Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Олимпиада — праздник спорта или инструмент геополитики

26 февраля 2014, 14:00 2
Поделиться

Политика — социальное явление, которое проходит красной нитью через все сферы человеческого бытия. Спорт, казалось бы, должен оставаться вне политических баталий, но не все так просто. Для достижения политических целей состязания использовались практически всегда, история демонстрирует множество тому подтверждений. В условиях постоянной борьбы государств за то или иное влияние в мире спортивная арена стала геополитическим инструментом. В этом аспекте нужно отметить определенную роль Олимпиад.

Исторический анализ

Взгляд в историю показывает, что спортивная борьба тесно переплетена с политикой. Зарождение Олимпийских игр в античной Греции положило начало использованию их в политике. Для эллинов Олимпиада означала перемирие в перманентных войнах, которые велись в ту пору. Военные конфликты приостанавливались, и противостояния переходили на спортивные арены.

Традицию использовать спорт в политических интересах продолжила Римская империя. Колизей для властителей «Вечного города» стал символическим инструментом управления массами и контроля над ними. Способ управления массами по принципу «хлеба и зрелищ» весьма успешно использовался в те времена, впрочем, он весьма эффективен и сегодня.

В Средние века спортивное поприще для политики переместилось на второй план, ключевое место в те времена в жизни Европы занимала религия. Хотя популярные в Средние века рыцарские турниры, которые условно можно назвать наследниками гладиаторских боев, в какой-то степени носили иногда и политическую подоплеку.

Возрождения полноценных спортивных состязаний началось только в XIX ст. Человеком, который снова возродил спортивный дух, в частности, Олимпиады в современной истории был Пьер де Кубертен. По его инициативе состоялась Олимпиада в 1896 году, спустя почти две тысячи лет после ее возникновения. ХХ столетие стало апофеозом использования спорта в политической сфере.

Ярким примером использования спорта в политических целях стала олимпиада 1936 года, в Германии, которая вошла в историю как «нацистская олимпиада». Праздник спорта превратился в аргумент доказательства превосходства белой расы.

После Второй мировой войны спорт приобрел особый, символический смысл. Олимпийские игры в биполярной модели международных отношений трансформировались в арену состязания антагонистических систем — коммунизма и капитализма. Довольно часто проведение игр вело к повышению градуса в противостоянии между СССР и США. Так, в 1980 году Московская олимпиада должна была продемонстрировать триумф советского человека в спорте, но последствия были не спортивные, а политические. В первую очередь это демарш команд западных стран.

В Москву отказались приехать представители сразу нескольких десятков стран, в том числе спортсмены США, ФРГ и Японии. Таким образом эти государства выражали свой протест против ввода советских войск в Афганистан. Спустя четыре года СССР выдал свой «достойный ответ», отказавшись отправить своих спортсменов в Лос-Анджелес. Официальной причиной было названо опасение за безопасность спортсменов. В XXI столетии политические разногласия между странами в связи с проведениями Олимпиад продолжаются.

Можно привести пример Летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году. Кристина Фернандес де Кирчнер — президент Аргентины — официально заявила о том, что она не будет ехать в Лондон. Причиной такого заявления послужило медленная эскалация конфликта вокруг Фолклендских остров. Напомним, что Великобритания и Аргентина уже воевали за эти острова в 1982-м. Тогда верх в конфликте одержала Великобритания, но конфликт не был исчерпан.

Почему страны так хотят проводить Олимпиады?

С одной стороны, проведение такого уровня спортивных состязаний — игрушка дорогая, и есть большие сомнения, что она себя окупит. Существуют весомые причины, которые подталкивают страны к проведению Олимпиад, и которые не связаны с экономической целесообразностью.

Развитые страны проводят Олимпиады, чтобы подтвердить свое лидерство. Что у них по-прежнему все хорошо, что они по-прежнему передовой отряд человечества, все умеют, все им по плечу. Когда олимпиада достается США, Англии, Франции, никто же не удивляется: «Как это США, как это Англии, почему им, кто они вообще такие?». Всем все ясно. Это первый вариант. Все в очередной раз вспоминают, где эти, и где остальные.

Анализируя второй тип, следует отметить, что это Олимпиады, которые проводятся в развивающихся странах. Это государства, которые совершили экономический рывок и хотят зафиксировать успех, впоследствии самоутвердиться. Олимпиада в США — это само собой разумеется; Олимпиада в Бразилии — это уже очень свежая мысль. А в Индии — даже слишком свежая. Страны, которые развиваются, пытаются заявить через спорт мировому обществу свое мнение и точку зрения по глобальным вопросам.

Политический аспект проведения крупномасштабных соревнований заключается в том, что для политиков любой масти, спорт, а конкретнее Олимпиады, нужен как особый символ. Для авторитарных режимов спортивная сфера являются хорошим средством для поправки своего имиджа, как внутри страны, так и во внешней политике. Нужно учитывать, что соревнования такого высокого уровня несут ряд функций. Во-первых, власти пытаются показать миру, что внутри государства все хорошо и никаких проблем не наблюдается. Во-вторых, соревнования высокого уровня дают возможность сплотить нацию, повысить чувство собственного достоинства.

Ключевым фактором принятия Олимпиады в конкретном городе является финансовая составляющая. Город, регион или же страна предоставляют финансовые гарантии Международному олимпийскому комитету (МОК). Это требование задекларировано в Олимпийской хартии. Логично, что МОК не позволит проводить Олимпиаду в стране, где нет политической стабильности.

Проанализируем экономическую подоплеку, почему страны так хотят принять у себя Олимпиаду?

Прямая экономическая выгода, получаемая от крупномасштабных спортивных мероприятий, это, прежде всего, расходы туристов и продажа телеправ на трансляции. Продолжаются такие Игры больше двух недель, а это, в свою очередь, означает, что гости Олимпиады проводят много времени в регионе, который принимает Олимпиаду, принося значительную прибыль гостиничному и ресторанному бизнесу.

Для такого рода мероприятий требуется обширная инфраструктура для перевозки спортсменов, туристов, официальных лиц. Раньше основной системой инфраструктуры были автомобильные дороги. Сейчас власти города пытаются модернизировать всю транспортную структуру. Если же у города существует хорошая инфраструктура, то создаются новые проекты, которые облегчат передвижение и жизнь гостей Олимпиады и местных жителей. Как пример, можно взять сверхскоростной экспресс, построенный для Игр в Нагано, который позволил существенно сократить время проезда между этим городом и Токио.

Построенная или же обновленная инфраструктура может обеспечить принимающему городу и региону в целом постоянный поток экономических выгод. Объекты, построенные или модернизированные под состязания, могут использоваться в течение многих лет. Улучшенная транспортная система может обеспечить ощутимый импульс для регионального бизнеса.

Косвенные экономические выгоды от проведения грандиозных спортивных событий в перспективе более важны, чем прямые, но их труднее оценить. Одной из главных непрямых выгод является рекламный эффект таких событий. Для принимающих городов или регионов это отличная возможность повысить свою привлекательность на мировой арене. Рекламный эффект способствует привлечению туристов в город или регион.

Первыми, кто додумался заработать на Олимпиаде, стали американцы. Олимпиада 1984 года в Лос-Анджелесе стала первой, которая не только себя окупила, но и дала прибыль. Американцы умудрились не потратить не одного доллара из бюджета. Кудесником такого дива стал известный спортивный маркетолог Питер Уэберрот. Он смог договориться о финансировании Олимпиады с представителями американского частного бизнеса. В частности, Олимпиаду профинансировали такие компании, как: McDonald's, Coca-Cola, American Express, Canon, General Motors, Motorola. Основной доход Олимпиада принесла за счет продажи телеправ. Чистая прибыль олимпиад также может быть ощутимой. Лос-Анджелес заработал на проведении Олимпиады от $215 до $335 млн чистой прибыли с бюджетом $1 млрд. В Сеуле Олимпиада 1988 также принесла экономическую прибыль, бюджет Олимпиады составлял $1,5 млрд, чистая прибыль — $560 млн. Самой прибыльной Олимпиадой стала Олимпиада в Атланте (1996) с бюджетом $1,7 млрд, чистая прибыль составила порядка $600- $900 млн.

Нюансы и особенности есть у каждой страны. Доход от такого рода состязаний приносят вложения спонсоров, реклама, выручка от продажи билетов и телетрансляций. В перспективе — повышение уровня инвестиций в страну. В каждом государстве принимаются определенные меры увеличения дивидендов от широкомасштабных спортивных состязаний. Так, лондонские власти сумели заработать 5,9 млрд фунтов за счет приуроченных к Олимпиаде бизнес-форумов. Около 80% городов мира, принимавших за последние 40 лет крупные спортивные мероприятия, относятся сейчас к числу наиболее успешных городов для развития бизнеса и туризма.

Сочи—2014: спорт и политика

Очередной праздник спорта мы наблюдали в Сочи. В 2007 году Россия получила право на проведения Зимней Олимпиады. За семь лет наш сосед потратил на реализацию этого проекта по приблизительным подсчетам — $50 млрд. Заметим, что Сочинская Олимпиада стала самой дорогой за всю историю человечества. Летняя Олимпиада в Пекине 2008 года обошлась КНР в $43 млрд, но нужно отметить один факты, что Летние Игры имеют намного больший размах строительства инфраструктуры, нежели зимнее.

Возникает удивительно простой вопрос: зачем нужна такая дорогая Олимпиада, если заранее известно, что даже и половина затрат не покроется? Ответ будет куда сложнее. Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно рассматривать Олимпиаду в Сочи не как праздник спорта, а как геополитический инструмент.

Истоки нужно искать в истории. На протяжении веков Россия позиционировала себя как минимум региональным лидером, а как максимум — сверхдержавой. Сейчас у нашего соседа геополитическая политика сводится к одному вектору — возвращение былого могущества, которое было потеряно после 1991 года. С приходом Путина концепция возрождения империи стала еще больше пропагандироваться.

Спортивно-идеологическая игрушка Путина для России очень важна. В политическом ракурсе это, прежде всего, улучшение имиджа непосредственно России и Кремля на $50 млрд. Но Олимпиада закончилась, и российская экономика почувствует все «блага» проведения самой дорогой Олимпиады в истории человечества. Жаль, что в политическом аспекте простой российский обыватель ничего не получит конкретно, а вот финансовые расходы конкретно отразятся на каждом гражданине, но пока неясно, в какой мере. Проведение Сочинской Олимпиады не отображает действительных вещей, которые происходят в современной России. Нужно отметить, что современная российская реальность характеризуется коррупцией, упадком политических ценностей, сырьевым характером экономики. Наглядный пример коррупции — бюджет Олимпиады, который неоднократно увеличивался в связи с деятельностью коррупционных схем.

Подводя итоги, можно отметить несколько моментов. Сегодня спорт остается инструментом большой политики. В первую очередь это своего рода арена борьбы за политический престиж и соперничество больших государств. Распад биполярной системы не положил конец использованию спортивных состязаний как политического метода давления. Но ведь Олимпиада и в целом спортивная сфера должны оставаться вне политических процессов.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях