Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Принят первый стандарт по проведению потребительской экспертизы

18 марта 2013, 09:03 0
Поделиться

В Украине по инициативе и при содействии Украинской ассоциации потребителей принят первый стандарт (Стандарт организаций Украины Кодекс защиты прав потребителей - СОУ КЗПП 74.9-02568182-0012012) по проведению потребительской экспертизы: «Потребительская экспертиза продукции: товаров, работ и услуг. Основные положения. Организация, порядок проведения и оформления результатов».

Об этом сообщил президент Всеукраинской общественной организации «Украинская ассоциация потребителей», член Координационного совета при Кабинете министров Украины по вопросам качества и безопасности жизни человека Олег Самчишин, передает Укринформ.

В частности, эксперт прокомментировал, почему это так важно для потребителей и необходимо для рынка Украины. «Дело в том, что от экспертного вывода (заключения экспертизы), который выдают на продукцию с недостатками (дефектами), полностью зависит выплата компенсации потребителю и ее размер в случае приобретения им такой продукции», - объяснил Самчишин.

Так, по его словам, в случае приобретения некачественного товара, потребитель имеет право требовать от продавца пропорционального уменьшения покупной цены, бесплатного устранения недостатков в товаре или возмещения расходов на их устранение. А если недостатки существенны - расторжения договора и возвращения оплаченной за товар денежной суммы, требовать замены товара на такой же товар или аналогичный.

Руководитель профильной ассоциации также объяснил, что такое существенный недостаток и как с ним «бороться». Согласно закону, существенным является недостаток, делающий невозможным использование товара в соответствии с его целевым назначением и возникший по вине производителя (продавца). Существенным также является недостаток, если после его устранения он проявляется снова, по независимым от потребителя причинам, и при этом наделен хотя бы одним из трех приведенных признаков: он вообще не может быть устранен; его устранение требует более 14 календарных дней; он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

Одновременно Самчишин акцентирует внимание на том, что выполнение указанных требований возможно, если в заключении экспертизы на товар будет указано, что недостаток у товара возник по вине производителя (продавца).

Поэтому потребителям необходимо помнить, что в случае, когда необходимо определить причину утраты качества продукции, продавец (производитель) обязан организовать проведение экспертизы продукции в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия. Экспертиза, согласно закону, проводится за счет продавца. Значит, в определенной мере соблюдение вышеупомянутых прав потребителя зависит от экспертного заключения на товар, объяснил специалист.

«Поэтому, вполне естественно, возникают вопросы: где именно и по чьей инициативе проводить экспертизу товара с недостатками? Что касается последнего, здесь есть два варианта - проводить экспертизу по инициативе продавца (производителя) или по инициативе потребителя. В частности, ст. 17 закона Украины «О защите прав потребителей» указывает всего на один случай, когда экспертиза проводится продавцом (производителем) при согласии покупателя и за счет продавца (производителя). Но закон не запрещает проводить экспертизу по инициативе потребителя самим потребителем. Правда, за собственные средства», - говорит Самчишин.

Необходимо учитывать, что многие экспертные центры, куда часто направляется продавцом (производителем) товар с недостатками, находятся в прямой или косвенной зависимости от производителя (продавца). Например, так называемые сервисные центры.

«Я бы лично советовал проводить потребительскую экспертизу товара с недостатками самим потребителем. Особенно когда речь идет о дорогих товарах - автомобиле, холодильнике, телевизоре и т.п. Ведь это будет максимально гарантировать, что экспертный вывод - заключение потребительской экспертизы - будет независимым. Следовательно, большая вероятность того, что будут сохранены ваши деньги. Если вы воспользуетесь первым вариантом и будете проводить экспертизу товара с недостатками по инициативе продавца (производителя) и по вашему согласию, есть большая вероятность того, что экспертный вывод будет не в вашу пользу... Такова природа рынка», - объяснил эксперт.

В частности, специалист советует, к каким экспертным учреждениям лучше обращаться потребителю за помощью: «Я бы посоветовал экспертные учреждения, которые будут отвечать как минимум четырем критериям. Эти учреждения должны быть одинаково независимыми от потребителя и от производителя (продавца). Должны иметь подготовленный для проведения потребительской экспертизы персонал и оборудование. Необходимо также выяснить есть ли у учреждения право на проведение потребительской экспертизы (в уставе, в стандарте предприятия и т.п.). Они также должны обеспечивать высокую точность экспертных измерений».

Пока только по этому стандарту будет работать государственное предприятие Укрметртестстандарт Минэкономразвития Украины. А в перспективе - бывшие центры стандартизации, сертификации и метрологии Минэкономразвития Украины, которые есть в каждом областном центре Украины, резюмировал президент Украинской ассоциации потребителей.

Указанный стандарт СОУ КЗПП 74.9-02568182-0012012 принят во исполнение и в соответствии с законами Украины «О защите прав потребителей» и «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», а также с Директивой Европарламента и Совета ЕС от 25 мая 1999 г. о некоторых аспектах продажи потребительских товаров и связанных с ними гарантий.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях