Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Интеллектуальная несобственность, или Пираты XXI века уже в Украине

17 февраля 2014, 11:00 4186 1
Поделиться

О том, что Украина – «пиратская» страна – известно давно (по оценке Международного альянса производителей программного обеспечения, общий уровень пиратства в Украине оценивается в 86%), об этом твердят на всех углах, и, что самое интересное, украинские власти этого в принципе особо не отрицают и даже предпринимают меры. Впрочем, эти меры пока никак не влияют на ситуацию.

Клеймо «пирата»

Последний «пиратский» звонок для Украины прозвучал в мае 2013 года, когда Офис торгового представителя США присвоил нашему государству статус «Приоритетной иностранной страны» в рамках «Специального доклада 301». Таким образом, Украина признана страной-«пиратом» интеллектуальной собственности. Это подразумевает исключение страны из программы общей системы привилегий (Generalized System of Preferences - GSP).

Стоит напомнить, что впервые Офисом торгового представителя США Украина была причислена к главнейшим нарушителям прав интеллектуальной собственности в докладе от 2001 года. Затем для нее было прекращено действие GSP. Возвращены торговые преференции Киеву были лишь в январе 2006 года. На тот момент потери Украины были оценены в 100 млн долл. в год.

При этом санкции могут вернуться. Международный альянс интеллектуальной собственности рекомендует оставить за Украиной статус «пирата №1» в мире на текущий год. До 28 февраля альянс завершит расследование относительно объема ущерба нанесенного владельцам интеллектуальных прав из-за нарушения законодательства в Украине. Если будут зафиксированы большие убытки, то организация будет обращаться к правительству США с рекомендацией введения санкций с целью компенсации убытков.

Впрочем, у Украины есть намного более важные вопросы, требующие решения. Проблема нарушения прав интеллектуальной собственности для государства не должна являться приоритетной.

«Украина была включена в список 301 при содействии крупных правообладателей - резидентов США. Эти крупные компании звукозаписи, киностудии и разработчики ПО ратуют за усиление в Украине уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности, переход государственных органов на лицензионное ПО и установление прозрачной системы сбора роялти. Однако, как известно, ни один из указанных выше субъектов не является налоговым резидентом Украины, т. е. получателем всего дохода, от собранного в Украине роялти, являются иностранные компании.

Следовательно, госбюджет, за счет которого содержится, к примеру, милиция, не получает достаточных налоговых поступлений от этих субъектов. Единственное требование Торгового представительства США, которое действительно соответствует интересам Украины – это установление прозрачной системы сбора, учета и распределения роялти правообладателям и авторам», – подчеркивает адвокат, партнер практики IT и медиа права АО «Юскутум» Дмитрий Гадомский.

По словам юриста юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Евгения Шапиренко, с возможностью пусть и отложенного подписания Соглашения об ассоциации с ЕС особо остро для Украины стал вопрос приведения отечественного законодательства в соответствие со стандартами развитых стран, что в частности включает реформирование системы охраны прав интеллектуальной собственности, внедрение эффективных механизмов защиты интересов правообладателей.

Украинская действительность

Стоит отметить, что Украина заняла активную позицию и приняла ряд важных нормативно-правовых актов в этой сфере. Госслужба интеллектуальной собственности (ГСИС) разработала законопроект «О внесении изменений к некоторым законодательным актам относительно защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет» во избежание финансовых санкций со стороны США, а также с целью исполнения международных обязательств по защите авторских прав.

Впрочем, этот документ является «клоном» российского аналога, а именно: законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе, в сети Интернет».

«В сфере авторского права и смежных прав положительным является принятие Министерством образования и науки Украины «Порядка определения уполномоченных организаций коллективного управления, которые будут осуществлять сбор и распределение вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм. Внедрение данного Порядка позволит усовершенствовать работу организаций коллективного управления, контроль за их деятельностью, что, вследствие, должно привести к реальной выплате роялти правообладателям», – отмечает Евгений Шапиренко.

Еще одним шагом на пути к гармонизации законодательства является государственная политика по легализации ПО. Так, ГСИС в 2013 году начала работу по внедрению лицензионного программного обеспечения в органах исполнительной власти. По заявлению главы ГСИС Николая Ковини, госорганы полностью перейдут на лицензионное ПО не ранее 2015 года. Ориентировочная стоимость легализации – 1,4 млрд грн.

Впрочем, в бюджете-2013 на эти цели было выделено… 100 млн грн. С такой скоростью легализация ПО растянется на 14 лет. Сколько было выделено в 2014 году - точно неизвестно.

По данным Microsoft (на 2012 г.), уровень использования нелегального ПО в госорганах оценивался на уровне 71%. В тоже время, по последним оценкам Государственной службы интеллектуальной собственности (февраль 2014 г.), использование нелицензионного программного обеспечения в органах государственной власти за минувший год сократилось с 40% до 33%.

По мнению Дмитрия Гадомского, система защиты интеллектуальной собственности в Украине отвечает европейским стандартам. «У нас более чем высокий уровень уголовной ответственности за нарушение авторских прав, существуют регламентированные судебные процедуры защиты прав и пр. Тем не менее, правообладателей не устраивает то, что существующие механизмы защиты не работают на практике. К примеру, невозможно идентифицировать нарушителя прав в сети интернет, невозможно определить размер ущерба, есть сложности с доказательствами в электронной форме и пр. Однако, это проблемы, которые свойственны не только Украине, а индустрии во всем мире», – отмечает юрист.

Ответный ход

Как отмечает Дмитрий Гадомский, меры должны принять правообладатели и меры не юридические, а экономические. «Самая большая проблема заключается в том, что правообладатели не могут монетизировать использование их контента в сети интернет. Именно поэтому в Украине нет официальных интернет-магазинов, в которых можно было бы легко купить контент. Вторая проблема заключается в нежелании правообладателей делать контент в Украине доступным по цене», – подчеркивает юрист.

Следует признать, что правообладатели принимают меры. Стоит только вспомнить, какую волну эмоций вызвало закрытие в 2012 году файлообменника Ex.ua, который, по мнению США, является едва ли не исчадием ада. Однако ничего не помешало ресурсу через некоторое время восстановить свою работу.

Впрочем, восстановление работы вышеуказанного ресурса не говорит о том, что он стал менее «пиратским». В средине февраля текущего года Торговое представительство США (USTR) внесло в список нарушителей авторского права два украинских интернет-сервиса – уже известный Ex.ua и Extratorrent.cc. Последуют ли снова действия украинских силовиков по отношению к Ex.ua, покажет ближайшее время.

Кроме того, в «черный список» также вошли, в частности, украинские рынки «Петровка» и «7-й километр», а также соцсеть «ВКонтакте» и российский торрент-трекер Rutracker.

USTR в дальнейшем передаст составленные списки на рассмотрение в посольства США для обеспечения дипломатического давления на власти стран, в которых через интернет распространяется нелицензионный контент.

Отдельной строкой стоит упомянуть то, что Microsoft руками своих юридических представителей ведет охоту на тех, кто использует нелицензионные копии продуктов корпорации. Украинские суды уже вынесли в пользу Microsoft несколько решений, которыми наложили на украинские компании штрафы в пределах 80-100 тыс. грн. Обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности является причинение правообладателю материального вреда как минимум в значительном размере, что на сегодняшний день составляет 11 470 грн.

Принимают меры и украинские органы. В I квартале 2013 года ГСИС проведено 177 проверок субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности объекты права интеллектуальной собственности. По результатам квартальных проверок составлено и направлено в суд 79 протоколов об административных правонарушениях, изъято более 42 тыс. экземпляров контрафактной продукции на общую сумму около 956 тыс. грн.

В течение 2012 года проведено 396 проверок субъектов хозяйствования, которые незаконно использовали объекты авторского права и смежных прав. По результатам проверок составлено и направлено в суд 96 протоколов об административных правонарушениях. У правонарушителей изъято 26,5 тыс. экземпляров контрафактной продукции.

Кадровые перестановки

От эффективности борьбы за права интеллектуальной собственности в Украине зависит очень многое, тут и международный имидж страны, и прямые финансовые потери. Похоже, что до последнего времени в организационном вопросе что-то шло не так.

В начале октября прошлого года президент Виктор Янукович передал координацию деятельности ГСИС от Минобразования Минэкономразвитию.

Соответствующие изменения были внесены в схему организации и взаимодействия центральных органов исполнительной власти. При этом ГСИС как и ранее имеет статус центрального органа исполнительной власти.

Возможно, это связано с обвинениями со стороны ряда украинских отраслевых организаций, а также Международной конфедерации издателей и польской Ассоциации фонографической индустрии о том, что Минобразования неспособно разработать и реализовать госпрограмму по защите интеллектуальной собственности, а также в непонимании актуальных проблем отрасли. Учитывая важность вопроса в целом это весьма существенные претензии.

Ситуацию усугубляло то, что все законодательные инициативы от ГСИС умирали где-то в недрах Минобразования, которое точно не является профильным для защиты прав интеллектуальной собственности.

Теперь Минэкономразвитию предстоит решить три главных требования США:

  1. Легализовать незаконно используемое в органах центральной исполнительной власти ПО.
  2. Прекратить неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности в сети интернет. В частности – принять соответствующий закон. А также - усилить контроль за обращением нелицензионных компакт-дисков и других носителей интеллектуальной собственности.
  3. Содействовать функционированию в Украине организаций коллективного управления, которые осуществляют управление авторскими и смежными правами, а также осуществляют сбор денег за их использование (в кафе, магазинах, радио и телекомпаниях, кабельных сетях и т. д.).

В Минэкономразвития пообещали усилить защиту прав на интеллектуальную собственность. Со своей стороны в посольстве США отметили определенные позитивные сдвиги в этой сфере и рассчитывают на то, что происходящие изменения только усилят эффект.

Следует отметить, что в вопросе легализации ПО есть и другое решение, а именно программное обеспечение с открытым кодом.

«На сегодняшний день в Украине не существует альтернативы проприетарному ПО. Это называется монополия, и в Европе деятельность разработчиков ПО находится под пристальным контролем антимонопольных ведомств.

Что касается органов власти, то они должны не только иметь альтернативу ПО с закрытым кодом, а должны стремиться к технологическому нейтралитету, т. е. к параллельному использованию ПО с открытым кодом и ПО с открытым кодом. Иначе, госорганы, во-первых, находятся в экономической и технологической зависимости от иностранных разработчиков ПО, и во-вторых, не могут гарантировать гражданам безопасности их данных», – уверен Дмитрий Гадомский.

Тяжело открыто заявить, что Украина на сегодняшний день всецело соблюдает европейские стандарты в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, тем не менее активная госполитика в этом вопросе дает надежды минимум на смягчение «пиратского» имиджа страны.

Поделиться

Комментарии

1
ivan.tomiltsev 17.02.2014, 11:17

Хай хтось назве хоч 1 державну організацію, де на компах стоїть легальне програмне забезпечення

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях