Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Отмена “реформы Зеленского”: поможет только новый Закон

13 марта 2020, 09:36 0
Поделиться

Конституционный Суд Украины принял решение по представлению Верховного Суда о соответствии Конституции отдельных положений Законов Украины “О судоустройстве и статусе судей“ от 2 июня 2016 года, “О внесении изменений в Закон Украины “О судоустройстве и статусе судей“ и некоторых законов Украины относительно деятельности органов судейского самоуправления” от 16 октября 2019-го и “О Высшем совете правосудия“ от 21 декабря 2016 года. Речь идет об изменениях законодательства в рамках так называемой “судебной реформы президента Владимира Зеленского”. Толкователи закона согласились с большинством доводов авторов представления и признали почти все оспариваемые положения упомянутых законодательных актов неконституционными. Речь идет, в частности, о принятых парламентариями в прошлом году в октябре:

  • решении о сокращении состава Верховного Суда с 200 до 100 членов,
  • снижении заработной платы судей ВС (с 75 до 55 прожиточных минимумов),
  • введении нового подхода к формированию Высшей квалификационной комиссии судей (без обязательной “судейской квоты”).

Также неконституционными шагами судьи КСУ считают создание Комиссии по вопросам доброчестности и этики, уполномоченной инициировать увольнение членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), Высшего совета правосудия (ВСП) и Верховного Суда, и предоставление членам ВСП и дисциплинарным органам права самостоятельного инициирования дисциплинарных дел в отношении судей. Поддержал Конституционный Суд лишь предложенное парламентариями положение о прекращении полномочий предыдущего состава Высшей квалификационной комиссии судей и о конкурсной комиссии для формирования его нового состава. В итоге – это и все, что останется от “реформы”. Ведь КСУ рекомендовал Верховной Раде неотложно привести положения отечественного законодательства в соответствие со своим постановлением. Что это означает для нашей судебной системы и общества в целом?

Первые оценки решения КСУ: от одобрения до предрекания “кучи проблем”

 Мнения отраслевых экспертов и “заинтересованных” лиц, которые уже прокомментировали решение Конституционного Суда, разделились. Одни считают решение правильным. Ведь “вопросы” к законодательным изменениям в судейском самоуправлении – в том числе и от международных партнеров Украины – были еще на этапе их подготовки и рассмотрения. 

Ряд отечественных специалистов назвали результат работы законодателей “полуреформой”, отмена которой теперь, мол, только “расчистит поле” для более сбалансированных и комплексных решений. Другие же эксперты говорят об отмене упомянутых законодательных положений как о проигрыше страны и огромном шаге назад. Поскольку речь идет о консервации на неопределенный срок многочисленных проблем нашей, мягко говоря, “не лучшей в мире” судебной системы. Что сохранит корпоративную “круговую поруку” и оставит на должностях сотни недоброчестных служителей Фемиды. Новой попытки изменить такой статус-кво придется ждать долго. Потому сейчас на первый план выходят другие серьезные проблемы и вызовы.

Как отмечает заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида, тщательно проанализировать постановление Конституционного Суда можно будет лишь через несколько дней - после обнародования полного текста решения. Однако уже сейчас понятно: “судейская корпорация законсервировала худшие тенденции и явления в судейском корпусе – привилегированность, которая на самом деле не имеет ничего общего с независимостью, коррупцию, круговую поруку и социальную несправедливость”.

Еще до оглашения резолютивной части решения КСУ Куйбида выделил такие ключевые проблемы, с которыми столкнется общество после его имплементации.

1. Функционирование и без того неэффективной судебной системы для украинцев подорожает.

Речь идет о повышении зарплат судей Верховного и Конституционного Судов, а также выплат ушедшим в отставку судьям этих инстанций. Ведь в феврале КСУ постановил значительно повысить размер пожизненного денежного обеспечения почти 3,5 тысяч “отставных” судей. “Если сейчас судейское вознаграждение члена Верховного Суда может составлять от 180 до 318 тысяч гривень, то после решения КСУ – от 245 до 386 тысяч в месяц. Не меньшими станут и зарплаты судей Конституционного Суда”, – отмечает Куйбида. И напоминает, что в Украине члены Верховного Суда получают судейское вознаграждение на уровне самых зажиточных государств Европы (даже выше, чем в Германии), тогда как уровень средней заработной платы у нас самый низкий. Судейское вознаграждение служителей Фемиды в КСУ и ВС в 22-35 раз превышает среднюю зарплату в Украине. Тогда как в странах-членах Совета Европы этот разрыв не превышает 8 раз (Армения, Румыния), а в развитых государствах он еще меньше.

2. Решение КСУ лишило шансов на очищение действующего состава ВРП через механизм Комиссии по вопросам доброчестности и этики.

Речь идет о “Высшем совете правосудия, который привык отправлять судей в почетную отставку с огромными выплатами – в том числе и тех, в отношении кого есть нерассмотренные дисциплинарные дела, или которые не прошли квалификационное оценивание, или тех, кто остался на временно оккупированных территориях и теперь работает “судьями” так называемых “ДНР” и “ЛНР”. При таких условиях сложно надеяться на очищение судейского корпуса”, – констатирует Роман Куйбида. Как следствие, по его словам, “выигрывают” не только судьи, но и олигархи и прочие толстосумы, которые привыкли использовать нечистых на руку и “карманных” судей как обслугу.

Простому же народу, как и раньше, придется терпеть нарушение своих прав на справедливый суд, надеясь на лучшее. А “лучше”, похоже, откладывается: изменить ситуацию теперь можно только путем изменений в Конституцию (что очень и очень проблематично). Или “переждав” десятки лет, пока сменится поколение юристов. Да и то нет гарантии, что при сохранении “системы” они не станут такими же, как предшественники.

В Центре политико-правовых реформ напоминают: в выводах, которые аналитики в свое время направили в Конституционный Суд, содержалась рекомендация признать неконституционным лишь положение закона о сокращении числа судей Верховного Суда с 220 до 100. Ведь у этой инстанции накопилось столько дел, что рассмотреть их в сжатые сроки уже и сейчас нереально...

Судейская “система” и без того бойкотировала реформу. Решение КСУ – ей в помощь

В то же время эксперты обращают внимание, что утвержденная в октябре реформа так и не началась. Заинтересованные в сохранении статус-кво структуры и лица активно ее тормозили. И, получается, своего таки дождались. С одной стороны, это хорошо. Поскольку “откат” не потребует ни особых усилий, ни решений, ни попытки “перекроить” и “склеить” обратно. Фактически из всех обжалованных в КСУ законодательных положений вступили в силу только два – о снижении судейского вознаграждения и о расформировании “старой” ВККС. Но с другой стороны – ситуация не очень приятная. Ведь она имеет все шансы стать для других наглядным примером того, как можно успешно противостоять изменениям в своих сферах. По заключению общественных организаций Центр противодействия коррупции, Фонд DEJURE, Центр политико-правовых реформ, Transparency International и Автомайдан, реформа затормозила из-за того, что на практике за претворение закона отвечает Высший совет правосудия. Именно это, похоже, и стало причиной проблемы, ведь нереформированный орган, мол, фактически заблокировал реформу. Речь идет, в частности, о “траблах” с формированием Высшей квалификационной комиссии судей, отвечающей за отбор новых и оценку действующих служителей Фемиды. Новую ВККС должны были набрать по результатам конкурса с участием международных экспертов, отбиравших судей Высшего антикоррупционного суда. Однако ВРУ утвердила положение о конкурсе, которое нивелировало роль международных экспертов.

“Международные организации еще в декабре официальным письмом известили Высший совет правосудия, что отказываются принимать участие в конкурсе ввиду незаконного положения о нем. ВСП за три месяца так и не внес изменений, которые бы разблокировали участие международных экспертов в отборе новой ВККС. Вместо этого члены совета начали обвинять самих международников в саботаже реформы”, – подчеркнул Михаил Жернаков. Соответственно, фактически заблокирован отбор новых судей. А судебной системе страны их на сегодня не хватает почти двух тысяч! Более того, ВРУ отказалась сформировать Этическую комиссию, которая, по замыслу авторов реформы, должна была бы очистить от недобропорядочных представителей сам Высший совет правосудия.

“ВСП – орган, который не заинтересован в том, чтобы “реформа Зеленского” заработала, потому что ее успешная реализация начнется с освобождения самих членов Высшего совета правосудия. Они это прекрасно осознают, а потому делали и дальше будут делать все что угодно, чтобы только не выполнять закон”, – считает эксперт Центра противодействия коррупции Галина Чижик.

В то же время в ВСП “злой умысел” при утверждении положения о конкурсе по формированию ВККС отвергают. Глава ведомства Андрей Овсиенко заверил: “Мы утвердили положение, в соответствии с требованиями законодательства и обратились в определенные законом международные организации с просьбой делегировать членов конкурсной комиссии. Таким образом, сделали все зависящее от нас, как от органа судейского самоуправления”. Причиной же игнорирования международными экспертами участия в работе комиссии господин Овсиенко назвал критичное заключение относительно реформы, сделанное Венецианской комиссией.

Поэтому ситуация, похоже, остается “патовой”. Даже после обнародования решения КСУ. Ведь к расформированию “старой” ВККС у толкователей закона вопросов, похоже, нет. Как нет сейчас ответа, каким образом сформировать новую комиссию и разблокировать процесс отбора судей по всей стране.

Единственный выход, по мнению общественных активистов, – принятие нового закона. Предложения по его содержанию в конце февраля эксперты направили президенту Зеленскому. Законодательные изменения, по их мнению, должны решить такие проблемы:

  1. Обеспечить проведение прозрачного конкурса в Высшую квалификационную комиссию судей по правилам, установленным конкурсной комиссией с участием международных экспертов, а не продажными судейскими элитами;
  2. Разблокировать создание Этической комиссии, которая очистит ВСП от недостойных представителей;
  3. Учесть предостережения Венецианской комиссии относительно необоснованного сокращения Верховного Суда (хотя после решения КСУ эта проблема уже неактуальна).

Владислав Обух, Киев

Источник:  УКРИНФОРМ
 
Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях