Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новый закон для ОРДЛО: как избежать опасности и какие выставить предохранители

21 ноября 2019, 09:27 0
Поделиться

В начале недели между председателем Верховной Рады Дмитрием Разумковым и министром иностранных дел Вадимом Пристайко состоялась словесная "дуэль". Сначала господин Пристайко обвинил депутатов в том, что они, мол, не спешат разрабатывать закон о статусе Донбасса (то же касается закона об амнистии. - Ред.). "Было бы хорошо, чтобы эти тексты были уже наработаны, чтобы мы приехали с готовыми документами (9 декабря в Париж на встречу" нормандской четверки". - Ред.). Но я не вижу, чтобы была создана группа в парламенте, которая взяла бы на себя эту инициативу, сказала, что 31 декабря не за горами, давайте поднимем имеющийся документ и подумаем, что мы можем переписать", - сказал министр и, кроме всего прочего, отметил, что новый закон о "особом статусе" ОРДЛО якобы надо согласовать с «лидерами» оккупированных территорий Донбасса (а ведь это одно из ключевых требований Кремля, а еще - чтобы Украина закрепила этот "особый статус" в Конституции. - Ред.).

Потом прилетела "ответочка" от спикера: господин Разумков не согласился с главой украинского дипведомства, что депутаты якобы медлят с законом об "особом статусе" ОРДЛО, и подчеркнул, что законопроект будут разрабатывать сразу после встречи "нормандской четверки" президент, депутаты и "общество" .

"Без привлечения всех вышеупомянутых структур это будет очень сложно сделать. Президент об этом говорил, и вести какие-то кулуарные или подковерные разработки тех или иных законопроектов - это нарушать те обещания, которые давались украинскому обществу", - заявил Разумков, убеждая, что парламенту хватит 11 дней для разработки соответствующего документа - парламент умеет работать в ускоренном режиме (последнее в 2019 году заседание ВРУ, кстати, состоится 20 декабря. - Ред.).

Что ж, не удивительно, что настолько сжатые сроки вызывают у многих неоднозначную реакцию. Отсюда логичный вопрос: что опасного может "пролезть" в новый закон о ОРДЛО и, собственно, какие предохранители надо учесть (ввести, закрепить) в этом документе, чтобы исключить возможные угрозы?

С этими вопросами мы обратились к представителям четырех парламентских фракций, которые, по идее, будут участвовать в разработке документа: "Голос", "Батькивщина", "Европейская солидарность" и "Слуга народа".

Позиция "ВО "Батькивщина": "Как и в 2014 году, так и сейчас - выступаем против какого-либо специального закона для ОРДЛО"

По словам заместителя председателя фракции Сергея Соболева, их позиция остается неизменной относительно "особого статуса" для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. И причин для этого несколько.

"Мы не считаем, что это нужно регулировать именно законом, мы категорически против, и это ключевое, против тех норм, которые заложены в документе относительно непосредственного проведения выборов до взятия под контроль границы, мы выступаем против того, чтобы местные боевики, которые сядут в горсовета согласовать кандидатуры судей, прокуроров, чтобы они получили право на создание своей отдельной местной, так называемой народной милиции. Де-факто это все означает, что эта территории неподконтрольна Украине, а для международных организаций - что Украина с этим смирилась. Именно поэтому мы никогда не голосовали, ни в 2014 году, когда он принимался на три года, кстати, под давлением, в том числе и Запада и, прежде всего, Путина, ни тогда, когда его дважды пролонгировали. Поэтому наша позиция сегодня: считаем, что когда мы говорим об особом статусе, то этот "статус" должен быть обеспечен путем максимального расширения местного самоуправления и закрепления налогов за местными территориями, независимо от того, что это Запорожье, Винница, Львов, или Донецк с Луганском. Думаю, это единственный выход из ситуации".

Сергей Соболев также отмечает, что в таком формате, как, например, "минский", "штайнмайерский" - их фракция решения проблемы не видит. Ведь без вывода всех войск, без контроля за границей - это путь в никуда. "Когда будем контроль, то только тогда сможем обсуждать какие-то выборы. А пока это обсуждение будет продолжаться - надо ввести переходное правосудия, потому что надо дать возможность тем, кто занимал позиции, но никого не убивал, фактически быть нормально интегрированными в новую жизнь, конечно, без права занимать политические должности и избираться. Причем, считаю, что украинская сторона готова идти на такой мягкий вариант, когда граница будет контролироваться международными миротворцами, а украинские пограничники будут стоять за ними. Это был бы вариант на какое-то время.

Но то, что сейчас нам предложено, мол, проведите выборы, продлите или дайте новый закон об ОРДЛО, да еще и внесите изменения в Конституцию (а мы помним, чем закончились подобные попытки - протестами под Радой) - все это закончится тем, как это происходило в прошлые годы, то есть Путин будет продолжать обвинять Украину, рассказывая басни о том, что мы что-то не выполняем, продолжая убивать наших сограждан, осуществляя постоянные провокации и финансировани террористов", - утверждает господин Соболев. И добавляет: "Семьдесят лет назад Германию так же пробовали склонить на подобный «план Штайнмайера", только тогда он назывался" планом Сталина", которым в 1952 году предлагалось провести выборы по всей территории Германии. На что канцлер Конрад Аденауэр четко сказал: "Территории на свободу не меняем. Или это наша граница, и тогда мы проводим выборы под контролем центральной власти, или, если там есть оккупационные войска - никакие выборы не будут проводиться". За эти семьдесят лет мало что изменилось..."

Позиция "Европейской солидарности": "Есть опасения, что после "нормандской встречи" в парламенте будут пытаться продавить путинский вариант"

Председатель комитета по вопросам интеграции Украины с ЕС Иванна Климпуш-Цинцадзе прежде всего отметила, что президент обещал широкое обсуждение различными сторонами нового законопроекта перед его принятием Верховной Радой. Однако ...

"Ничего подобного в парламенте пока не происходит: рабочие группы не созданы, не ведется дискуссии по этому поводу, которую инициировало "монобольшинство". Но... За последние полгода Украина реализует любые прихоти Путина для этой встречи в Париже. Поэтому первое, что приходит на ум - это то, что после "нормандской встречи" нам привезут готовый, написанный в Кремле документ, пытаться протолкнуть через парламент. Иного объяснения, почему эту дискуссию нельзя начать уже сейчас - у меня просто нет. 31 декабря... Очевидно времени недостаточно. Это первое, - говорит Климпуш-Цинцадзе. - Второе - действующий на сегодня закон, который несколько лет подряд продлевался. Как известно, документ содержит ограничения по времени - один из важных предохранителей для того, чтобы мы понимали каким образом реализуются эти "особенности самоуправления" на оккупированных территориях Донбасса". Собственно, про "особенности самоуправления". Это также важно. Почему? А чтобы в законопроект не было внесено ничего, что могло бы повлечь федерализацию Украины, позволяло бы иметь этому региону какое-то особое значение или какое-то слово с точки зрения определения общенациональной политики и безопасности, и внешней политики, и направления движения как такового. То есть, чтобы ни при каких обстоятельствах это не превратилось из особенностей временного местного самоуправления на что-то более мощнее, что повлияет на развитие Украины в дальнейшем".

Позиция "Голоса": "Предохранитель? Не принимать! Сам закон об ОРДЛО - уже опасно"

Если очень коротко, то нардепы от "Голоса" Ярослав Юрчишин (заместитель председателя партии, первый заместитель председателя Комитета по вопросам антикоррупционной политики) и Роман Лозинский (первый заместитель председателя Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства) высказались по этому поводу так: "минские соглашения" себя исчерпали, закон об ОРДЛО (разработка нового или продление еще на год действующего) - не нужен. Далее - они объясняют почему...

“Закон может содержать описание определенных особенностей местного самоуправления. До элементов автономии, которые, однако, так не будут называться. Предохранитель - не принимать его вообще. Такова позиция нашей фракции, - говорит Юрчишин. - Впрочем, наибольшим риском для Украины в "нормандском формате" является согласование реализации требований России о проведении выборов на оккупированных территориях до момента полного контроля над ними Украине. При таких условиях Россия добьется ключевого: сохранения точек беспокойства в Украине и внедрения функционеров сепаратистских группировок в политическую систему Украины. Чтобы избежать подобного сценария надо настаивать на том, что любые выборы возможны только после деоккупации и передачи территорий под контроль украинской власти или, по меньшей мере, миротворческой миссии, в которой не будет представителей России или связанных с ней".

Дополняя коллегу, господин Лозинский говорит, что этот вопрос следует рассматривать в значительно более широком контексте.

"Прежде всего, мы должны понимать, кто и где именно будет заниматься разработкой нового закона. Мы все ожидали от президента и от министра иностранных дел, что они вместе с нами, депутатами, озвучат единую позицию по борьбе с агрессором. Собственно, мы не раз призывали их дать четкий ответ украинцам: какова наша стратегия противодействия? К сожалению, до сих пор ответа нет. Поэтому "Голос" инициировал создание временной следственной комиссии, и именно в рамках этой комиссии, на которую согласились и фракция "Слуга народа", и "Евросолидарнисть", и "Батькивщина", кроме, конечно, ОПЗЖ, которую мы даже туда не приглашали, должны обсуждаться такие вопросы, как формирование и реализация государственной политики по восстановлению территориальной целостности и обеспечения суверенитета Украины, определение опасностей и наработка соответствующих предохранителей, в частности, вопросы по закону для ОРДЛО. Так вот, в последнем нет никакой уверенности, нет однозначной позиции, что такие нормы вообще нужны, что они не способствуют федерализации. Собственно, нет возможности рассматривать этот вопрос в контексте нужен ли закон или не нужен. Это лишь один из этапов, одна из частей стратегии безопасности Украины. А стратегии... Ее нет", - отмечает господин Лозинский.

А также добавляет: "Если же продлять действие закона в контексте "минских соглашений", то в этом мы видим угрозы, ведь так называемые "соглашения" уже выполнили свою историческую функцию, Украине из них нужно выходить: обстрелы не прекращаются уже шестой год, а люди продолжают погибать, несмотря на "действие" прежних договоренностей. Вместо них, повторюсь, надо взяться за совместную выработку новой стратегии победы для Украины. А пока таковой еще нет - заморозить конфликт".

Позиция "Слуги народа": "Имея большинство, наша фракция будет делать все для того, чтобы документ был сбалансированным и отвечал национальным интересам Украины"

Народный депутат от "Слуги народа", заместитель председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Марьяна Безуглая успокаивает: о сдаче интересов Украины не может быть и речи.

"Создание нового закона или внесения изменений в действующий - это последовательный процесс. У нас в парламенте есть большинство, в частности, в каждом из комитетов. Соответственно, с нашей стороны все будет организовано таким образом, чтобы документ получился, во-первых, сбалансированным, а во-вторых, и это главное, - в полной мере отвечал (и не поступался) национальным интересам, вопросам целостности и суверенности, а также перспективам возвращения и полного восстановления временно оккупированных территорий. Именно это будет стоять на первом месте, - подчеркивает госпожа Безуглая. - При этом не будем забывать о менеджменте и организации работы с рисками, чтобы в результате, чтобы в процессе создания этого закона мы не столкнулись с тем, что называется подменой понятий".

Беседовал Мирослав Лискович. Киев

Источник:  УКРИНФОРМ
 
Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях