Independent press          Свободная пресса          Вільна преса
Автогражданка становится больше похожей на налог, чем на защиту
Фото: natalibiz.od.ua

Автогражданка становится больше похожей на налог, чем на защиту

8 февраля 2016, 15:53 2080 0
Поделиться

Обязательное  страхование автогражданской ответственности водителей (автогражданка, ОСАГО) становится все более похожей на дополнительный налог для водителей, чем на страховую защиту, - считает Борис Визиров,  экс-председатель Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.

Свыше пяти миллионов украинских водителей с января по сентябрь 2015 года застраховали свою ответственность на сумму 2,2 млрд. грн. Выплаты  потерпевшим в ДТП составили немногим более трети полученной суммы - 780 млн. грн. Оставшиеся свыше 1,4 млрд.грн. осели на счетах  страховых компаний-членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Каким бы ни был сервис этих компаний - покупать автогражданку водители вынуждены у них, так как этого требует государство.

«Обязательное страхование ответственности водителей - нормальная практика во всем цивилизованном мире, - отмечает Борис  Визиров, - Но особенность Украины заключается в том, что принудительное страхование в нашей стране не гарантирует выплат потерпевшим».

Обещанных выплат годами ждут

Люди по 3-5 и более лет ждут выплат по обязательствам страховщиков-банкротов из Фонда защиты потерпевших в ДТП Моторного бюро.  В число таких банкротов входят  скандально известные компании «ИнтерТрансПолис», «Галактика», «Вексель»,  «Украинская экологическая страховая компания».   

В декабре 2015 года  МТСБУ начало выплаты по компаниям «Авионика» и «Лафорт». Всего обещают выплатить 33 млн грн. Но, если по долгам СК «Лафорт» будут платить всем потерпевшим, независимо, являются они кредиторами страховщика или нет, то по обязательствам СК «Авионика» получат деньги только те, кто был внесен реестр кредиторов – таковы требования закона.

«Потерпевшие по компании «Авионика» ждали страхового возмещения 3 года, по «Лафорту» — 2 года. Мы готовы заверить клиентов, что МТСБУ осуществит возмещение в максимально короткие сроки», — публично пообещал гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко.

Остальным потерпевшим  МТСБУ пока ничего не обещает. На сегодняшний день обязательства компаний-банкротов и страховщиков, утративших статус члена МТСБУ, перед пострадавшими оцениваются в 200 млн грн. В стадии банкротства находится девять СК. Как правило, процедура банкротства в украинской судебной практике занимает от двух до шести лет. Чем дольше длится процедура – тем меньше придется платить из фондов бюро, так как многие потерпевшие устают ждать. В МТСБУ это знают, поэтому бюро иногда   игнорирует судебные слушания по делам о банкротстве страховщиков, где МТСБУ выступает основным кредитором. Остальные кредиторы подозревают, что это делается неспроста, а чтобы затянуть процесс.     

Много разговоров, мало реформ

Представители МТСБУ подобные заявления опровергают, ведь бюро – не  частная лавка, а общественное объединение, работающее в рамках Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Именно закон определяет порядок выплат за страховщиков-банкротов из фондов МТСБУ.

«Закону, действующему сегодня, уже более 10 лет. Мы видим, насколько он морально устарел. Когда его принимали, была одна экономическая ситуация, страховой рынок шел на подъем, был клиентоориентирован. Сейчас ситуация совершенно другая, поэтому нужны другие механизмы, в том числе, защиты потребителей страховых услуг», - говорит Вячеслав Черняховский, советник президента ассоциации «Страховой бизнес».
Морально устаревший закон необходимо менять и руководство МТСБУ поддержало законопроект №3551 по внесению изменений в законодательство об автогражданке, авторами которого являются народные депутаты Максим Поляков, Денис Дзензерский, Павел Ризаненко и Александр Жолобецкий. Хотя дальше пресс-релиза на сайте бюро и одного-двух материалов в СМИ поддержка проекта со стороны МТСБУ не распространилась. Поэтому на сегодняшний день не только рядовым гражданам Украины, но даже народным избранникам трудно понять, чем поддержанный бюро проект закона лучше для страны, чем остальные похожие законопроекты.

Так и не начались анонсированные в 2015 году  реформы  в самом бюро. Например, не была проведена реорганизация МТСБУ,  не выбран долгожданный заместитель гендиректора бюро.  Более того, клиенты страховых компаний не получили обещанную руководством МТСБУ к 1 августа 2015 года возможность оформлять полисы автогражданки онлайн. Хотя еще в июне бюро выбрало IТ-компанию для разработки подсистемы «электронный полис».  Цена ее услуг -  840 тыс грн без учета абонентского облуживания. «Учитывая, какими темпами  принимаются изменения в законодательство, и как часто появляются новые редакции закона об ОСАГО, думаю,  мы можем и весь следующий год работать без электронного полиса», - говорит  Вячеслав Черняховский.

Прежде всего - повысить цены

Еще в  2014 году президиумом МТСБУ  принял концепцию внедрения в Украине добровольной (до принятия нового закона об ОСАГО) системы прямого урегулирования.

Вместо этих нововведений  руководство МТСБУ принимает другие, мало отвечающие  запросам  клиентов и потерпевших в ДТП. Например, вначале года приняли решение с 1 мая 2015 г. на 25%  повысить стоимость полисов ОСАГО. Более того, без согласования с регулятором ограничили скидки по системе «бонус-малус», лишив многих  добросовестных водителей обещанных законом бонусов. 

Неудивительно, что к концу года интерес к деятельности МТСБУ со стороны общественности  и  СМИ стал раздражать руководство бюро, поэтому  осенью была предпринята попытка запретить журналистам присутствовать на заседаниях президиума МТСБУ. «Увлекшись решением вопросов своего бизнеса за счет страхования водителей,   члены президиума, видимо, забыли о том, что МТСБУ – не бизнес-структура, а общественная организация, целью которой является защита интересов потерпевших в ДТП», -  отмечает Борис Визиров. 

Вероятно, идея назначить общее собрание членов МТСБУ в конце 2015 года – 28 декабря – также была реализована руководителями бюро только затем, чтобы остальные участники страхового рынка пришли на собрание в предпраздничном настроении и не стали задавать неудобных вопросов о реформах и выплатах. 

Иван Меркулов

Источник:  Inpress.ua
 
Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях