Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Долгая дорога в ЕС, или Точка невозврата для Украины

28 ноября 2013, 08:00 3
Поделиться

Украинские власти заявили о приостановке процесса европейской интеграции. Для его возобновления необходимо получить гарантии компенсации убытков, возникающих при создании всеобъемлющей зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Надо признать, что политика балансировки между Европой и Россией сопутствовала Украине с момента обретения ею независимости. Inpress.ua предлагает вспомнить основные этапы этого длительного пути.

Кучма — первый евроинтегратор

В последние дни события вокруг евроинтеграции приняли псевдореволюционный характер. Пафос по поводу важности этого явления преувеличен хотя бы потому, что только половина жителей страны поддерживает быстрое сближение с ЕС. 

Курс на европейскую интеграцию был сформулирован еще в первые годы независимости страны. Нельзя сказать, что именно президент Виктор Янукович сделал решающий вклад в развитие процесса евроинтеграции. Янукович во многом продолжил курс своих предшественников. К примеру, президенту Виктору Ющенко для этого не хватило политической организованности.

Мифический «европейский выбор» был объявлен еще в первые годы украинской независимости, когда молодая страна была очень далека не только от Европы, но и от элементарного порядка.

2 июля 1993 года Верховная Рада одобрила «Основные направления внешней политики Украины». В них, в частности, отмечалось, что непременным условием развития независимого Украинского государства является его активное и полномасштабное вхождение в европейское сообщество.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной было подписано в 1994, вступило в силу в 1998 и действовало до 2008. В 2003 году президент Леонид Кучма заговорил о возможности подписания Соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС.

А в самом конце 2004 года к власти в Киеве пришел очень проевропейски настроенный (если судить по словам) президент Ющенко. 21 февраля 2005 года Украина и Европейский Союз подписали трехлетний план действий по приближению Украины к стандартам европейских стран. Этим документом были предусмотрены 270 неотложных мер, которые украинская сторона должна осуществить при проведении реформ. В частности, речь шла о вступлении во Всемирную торговую организацию. Особый акцент был сделан на обеспечении демократичности парламентских выборов 2006 года, гарантиях свободы печати и улучшении инвестиционного климата.

1 декабря 2005 года Европейский Союз признал Украину страной с рыночной экономикой. 6 апреля 2006 года на сессии Европейского парламента в Страсбурге была принята резолюция, в которой содержался призыв к Еврокомиссии все-таки начать переговоры с Украиной об ассоциированном членстве в ЕС.

21 сентября 2006 года тогда еще премьер-министр Янукович посетил Брюссель, где провел переговоры с главой Европарламента и председателем Еврокомиссии. Речь на этих переговорах шла о возможности подписания нового расширенного соглашения о сотрудничестве Украины и ЕС. Таким образом, «поезд» украинской евроинтеграции в тот период вел не только Ющенко.

Украина и ЕС начали переговоры о Соглашении об ассоциации в 2007 году, а о всеобъемлющей зоне свободной торговли, что является составляющей договора об ассоциации, — в 2008 году. Эти переговоры могли бы продвигаться гораздо быстрее, но хроническая борьба за власть в Киеве в те годы мешала консолидированной позиции украинцев.

«Восточное партнерство» Украины

В мае 2009 года Украина наряду с пятью другими бывшими советскими республиками стала принимать участие в новой инициативе Евросоюза — «Восточное партнёрство». Эта инициатива ЕС должна была вывести из тупика «евроинтеграционную» ситуацию на Востоке Европы, так и не вышедшем из сферы российского влияния. Также в зону действия программы были включены три закавказские республики, весьма условно относящиеся к этой самой «Европе».

Главной целью «Восточного партнёрства» было заявлено «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между ЕС и заинтересованными странами-партнёрами».

Основными приоритетами программы были названы: демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности; экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли; энергетическая безопасность; развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией).

25 февраля 2010 года Европейский парламент подержал резолюцию о возможности Киева запросить в будущем членство в ЕС.

В апреле 2010 года новоизбранный президент Виктор Янукович в очередной раз подтвердил проевропейскую стратегическую направленность внешней политики Украины. Несмотря на явную пророссийскую риторику Януковича, диалог с Брюсселем был продолжен и даже активизирован. Этому способствовало нехарактерное для украинских условий единение президента, правительства и парламента.

На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года был подписан протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах Евросоюза. Согласно этому документу, представители Украины стали принимать участие в статусе наблюдателей в программах ЕС.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу даже сказал, что надеется до середины 2011 года подписать Соглашение об ассоциации с Украиной.

При этом в феврале 2011 года посол ЕС в Украине Жозе Мануэль Тейшейра заявил, что в настоящее время Украина не соответствует даже минимальным условиям для потенциального членства в Евросоюзе.

Только в конце 2011 года стороны заявили о завершении переговоров по подготовке нового соглашения. 30 марта 2012 года Украина и Европейский Союз парафировали Соглашение об ассоциации, включающее положения о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Казалось, что Украина вышла на финишную прямую…

Гипербола евроинтеграции

При этом надо признать, что споры вокруг подписания или неподписания Соглашения об ассоциации с ЕС изначально носили преувеличенный характер. Со стороны могло показаться, что речь идет о необратимом движении в одну из геополитических сторон. При этом не учитывалось, что Соглашение о политической ассоциации не может быть бесповоротным шагом. Этот документ (если брать его политическую составляющую) больше касается отношений добрососедства и общего восприятия европейских стандартов, чем конкретных обязательств сторон о характере дальнейшего сближения.

В Соглашении об ассоциации ничего не говорится о перспективе вступления Украины в ЕС. Также в этом документе ничего не сказано о вводе безвизового режима между Украиной и Европейским Союзом. Хотя именно это сейчас больше всего заботит украинских граждан в контексте их персональной евроинтеграции. Гораздо более детально был прописан договор о создании зоны свободной торговли «Украина-ЕС», но этот документ все же не касается вопросов политики.

Особую интенсивность контакты Европейского Союза и Украины приобрели с декабря 2012 года, когда президент Янукович отказался от визита в Россию, а Совет ЕС сформулировал список требований, необходимых для подписания Соглашения об ассоциации.

10 декабря 2012 года Совет иностранных дел ЕС одобрил выводы по Украине, в которых отметил, что готов подписать соглашение об ассоциации с Украиной при условии прогресса в вопросах изменения избирательного законодательства, решении проблемы «выборочного правосудия» и продолжении реформ в рамках Повестки дня ассоциации.

18 сентября 2013 года Кабинет Министров единогласно поддержал проект Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. 23 октября этого года Европарламент принял резолюцию, в которой рекомендовал подписать Соглашение об ассоциации с Украиной. Европарламент также разрешил частичное применение Соглашения до завершения его ратификации всеми 28 странами-членами Европейского Союза.

Однако в преддверии Вильнюсского саммита программы Восточное партнерство в Украине заговорили о необходимости финансовых компенсаций со стороны ЕС и стали вспоминать, что именно Россия является стратегическим партнером Украины в экономике. В отношении создания зоны свободной торговли с ЕС зазвучал откровенный скепсис.

Как заявил по этому поводу лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов: «Допустим, мы подписали ассоциацию с Европейским Союзом, а Российская Федерация ввела соответствующие санкции против нас? Для того чтобы перевести нашу продукцию на технические стандарты ЕС нужны десятки лет. Мы сразу потеряем авиастроение, в большинстве своем потеряем машиностроительный комплекс, так как 77% машиностроительной продукции идет в Российскую Федерацию. Мы потеряем судостроительные верфи, космическую отрасль и много других направлений, в том числе и по пищевой промышленности».

И вот 21 ноября 2013 года Кабинет Министров распорядился приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Постановление принято с целью восстановления объемов торгово-экономических отношений с Россией и другими странами СНГ. В принятом распоряжении правительство инициирует создание трехсторонней комиссии с Европейским Союзом и РФ для урегулирования спорных вопросов. Правда, ЕС уже выразил свое скептическое отношение по поводу участия в такой трехсторонней комиссии.

За минувшие двадцать лет Украина прошла долгий путь европейской интеграции. Этот путь был последовательным, хотя у власти находились разные президенты с весьма непохожими политическими программами. Европейский вектор украинской внешней политики поддерживается обществом. Можно предположить, что дрейф Украины в сторону европейского сообщества продолжится, но вот скорость этого движения будет зависеть от позиций заинтересованных сторон.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях