Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

После админтерреформы: особенности местных выборов-2020

17 июня 2020, 08:04 0
Поделиться

Информируя о планах властей по изменению границ районов и ОТГ, эксперты проанализировали ряд предостережений политиков и экспертов относительно возможных проблем при воплощении задуманного. Речь шла об ошибках, которые якобы допущены при создании некоторых районов, о функционале будущих райадминистраций и районных советов - с тем чтобы избежать дублирования ими функций ОТГ и областной власти. А еще - о сомнениях в необходимости сохранения районного звена как такового. Впрочем, как отмечалось, с реформированием может быть связана и ряд других рисков и вопросов. Один из них: не добавят ли изменения админтерустройства проблем, рассогласованности и "запрограммированных" кем-то результатов на местных выборах?

Выборы по-новому... И с "новыми" проблемами?

Местные выборы 25 октября 2020 года должны состояться на новой территориальной основе на уровне громад и районов. Именно этим объясняют нынешнее ускорение админтерреформы. Задача - уже в июне-июле утвердить в парламенте границы новых районов и ОТГ и позже к осени принять изменения в избирательное, "самоуправляемое", бюджетное и налоговое законодательство. С тем, чтобы ЦИК начала готовить "исторические" гонки.

С такой логикой власти согласно и большинство экспертов. Сейчас - самое время для кардинальных перемен. Растягивать начатую в 2014 году реформу децентрализации в этой части еще на 5 лет, пока некоторые громады будут жить по "новым", а другие - по "старым" правилам, недопустимо. Хотя важной задачи - внесения соответствующих изменений в Конституцию - страна до сих пор не выполнила. О чем мы также писали. Поэтому этой осенью, среди прочего, придется выбирать и районные советы, функционал которых в парадигме реформы пока не определен, и которые просуществуют, очевидно, не более двух лет - до утверждения упомянутых уже конституционных изменений. И это проблема. Государству придется тратиться и на выборы, и на содержание «временных» советов. Но это не единственная и, видимо, не главная проблема (даже если вынести за скобки самую глобальную - вопрос голосования на временно оккупированных Россией территориях). Причем, некоторые угрозы эксперты связывают, как ни странно, именно с планами нового районирования...

1. Районы "на заказ". В связи с приближением местных выборов в активный лексикон политических экспертов (а за ними - и журналистов) входит малознакомое слово "джерримендеринґ" (апробированный в США метод образования избирательных округов, который дает преимущество определенной партии или группе). "К сожалению, в некоторых областях например, в Сумской и Полтавской (при укрупнении районов и формировании новых ОТГ. - Ред.) избежать этого не удалось, - констатировал в ходе дискуссии в рамках избирательного марафона ОПОРЫ экс-руководитель регионального офиса Программы "U-LEAD с Европой" Александр Хоруженко. - А это существенно будет мешать и реформе, и нормальному функционированию местного самоуправления, так как громады созданы под определенные группы избирателей. Когда партия или финансово-промышленная, бизнес-группа видит, что не может получить власть в большом городе, - формирует громаду вокруг города, лоббируя ее всеми возможными инструментами. Поэтому проекты перспективных планов, которые подавались на рассмотрение правительства, не вполне соответствовали желаниям местного самоуправления и местных жителей. Точно речь идет о 6-7 таких громадах в Украине".

Очевидно, исправить это до выборов уже не удастся. Поэтому внимание власти и общества к таким "проблемным точкам" на избирательной карте должно быть повышенным. Задача - минимизировать риски. По крайней мере, не допустить к власти людей, которые по сути являются идеологическими противниками самой реформы.

2. Операция "партизация". Один из вопросов, который должны решить парламентарии до начала избирательного процесса - принятие Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования избирательного законодательства". 4 июня документ утвердили в первом чтении. И часть политикума и экспертной среды восприняла это в штыки. Люди категорически против одного из предложенных нововведений - так называемой "тотальной партизации" местных советов (применение пропорциональной (партийной) системы выборов депутатов в громадах, имеющих 15 тысяч избирателей и более, вместо действующей нормы в 90 тысяч и более избирателей). Некоторые считают, что такие изменения вносятся исключительно в интересах крупных партий, имеющих разветвленную структуру, или "искусственных" политсил, которые рассчитывают на успех благодаря популярности своих лидеров. Зато права местных политических сил и отдельных граждан нивелируются. Люди не смогут баллотироваться в депутаты со своим видением развития громад. В Ассоциации городов Украины видят в "партизации" ряд очевидных рисков:

больший процент искажения результатов волеизъявления граждан из-за сложной системы подсчета голосов;
снижение личной ответственности депутата, избранного по списку, поскольку его деятельность должна «вписываться» в политику партии;
заложение потенциального внутреннего конфликта между депутатами по партийному признаку, который может привести к недееспособности представительного органа.

Также в АГУ предупреждают о существенном росте расходов местных бюджетов на организацию и проведение выборов в "коронавирусных" условиях сделает местные сметы фактически несостоятельными.

Во время избирательного марафона ОПОРЫ председатель подкомитета по вопросам административно-территориального устройства Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталий Безгин пообещал при подготовке документа ко второму чтению инициировать повышение "партпорога" с 15 до 35 тысяч избирателей. Чтобы пропорциональной системой пользовались только в городах и в ОТГ, созданных вокруг городов. Поскольку самая большая сельская громада в Украине объединяет 34 тысячи человек. Задача - учитывать на местном уровне интересы не больших политсил, а местных групп, общественных деятелей, среды, а порой - и предприятий, которые будут выдвигать кандидатов от трудовых коллективов.

3. (Не) избрание сельских старост. Выборы близко. А законодательство, необходимое для формирования низкого уровня представительствами, не обновлено. Параллельно с проектом постановления о создании новых районов правительство поддержало и законопроект, который, среди прочего, будет регулировать этот вопрос. В Министерстве развития громад и территорий говорят о нескольких возможных вариантах:

Для того, чтобы выбирать старост, надо создать старостинские округа. По завершении реформы создавать их будет нецелесообразно. Хотя в действующих ОТГ, где такие округа сформированы, новых старост могут выбирать по "старым" правилам.

Выбирать старост во всех селах, поселках, городах районного значения, которые влились в громаду и не стали ее центрами. Для этого необходимо на законодательном уровне "автоматически" признать их "старостинскими округами".

Продолжить выполнение обязанностей старост сельскими и поселковыми головами до момента образования новых советов, утверждение старостинских округов и назначение выборов старост.
Дать громадам право самим решать, сколько нужно старост, старостинских округов, и каким образом избирать представителей.

"То есть, вопрос еще не закрыт. Его будут обсуждать в процессе принятия решений по выборам. По результатам консультаций и изучения общественного мнения об институте старост. При этом важно понять, насколько в тех громадах, где этот институт уже есть, он себя оправдал", - отметил замминистра развития громад и территорий Вячеслав Негода.

Владислав Обух, Киев

Источник:  УКРИНФОРМ
 
Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях