Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новый «украинский» бензин: быть или не быть

29 января 2014, 12:00 1
Поделиться

Законодательная инициатива по обязательному добавлению биоэтанола в моторные бензины вызвала дискусию и прямое оппонирование внутри правительственного сектора и круга представителей частного капитала.

Паркетные баталии

Ранее, согласно тексту Закона Украины №4970-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины о производстве моторных топлив с содержанием биокомпонентов», предполагался обязательный переход Украины (с 1 января 2014 года) на бензины с 5% содержанием биоэтанола, а с 2016 года планировалось, что бензины должны содержать до 7% биокомпонентов. Инициатор закона, Министерство аграрной промышленности Украины, посчитало, что реализация положений закона позволит снизить импорт нефтепродуктов в страну на 0,5 млн т.

В министерстве отмечали, что упразднение этой нормы приведет к срыву программ перепрофилирования государственных спиртзаводов, неполной загрузке мощностей действующих заводов и их нестабильной работе. По мнению чиновников ведомства, закон позволил бы сохранить рабочие места и обеспечить дополнительные поступления в госбюджет. Уже в конце октября министерство заявило о готовности спиртзаводов обеспечить рынок необходимыми объемами отечественного биоэтанола.

Инициатива аграрного ведомства была встречена в штыки отечественными продавцами топлива. «Существенное подорожание бензина, массовые поломки автомобилей, эксплуатирующихся в Украине, дефицит топлива, неконтролируемый фальсификат на рынке — все это может стать реальностью уже в 2014 году», — так оценил последствия действия закона в своем блоге совладелец группы «Континиум», народный депутат Украины Игорь Еремеев.

Нефтетрейдерам удалось склонить на свою сторону и ряд министерств. Так, по информации НТЦ «Психея», противники добавления биоэтанола нашли поддержку в Министерстве энергетики и угольной промышленности, Министерстве инфраструктуры, Министерстве экономического развития и еще нескольких профильных ведомствах.

Для усиления давления группа из числа 48 народных депутатов обратилась в Конституционный Суд с представлением оценить конституционность положений закона «Об альтернативных видах топлива», которые касаются обязательного добавления биоэтанола в бензины. 21 декабря пресс-служба КС сообщила следующее: «Конституционное представление парламентариев касается как нормы об обязательном добавлении не менее 5% биоэтанола в бензины в 2014-2015 годах, так и соответствующей нормы о добавлении 7% биоэтанола с 2016 года».

Главный аргумент противников смесей заключается в том, что страна просто не готова к его внедрению: отсутствие нормативных документов определяющих технические нормы и требования к смесям, порядок контроля и лицензирования подобной деятельности делает невозможным исполнение требований закона в указанные сроки.

Позже Министерство энергетики и угольной промышленности подало на рассмотрение ВР законопроект «О внесении изменений в закон “Об альтернативных видах топлива”». В нем предлагается отсрочить действие закона о добавление биоэтанола в бензины. «С 1 июля 2014 года предлагается ввести обязательное добавление не менее 3% и не более 5% биоэтанола. С 2016 года предлагается ввести обязательное добавление не менее 5% и не более 10% биоэтанола», — говорится в тексте проекта.

Впрочем, говорить о полной победе нефтетрейдеров рано. Сейчас из-за полемики продавцы топлива находятся в подвешенном состоянии, и это выгодно чиновникам в качестве гарантий необоснованного повышения цен на топливо, что особенно актуально в год перед выборами.

«Серый» бензин

На проходившей в ноябре ежегодной конференции Petroleum Ukraine 2013 эксперты «Консалтинговой группы А-95» представили результаты исследования, посвященного теневому рынку производства нефтепродуктов. Так, по данным профильного министерства, за девять месяцев 2013 г. производство бензина в Украине упало на 43,4%, дизельного топлива — на 37,8%. При этом импорт нефтепродуктов, который мог бы компенсировать нехватку топлива, также сократился на 20%. При этом потребление бензина и дизтоплива уменьшилось всего на 6 и 4,1% соответственно.

Существующий дисбаланс между производством и потреблением был заполнен, по оценкам экспертов, продукцией нелегальных мини-НПЗ. Наибольшая часть которой приходится на бензин, как более выгодный продукт для контрабанды и фальсификата, поскольку акцизы на него в три раза дороже, чем на дизтопливо. «В январе-сентябре 2013 г. на кустарное производство и альтернативные нефтепродукты (освобождены от акцизов и не учитываются Госстатом) пришлось около 400 тыс. т, а по итогам года этот показатель уверенно превысит полумиллионную отметку и составит около 13% от потребления бензина», — говорится в отчете исследования.

По оценкам специалистов, недопоступления акцизов с продажи топлива в бюджет от деятельности мини-НПЗ в Украине составляют около 125 млн грн ежемесячно. В этой ситуации становится загадочным молчание по этому поводу Министерства доходов и сборов, которое еще летом объявило о начале проверок мини-НПЗ: «в связи с рисками неполной уплаты акцизного сбора с нефтепродуктов», но до конца года результаты этих проверок так и не обнародовали. Хотя рапортовать о своих успехах уже давно вошло в практику ведомства.

Надежда на собственный потенциал

По итогам 11 месяцев 2013 года, нефте- и газоперерабатывающие заводы страны (без учета Одесского НПЗ) за 11 месяцев сократили выпуск бензина на 42,5% (на 645,3 тыс. тонн) — до 874,5 тыс. тонн, дизельного топлива — на 34,4% (на 439,7 тыс. тонн), до 839,5 тыс. тонн, мазута — на 36,8% (на 246,4 тыс. тонн), до 423,9 тыс. тонн, сообщает «Интерфакс Украина» со ссылкой на источник в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины.

При этом подконтрольный группе «ВЕТЭК» Одесский НПЗ с ноября 2013 года перестал предоставлять Минэнергоугля данные по поставке и переработке, уточнил собеседник агентства. Согласно ранее размещенному релизу «ВЕТЭК», переработка нефтяного сырья ОНПЗ в ноябре составила 160 тыс. тонн, что с учетом ранее обнародованных данных и составляет переработку заводом 391,8 тыс. тонн по итогам сентября-ноября текущего года.

В результате соотношение отечественного и импортного топлива на украинском рынке составило 20% и 80% соответственно. По оценкам компании UPECO, в 2013 году импорт нефтепродуктов в Украину превысит 8 млн тонн. Такие цифры озвучил аналитик компании Александр Сиренко в ходе международной конференции Ukrainian petroleum market в начале декабря. По его данным, за 11 месяцев этого года импорт бензинов составил уже 3 млн 280 тыс. т., импорт дизельного топлива — 4,42 млн тонн. «Импортные поставки нефтепродуктов в этом году могут стать рекордными, по сравнению с прошлым годом», — спрогнозировал Сиренко.

Впрочем, следующий год обещает изменить ситуацию с импортом нефтепродуктов. Эти ожидания связаны с запуском Лисичанского НПЗ, который, по уверениям «Роснефти», должен начать работу в мае 2014 года. Вместе с Кременчугским и Одесским ГПЗ, по оценкам экспертов, это позволит довести долю отечественных нефтепродуктов на рынке до 50%. А увеличение объемов украинского топлива сделает рынок еще более конкурентным, а также будет способствовать повышению объективности ценообразования.

Цены будут стабильными — нефть будет дешеветь

Украинские эксперты не склонны делать точные прогнозы по поводу цен на топливо, ссылаясь на зависимость украинских цен на нефтепродукты от налоговой политики и международных котировок на нефть. Тем не менее, рискнем предположить, что цены на бензин и дизтопливо в стране в следующем году будут стабильными на протяжении года. В пользу этого говорит тот факт, что по оценкам международных экспертов нефть на мировых рынках будет дешеветь.

Происходить это будет из-за роста добычи сланцевых углеродов, а также восстановления добычи в ряде ближневосточных стран. «Прогноз по добыче подразумевает рост спроса на нефть приблизительно на 1% в 2014 году. В то же время производство превысит этот показатель. Поэтому в начале-середине следующего года цены на нефть окажутся под давлением со стороны этих фундаментальных факторов спроса и предложения», — полагает содиректор аналитического отдела российского «Инвесткафе» Григорий Бирг. Ожидается, что в 2014 году стоимость нефти марки Brent может опуститься ниже $100 за баррель.

Не стоит ожидать и сюрпризов от изменений налоговой политики государства. Достигнутые в декабре в Москве договоренности на время сняли остроту с вопроса о наполнении бюджета страны. Кроме того, с 1 января предусмотрено снижение ставок НДС с 20% до 17%, что вряд ли вызовет повышение цен на бензин. Также не следует забывать, что топливо, как и газ, относится к социальным продуктам и в преддверии выборов играть на повышении цен чревато последствиями. Ну, а тем из нефтетрейдеров, кто попытается сыграть ценовую карту, следует помнить, что возможности применения административных санкций после «Проблемы-2014» только расширились.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях