.

Так, эксперты Центра исследований энергетики (EIR Center) прогнозируют перебои с отоплением и горячим водоснабжением в осенне-зимний период 2013-2014 годов в случае, если государство не погасит свои долги перед предприятиями коммунальной теплоэнергетики. Об этом они сообщили еще в июле.

По словам заместителя генерального директора EIR Center Вадима Гламаздина, существующий уровень тарифов на тепло и долги по государственным субвенциям перед предприятиями коммунальной сферы не позволяют последним проводить полные расчеты за потребляемый природный газ, что может привести к ограничению газоснабжения в отопительный период.

«При этом наполнение спецфонда государства, из которого происходят выплаты госсубвенций, на данный момент составляет не более 5%», — отметил он, добавив, что на текущий момент средний тариф на тепло в Украине самый низкий среди стран Европы (вдвое меньше, чем в Польше, и вчетверо, чем в Германии). В свое время экс-министр энергетики, а ныне глава набсовета ПАО «Киевэнерго» Иван Плачков такое положение вещей, когда государство удерживает низкие тарифы на коммунальные услуги и при этом не компенсирует производителям затрат, назвал лукавством.

Куда уходят деньги

Не менее лукавства и в позиции теплоэнергетиков, утверждающих об отсутствии средств на оплату газа. По информации Кабмина, в 2012 году население потратило на оплату коммунальных счетов 37 млрд грн, или 96,6% начисленных за этот период сумм. Кроме того активно погашаются долги прежних лет.

По информации Госстата, в июле по сравнению с июнем текущего года, долги населения за потребленные услуг ЖКХ уменьшились на 3,5%, или на 406,3 млн грн, до 11,2 млрд грн. Задолженность сократилась во всех сегментах: по квартирной плате, отоплению и газоснабжению. В то же время, по оценкам НАК «Нафтогаз Украины», в 2013 году долг предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) перед компанией вырос почти на 8 млрд грн и составил 17,5 млрд грн.

К примеру, по информации Минрегионстроя, задолженность Запорожской области составляет 697 млн грн, из которых 538 млн грн — долг концерна «Городские тепловые сети». Фактически предприятие рассчиталось за газ на 79,8 млн грн (22%) при расчетных возможностях 284,2 млн грн (78,4%).

Вместе с тем, несмотря на опасения «Нафтогаза Украины» о том, что увеличивающиеся долги предприятий ТЭК угрожают созданию необходимого запаса газа в подземных хранилищах (ПХГ), 6 сентября министр энергетики Эдуард Ставицкий заявил, что страна закачала в хранилища 12,2 млрд м куб. газа, из которых 5,8 млрд м куб. газа собственной добычи. Таким образом, по его словам, Украина полностью готова к отопительному сезону.

В тоже время, стремясь исправить ситуацию с задолженностью, правительство Украины решило ужесточить контроль над отраслью. Так, Кабинет Министров поручил НАК «Нафтогаз Украины» и руководителям органов центральной исполнительной власти обеспечить немедленное ограничение поставок природного газа до технологического минимума предприятиям, которые производят тепловую энергию в случае неполных расчетов за потребленный газ. Но главным сюрпризом нынешнего отопительного сезона может стать законопроект «О проведении эксперимента в сфере теплоснабжения на базе дочернего предприятия ГК «Газ Украины».

Вперед в прошлое

Текст законопроекта был опубликован 20 августа на сайте Министерства энергетики и уже получил изрядную долю критики со стороны специалистов. Согласно этому законопроекту, к 15 октября 2015 г. предлагается на базе дочернего предприятия ГК «Газ Украины» как единственного поставщика тепловой энергии провести экономический эксперимент по организации теплоснабжения на территории Украины.

Разработчики законопроекта считают, что это позволит достичь финансового оздоровления предприятий теплоэнергетики, обеспечит создание предпосылок для реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, стимулирования своевременных расчетов за природный газ и тепловую энергию.

Подобный эксперимент уже проводился в 2003 году, когда было создано дочернее предприятие «Нафтогаз Украины» — «Газ-тепло». Тогда ему в управление были переданы теплоснабжающие предприятия регионов, в которых в течение последних лет зафиксирован самый низкий уровень расчетов за газ.

На протяжении отопительного сезона 2003-2004 годов в управление «Газ-тепло» было передано свыше 50 ТКЭ в Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Киевской, Луганской, Львовской, Харьковской, Херсонской областях и АР Крым. На начало 2005 года «Газ-тепло» года работало с почти 100 предприятиями ТКЭ. Тогда это начинание не дало ощутимых результатов, и в октябре 2006 года «Газ-тепло» по поручению Министерства топлива и энергетики Украины передало ДК «Газ Украины» все договора на поставку газа теплоснабжающим предприятиям.

Теперь правительство решило ограничиться только контролем над финансами предприятий ТКЭ. О чем недвусмысленно сказано в законопроекте: «Порядок теплоснабжения и механизм расчетов за природный газ и тепловую энергию в рамках эксперимента устанавливается Кабинетом Министров. Для проведения расчетов за тепловую энергию в рамках этого эксперимента единственный поставщик открывает в учреждениях уполномоченного банка текущие счета со специальным режимом использования.

Потребители, которые получают коммунальные услуги или покупают тепловую энергию в рамках реализации эксперимента, вносят плату исключительно на такие счета. В случае перечисления потребителями средств на другие счета получатели должны вернуть их по заявлению потребителя или по собственной инициативе в трехдневный срок с момента получения».

По мнению экономического эксперта Бориса Кушнирука, «разработчики законопроекта считают, что создание в этой цепочке еще одного посредника решит проблему убыточности, поскольку убытки будут вешаться не на теплоэнергетиков, а на него, и именно ему будет поступать компенсация из госбюджета».

В тоже время, по словам президента Киевского международного энергетического клуба Q-club Александра Тодийчука, идея законопроекта понятна — упростить движение финансов от потребителя газа к тому, кто продает от имени государства. «Я бы посоветовал в этом вопросе делать так, как делают за пределами Украины — сначала нужно передать несколько теплокоммунэнерго, откатать эту схему и в дальнейшем уже перенести на все государство», — отметил эксперт.

Сплошная централизация

В поисках возможности исправить финансовое положение предприятий ТЭК, чиновники обратили свое внимание на увеличивающееся количество украинцев, переходящих на автономное отопление. С этой целью был разработан законопроект №3142 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украине об усовершенствовании отношений в сфере теплоснабжения, предоставления услуг централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения», зарегистрированный в парламенте 29 августа 2013 года.

Документ предлагает запретить самовольное отключение потребителей от централизованных теплосетей и централизованных систем горячего водоснабжения. Отключение может проводиться только в том случае, если это разрешено схемой теплоснабжения населенного пункта.

Утверждать схемы теплоснабжения будут органы местного самоуправления с указанием зон, в которых должны применяться централизованная либо индивидуальная системы отопления. Если документ не утвержден, то по умолчанию используется только централизованное теплоснабжение (если другое не заложено в проекте дома).

Газоснабжающим организациям запрещено выдавать техусловия на подключение систем автономного теплоснабжения и горячего водоснабжения, если переход на них не предусмотрен схемой теплоснабжения населенного пункта. К нарушителям положений законопроекта предлагается применять штрафные санкции.

По мнению разработавшей документ Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг, переход квартир на автономное отопление несет экологические риски, ведет к разбалансировке централизованных систем теплоснабжения и мешает диверсификации видов топлива, используемых для теплоснабжения. В частности, по ее данным, переход на автономное отопление ведет к повышению концентрации диоксида азота в приземном слое атмосферы в 20 раз по сравнению с централизованным отоплением.

Ограничивая возможности перехода украинцев на автономное теплоснабжение, правительство пытается пресечь отток потребителей теплокоммунэнерго. Ведь популярность автономных котлов, а по данным участников рынка, последние четыре года объемы продаж автономных систем отопления в Украине росли на 30-45% в год, вызваны более низкими тарифами на газ — 725 грн за тыс. куб., а в тариф на централизованное отопление заложена цена газа в 1 309 грн.

Полумеры

Для того, чтобы избавиться от проблем по расчетам за потребленный газ необходимо кардинально реформировать отрасль. Добиваясь создания конкуренции среди предприятий ТКЭ, формирования условий для прихода эффективных собственников и притока инвестиций.

Сегодня, по оценкам правительства, по оценкам правительства, при доставке потребителю теряется более 30% тепла. Главная причина — изношенность теплосетей и морально устаревшие системы регулирования отпуска тепловой энергии. При этом действующая практика вычисления тарифов по принципу «от затрат» существенно снижает заинтересованность в реальном повышении эффективности системы центрального теплоснабжения. Решить эту проблему энергетическая стратегия страны предлагает за счет введения автоматического контроля и коммерческого учета тепловых потоков на всех стадиях производства, транспортирования и распределения, что создаст необходимые экономические предпосылки для внедрения энергоэффективных технологий и реконструкции теплосетей.

И до тех пор, пока все эти вопросы не будут решены, проблема с долгами будет возникать ежегодно и простое повышение тарифов этому не поможет.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях