Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

«Остров» Крым и макароны по-флотски

26 июня 2013, 09:00 0
Поделиться

Волны политстрастей, захлестнувшие Верховную Раду Украины, докатились аж до Черноморского флота России.

Политически озабоченные «слуги народа» вдруг подняли вопрос о пересмотре «газо-флотских» соглашений, подписанных еще три года назад.

Не ВРУ ли?

Как уже сообщал Inpress.ua, Верховная Рада Украины (ВРУ) недавно так и не смогла «зарубить» межгосударственный документ о 25-летнем продлении пребывания ЧФ России в Крыму.

Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что в рядах оппозиционеров не хватило голосов (они сумели наскрести только 152 «кнопкодава» из 226 необходимых). Удивляет другое: почему вдруг парламентское большинство, так ратующее за дружбу с РФ, нежданно-негаданно решило подыграть меньшинству? Зачем спикер Владимир Рыбак решил вынести на обсуждение оппозиционный законопроект № 0003 (о денонсации «газо-флотских» соглашений), разработанный депутатом от партии «Батькивщина» Владимиром Яворивским?

Похоже, без политики здесь не обошлось. Обратим внимание на весьма любопытную «нестыковку»: законопроект № 0003 внесли в депутатский зал 19 июня, тогда как законопроект № 0001 (разработанный тем же Яворивским) до сих пор припадает пылью в профильном парламентском комитете. Почему же более поздний документ вдруг оказался внеочередным?

Еще один «прикол» заключается в том, что члены ВРУ, провозгласив курс на евроинтеграцию, «забыли» о евроценностях законопроекта № 0001: он ведь предусматривает внесение изменений в Закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств». Что же заставило парламентариев наступить на горло своей европесни и дружно переключиться на межгосударственный документ иного характера? По всей вероятности, «небожители» на Грушевского (и Банковой) решили малость пощекотать нервишки «старшему брату» в ответ на несговорчивость по газовому вопросу и недавнее заявление о переоснащение боевых частей и подразделений Черноморского флота России.

Напомним, что «антифлотский» законопроект был включен в повестку дня ВРУ после того, как представители МИД Украины официально выразили свое недовольство в связи с военными планами России: «Позиция украинской стороны по вопросу перевооружения ЧФ РФ остается неизменной и заключается в следующем: механизм проведения замены основных вооружений ЧФ РФ должен регулироваться исключительно межправительственным соглашением, которое должно предусматривать введение исключительно разрешительного порядка замены вооружений, военной техники и кораблей...».

Столь громкое заявление внешнеполитического ведомства сразу же нашло отклик в горячих сердцах членов профильного парламентского комитета (по иностранным делам): они тут же вынесли на обсуждение упомянутый законопроект № 0003 и... успешно его провалили.

После этого украинский МИД вполне логично заявил, что депутатское голосование все равно не имело бы юридических последствий, потому как «денонсация соглашения по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины невозможна с правовой точки зрения».

Получается, что Верховная Рада не имеет право денонсировать «газо-флотское» соглашение, которое сама же и утверждала. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд...

Временное «увековечивание»

Между тем, столь странное «увековечивание» российско-украинского документа противоречит здравому смыслу и даже... законам.

С точки зрения Конституции (ст. 17), на территории Украины «не допускается размещение иностранных военных баз». Но поскольку на момент ее вступления в силу (в июне 1996 года) российские корабли уже находились в Севастополе, то в переходных положениях Основного Закона указали: эти базы можно использовать «на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой». Причем они рассчитаны только «для временного пребывания иностранных военных формирований» (т. е. в данном случае — ЧФ России).

Что значит «временного»? Как известно, еще 16 лет назад Леонид Кучма и Борис Ельцин заключили базовый договор, в котором был указан конечный срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины — до 28 мая 2017 года. Однако ни этот документ, ни харьковские соглашения 2010 года так и не были исследованы Конституционным судом (на предмет их соответствия нормам Основного Закона).

Судя же по тексту «газо-флотского» соглашения, можно смело сказать: оно предусматривает скорее не временное, а вечное пребывание ЧФ России в Украине. Например, согласно статье 1, обе стороны продлевают его действие «на двадцать пять лет с 28 мая 2017 года с последующим автоматическим продлением на следующие пятилетние периоды» (если ни одна из сторон не уведомит письменно другую о прекращении соглашения не позднее, чем за год до истечения срока действия).

Вообще-то, хорошим выходом из создавшейся ситуации было бы выполнение требования статьи 9 Основного Закона: «Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины». Однако в нынешних условиях это сделать невозможно. Учитывая отсутствие необходимых для этого 300 пропрезидентских голосов, Черноморский флот РФ, скорее всего, будет еще долго служить предметом выяснения отношений как внутри страны (между оппозицией и властью), так и на межгосударственном уровне.

В отличие от оппозиции (увлекающейся политическими заявлениями), украинская власть в отношении вопроса базирования ЧФ в Крыму руководствуется в первую очередь соображениями экономическими. В Кабмин Азарова была направлена информация о 38 причалах, которые не вошли в соглашение об условиях базирования ЧФ РФ: де-юре, они являются украинскими, а де-факто — российскими (об этом сообщил первый замглавы СГГА Сергей Савенков).

Крымчане, по-видимому, также недовольны еще и тем, что бывшие российские военнослужащие остаются в Севастополе и пользуются всеми пенсионными льготами, как и их украинские коллеги. При этом пенсии на ЧФ РФ на порядок выше, чем в ВМС Украины. Причина известна: денежное довольствие, от которого зависит пенсионный размер, у российского лейтенанта вдвое «с гаком» больше (около 50 тыс. руб.), чем у капитана 2 ранга ВМС Украины (около 7000 грн).

Простой матрос-контрактник ЧФ получает примерно столько же, как и майор украинских вооруженных сил (около 500 долларов). Месячная же зарплата матроса-контрактника ВМС Украины составляет лишь 200 долларов. Высокая покупательная способность россиян зачастую приводит к завышению цен на рынках Севастополя. Это, кстати, отмечал даже премьер-министр Николай Азаров (после общения с административно-хозяйственным активом Севастополя).

ЧФ: «Чи Флот, чи не Флот»...

Согласно «газо-флотским» соглашениям, арендная ставка за базирование ЧФ, «начиная с 28 мая 2017 года, состоит из платежей Российской Федерации Украине в размере сто миллионов долларов США в год» (а также из средств, получаемых за счет снижения стоимости газа в размере до ста долларов от цены, установленной контрактом на каждую тысячу «кубиков»).

Сумма вроде бы и немаленькая. Однако при этом стоит учесть и другое: российские корабли наносят непоправимый вред экологии, зачастую «на шару» пользуются городской инфраструктурой и многими причалами и задолжали около полмиллиона долларов Пенсионному фонду (из-за неуплаты пенсионных отчислений за гражданских лиц, работающих в структурах ЧФ).

Для официального Киева — это еще одна головная боль. Ситуация на ЧФ примерно такая же, как в «Укрзализныци»: подвижной (корабельный) состав устарел на 80-90%. По неофициальным данным, под прикрытием так называемой «флотской модернизация» действует целая система «откатов» (с целью заработка для бизнес-структур).

Впрочем, отдельные корабли ЧФ участвуют в операциях в Средиземном море, что, в свою очередь, будет создавать проблемы для Украины. Однако справедливости ради следует отметить, что в случае объявления сбор-похода в море (Черное и/или Средиземное) одновременно могут выйти меньше 40 больших и малых кораблей, многие из которых морально и материально устарели.

Смогут ли моряки ЧФ противостоять, к примеру, Турции, которая в своем составе имеет около 80 больших боевых кораблей различных классов? Впрочем, нужно отметить, что корабля типа «Москва» у турков нет. Этот ракетный крейсер предназначен для нанесения ударов по надводным силам противника, обеспечения противолодочных групп, противовоздушной обороны удаленных соединений, а также огневой поддержки десанта.

К сожалению, «ахиллесовая пята» крейсера — его старость (это характерно и для других кораблей). В своем докладе командующий ЧФ России недавно высказывал опасения по поводу использования боевых кораблей и катеров, построенных в 70-80 годах. Вот небольшой перечень «стариков», которым не рекомендуется «заплывать за буйки»: большой противолодочный корабль (БДК) «Очаков» (1973 г.), сторожевой корабль «Сметливый» (1969 г.), БДК «Саратов» (1966 г.), «Орск» (1968 г.), БДК «Николай Фильченков» (1975 г.)...

Не в лучшем состоянии находятся и суда обеспечения: из-за своей аварии плавмастерская «ПМ-138» однажды чуть не затонула (по иронии судьбы, ее спасали корабли НАТО), а танкер «Иман» вследствие пожара был вынужден на буксире вернуться в Севастополь из своего вояжа по Средиземке.

Фактор сдерживания

Все же, несмотря на свое старение, Черноморский флот России до сих пор остается важным фактором стабильности в Крыму. Именно российские моряки способны предотвратить дальнейшую активизацию «автономистских» настроений на полуострове, от которых рукой подать до настроений уже сепаратистских.

Достаточно вспомнить, как 18 мая 2013 года во время всекрымского траурного митинга представители меджлиса и «Свободы» заявили о намерении добиваться придания полуострову статуса крымско-татарской территориальной автономии (напомним, что ранее речь шла исключительно об автономии «национально-культурной»). Так, народный депутат Эдуард Леонов (по поручению Олега Тягнибока) сообщил, «что меджлис крымско-татарского народа должен стать органом местного самоуправления, что крымско-татарский народ, как минимум, должен получить надлежащие квоты в представительских и исполнительных органах власти».

В свою очередь первый заместитель главы меджлиса Рефат Чубаров (он же — депутат Верховной Рады Крыма) заявил, что «крымские татары будут считать своими братьями всех тех политиков в Украине, которые подтверждают право крымско-татарского народа на самоопределение своей земли».

Главной преградой на своем пути татары считают присутствие россиян. Чем быстрее будет выведен ЧФ, тем лучше них. Не потому-то ли руководство меджлиса мечтает выпихнуть ЧФ из Севастополя руками наших национал-патриотов?

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях