Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Эксперт: Идея федерализации Украины – несусветная глупость

5 февраля 2014, 18:04 1
Поделиться

В последнее время со стороны Коммунистической партии Украины и пророссийских организаций все чаще звучат предложения превратить Украину из унитарного государства в федеративную республику. Это, по их мнению, якобы даст больше полномочий регионам на местах, остановит противостояние Востока и Запада, а также разрешит общественно-политический кризис в стране. Однако украинские политические эксперты считают, что идею федерализации муссируют политики, стремящиеся максимально ослабить центральную власть в Украине и сделать ее объектом влияния внешних сил. Также, по их мнению, при существующей системе власти и экономической вертикали, говорить об эффективной федерализации страны просто невозможно, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Политолог Сергей Таран считает, что сама по себе идея федерализация Украины – это план, который существует относительно Украины, и он состоит в том, чтобы максимально ослабить центральную власть в Украине и сделать ее объектом влияния внешних сил.

«Эта идея жила в России, – пояснил эксперт, – жила в определенных политических силах, но постепенно все немаргинальные политические силы начали ее забывать, а сейчас она вновь вернулась в предложениях коммунистов и ПР».

«В украинских условиях идея федерализации может рассматриваться не как способ удержать Украину единой, сколько способ цивилизованного развода между некоторыми частями Украины – так ее воспринимают и подают, потому что федерации тогда целостные, если они изначально созданы из разных частей, а потом соединяются и интегрируются», – сказал Сергей Таран в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UА.

«А когда уже существующее унитарное государство делится на федерации, – добавил эксперт, – то это очень редко останавливает центробежные тенденции, разве что государство решило какие-то свои очень серьезные проблемы, прошло реформы и имеет очень серьезные гарантии безопасности».

Сергей Таран привел в пример Польшу, где «есть определенные тенденции к федерализации, но она прошла реформы и член НАТО, которому ничего не угрожает».

«Поэтому в Украине федерализация означает не столько движение в сторону единства, сколько наоборот, - убежден политолог. - Те, кто говорит об идее федерализации, они совершенно не называют, каким образом они собираются делить Украину, где пройдет граница между субъектами федерации. Это было бы тоже очень интересно, потому что это бы дало ответы на многие вопросы».

«Надо понимать одну вещь: что точно не даст федерализация – она не даст больше власти на местах», - акцентировал внимание аналитик.

«Было бы правильно, если бы у нас было местное самоуправление – тогда это была бы власть на местах, – продолжил Сергей Таран. – Но когда мы сейчас говорим о федерализации, то это означает, что местные олигархические или спортивные круги того или иного субъекта федерации получат больше власти, но к народу, к местным громадам эта власть не пойдет».

«Поэтому надо очень четко понимать, что федерализация не означает больше власти на местах», – резюмировал украинский политолог.

Идея федерализация Украины – это глупость несусветная, потому что федерализация – это очень архаичное и неэффективное устройство государства, полагает эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко.

«ВВП вырабатывается в территориальных коллективах, - объяснил аналитик, - поэтому такие административные образования, как область, край, федеральная земля – они просто неэффективны. Они довлеют над территориальными общинами и мешают государству».

Константин Матвиенко напомнил, что «существуют эффективные двухуровневые системы организации власти: территориальная община или община, распределенная внутри сообщества, и государство – вот два уровня, где осуществляется перераспределение национального богатства. Федеральная земля сейчас лишняя в системе государственного устройства».

Дело в том, пояснил эксперт, что «федеральное устройство должно быть эффективным прежде всего экономически, тогда оно обязательно будет эффективным и политически. А если взять Украину, то тот же Донбасс – это глубоко дотационная территория, это один из самых депрессивных регионов. То же самое касается и Крыма».

Поэтому, убежден аналитик, для Украины «говорить об эффективной федерализации в принципе невозможно. Если строить федерацию, то сначала надо определиться в связях между федеральными общинами, понять, какие будут границы земель (а они будут определяться именно экономическими связями между территориальными общинами) – и только тогда уже строить федерацию».

«Но просто механически нарисовать границы на границах областей – это смешно и не решит вопроса, который пытаются решить с помощью федерализации», - резюмировал Константин Матвиенко.

Напомним, украинские политологи считают, что опасность возможного раскола страны лежит, прежде всего, в противоречии элит, а не населения различных регионов государства.

Так, политтехнолог Тарас Березовец считает, что единственный раскол в Украине на сегодняшний день находится в головах украинских политиков, которые представляют как власть, так и оппозицию.

Политолог Владимир Цибулько убежден, что федерализация при нынешнем административном устройстве Украины станет еще большим хаосом, чем в унитарном государстве.

А политический журналист Вячеслав Пиховшек считает, что федерализация не решит ни одной проблемы Украины, ни сейчас, ни в будущем.

Напомним, 31 января народный депутат Партии регионов Вадим Колесниченко заявил, что выступает за перестройку Украины на федеративных началах, сообщает ТСН.

По его мнению, «нынешний острый политический и экономический кризис в очередной раз демонстрирует необходимость серьезного переосмысления модели управления и территориально-административной организации нашей странны. Существующая форма Украинского государства как унитарного не удовлетворяет потребности всех граждан Украины, не может обеспечить надлежащую защиту их прав и демократических взглядов на социально-экономическое развитие страны…».

Как отметил депутат, «гиперконцентрация и гиперцентрализация власти в нашей стране привели к тому, что львиная доля решений, даже мелочных, принимается в центре. Основная часть средств, ресурсов, инвестиции, которые должны были бы обслуживать все государство, оседают и работают только в Киеве и только для крайне узкого круга людей. Регионы запущены и постепенно деградируют. А это приводит ко всеобщей безнадежности и апатии. Такая централизация и концентрация власти уже тормозит развитие страны в целом».

Колесниченко считает, что в такой ситуации возможным вариантом решения этого сонма проблем может стать децентрализация и регионализация власти по европейскому образцу и перестройка Украины на федеративных началах.

3 февраля позицию «регионала» поддержал и лидер фракции Коммунистической партии Украины (КПУ) Петр Симоненко. Он сообщил, что КПУ намерена инициировать парламентские слушания по вопросу федерализации страны и добавил, что перед Верховной Радой стоит очень серьезный выбор по защите Украины и народа от посягательства и влияний из-за рубежа.

Народный депутат Владимир Олейник подчеркнул, что в нынешних условиях, при федерализации Украина может потерять даже некоторые территории.

А представитель президента Украины в Верховной Раде Юрий Мирошниченко заявил, что разговоры о федерализации Украины являются опасной тенденцией и заверил, что власть на это не пойдет.

Напомним, разговоры о возможной федерализации Украины возникли на фоне острого общественно-политического кризиса в стране, который разразился после приостановки 21 ноября 2013 года украинским правительством подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и разгоном 30 ноября бойцами спецотряда милиции «Беркут» акции протеста на Майдане Незалежности в Киеве.

После этого в центре Киева и других городах Украины начались массовые гражданские акции протеста под названием «евромайданы».

Кроме того, уже более двух недель в Киеве на улице Грушевского и близлежащих районах продолжается перманентное противостояние активистов «евромайдана» и радикального «Правого сектора» с правоохранителями.

Столкновения начались 19 января с призыва активистов «автомайдана» выдвинуться с Майдана Незалежности в сторону Верховной Рады, где потребовать от народных депутатов отменить принятые 16 января резонансные законы.

Позже активисты по стране начали захваты органов власти в областных центрах. В некоторых городах правоохранителям удалось освободить захваченные здания, в некоторых «евромайдановцы» блокируют админздания либо держат их в осаде.

Тем временем власть и оппозиция проводят переговоры по выходу из политического кризиса в стране.

27 января, по результатам встречи президента Украины Виктора Януковича и лидеров оппозиционных фракций, было принято решение об отмене всех «законов 16 января» и о принятии закона об амнистии всех участников акций протеста.

Участники переговоров также согласились создать рабочую группу по возврату к Конституции образца 2004-го года.

Также президент Янукович предложил лидеру «Батькивщины» Арсению Яценюку пост премьер-министра, а лидеру УДАРа Виталию Кличко — вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам в новом правительстве. Однако оба оппозиционных лидера отказались от такого предложения.

28 января Верховная Рада на внеочередной сессии отменила девять из одиннадцати законов, которые были приняты 16 января.

Также в этот день премьер-министр Николай Азаров подал заявление об отставке. Президент Виктор Янукович принял отставку Азарова и всего правительства.

29 января Верховная Рада Украины приняла закон об амнистии всех участников акций протеста, авторства депутата фракции Партии регионов Юрия Мирошниченко.

Законопроект предусматривает, с одной стороны, освобождение админзданий митингующими, а с другой стороны, будет применена амнистия ко всем людям, которые принимали участие в массовых акциях и находятся сейчас под следствием.

Оппозиция и активисты «евромайдана» заявили, что закон был принят с нарушением процедуры и отказались его выполнять. Они предлагают принять свой вариант закона, в котором все осужденные должны быть выпущены без освобождения захваченных зданий по городам.

30 января президент Украины Виктор Янукович заявил, что власть выполнила все взятые на себя обязательства по урегулированию ситуации в Украине, однако оппозиция продолжает нагнетать ситуацию.

Подробнее о переговорах власти и оппозиции, а также о проблемах возврата к Конституции 2004 года читайте в статье Игоря Лесева «Парламентское болото: новые переговоры и очередные демарши».

Подробнее об иностранных агентах влияния украинских СМИ читайте в статье Андрея Самброса «Кто финансирует СМИ или «Агенты влияния» уже в Украине».

Подробнее о новых провокациях оппозиции и лидеров «евромайдана» для разжигания политической ситуации в стране читайте в статье Артема Ивановского «Мученики революции»: уравнение со многими неизвестными».

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях