Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Конкуренция может и должна быть честной

21 января 2014, 06:30 0
Поделиться

Одним из направлений работы государства в деле создания благоприятных условий для ведения бизнеса является реализация Программы по развитию конкуренции, в частности среди предприятий. Планируется внедрение программы с помощью мониторинга ценовой политики отечественных предприятий в различных отраслях экономики, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины – государственный уполномоченный Лариса Колесник в программе «Повестка дня» на Первом канале Украинского радио рассказала о проекте закона об утверждении Общегосударственной программы развития конкуренции на 2014-2024 годы. Ключевое направление программы — развитие конкуренции на рынках, где в данный момент не существует ее эффективной модели. Проект программы одобрен специалистами по вопросам конкурентной политики из США, Европы и стран СНГ, был обсужден и одобрен на местах, сообщила Лариса Колесник.

Положения Общегосударственной программы развития конкуренции на 2014–2024 годы ориентированы на работу в трех направлениях. Первое направление — работа на рынках с эффективной конкуренцией, к таким в Украине относится торговля. По словам Ларисы Колесник, основная работа будет вестись на втором направлении — это содействие развитию эффективной конкуренции на рынках, на которых она сейчас отсутствует или слабо проявлена. Это рынки услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), электроэнергетики, нефтепереработки, строительных материалов. На этот рынок в Украине приходится около 46% объема реализации товаров. 

Программа предусматривает расширение конкуренции на этих рынках, в результате чего будут достигнуты качество и цена услуг, устраивающие большинство граждан. По словам экспертов, в программе установлен перечень мероприятий для повышения эффективности конкуренции на этих рынках: уменьшение барьеров вступления на рынок и выхода из него, развитие инфраструктуры этих рынков и пр.

Третье направление работы этой программы — рынки, на которых невозможна конкуренция, такие как, к примеру, природные монополии. Но достижение более высокого уровня предоставления услуг и изменение цены в сторону адекватной на таких рынках возможно, считают эксперты. Для этого необходимо несколько изменить институализацию подходов к регулированию таких рынков. Как пример, реформирование оптового рынка электроэнергетики, который перешел от модели конкурентного рынка к модели договорных отношений, пишет Информационно-аналитический бюллетень КМУ.

Лариса Колесник от лица всего Антимонопольного комитета выразила слова благодарности общественности, которая поддержала программу в своих обращениях. Для упрочения пунктов программы в будущем АМКУ хотел бы привлекать гражданские организации, которые могли бы выступать контролерами исполнения программы.

Для обеспечения полноценной работы программы будут проведены работы по согласованию промышленной, аграрной, инвестиционной, внешнеэкономической, ценовой политики, политики в сфере прав потребителей с конкурентной и антимонопольной политикой. Подготовка к мониторингу состояния конкуренции на товарных рынках, повышению научного и образовательного обеспечения развития конкуренции, расширению участия Украины в международном сотрудничестве по вопросам развития и защиты конкуренции также станет залогом успешной работы программы. Такие программы существуют во многих государствах, и они демонстрируют позитивное влияние на состояние экономики.

Указанный законопроект был разработан Антимонопольным комитетом Украины во исполнение Национального плана действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденной Президентом Украины Виктором Януковичем. На данный момент проект законопроекта прошел согласование во всех комитетах Верховной Рады и подготовлен к голосованию.

Как ранее сообщал Inpress.ua, Антимонопольным комитетом Украины согласованы Правила профессиональной этики в конкуренции на рынке кондитерских, пищеконцентратных изделий и кофе. Принятием указанных правил устанавливаются общие принципы профессиональной этики, морально-этические стандарты, правила и общие договоренности, на основе которых предприятия-производители кондитерской, пищеконцентратной продукции и кофе в Украине осуществляют свою хозяйственную деятельность. Об этом сообщили в пресс-службе Антимонопольного комитета.

Антимонопольный комитет с 20 декабря вводит новую электронную систему подачи заявлений об экономической концентрации и согласованных действиях в комитет.

Как сообщил государственный уполномоченный АМКУ Валерий Давидерин, основной целью новой электронной системы является упрощение подготовки и подачи заявлений на получение субъектами хозяйствования разрешений на концентрации и согласования действий.

Кабинет Министров в среду на своем заседании одобрил законопроект о внесении изменений в статью 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» относительно смягчения ответственности. 

Антимонопольный комитет Украины в январе-октябре текущего года оштрафовал предприятия на общую сумму 814,7 млн грн, что почти в 21 раз больше, чем за весь 2011 год, по результатам которого этот показатель был равен 43,5 млн грн. А в прошлом году АМКУ оштрафовал предприятия на общую сумму 814,7 млн грн.

Напомним, что в октябре АМКУ поверг ритейлеров в шок своими штрафами. Тогда Антимонопольный комитет обвинил 18 крупных торговых сетей и украинское подразделение глобальной исследовательской корпорации The Nielsen Company (ACNielsen Ukraine) в картельном сговоре

В корпорации Nielsen обвинения украинского антимонопольного ведомства опровергают, ссылаясь на многолетний позитивный имидж компании. В АМКУ отреагировать на заявление компании отказались и пообещали публично огласить свою позицию после окончания расследования.

Как считает председатель Комитета экономистов Украины Андрей НовакАМКУ зря так много внимания уделяет торговому рынку розничной торговли. «Именно этот рынок является едва ли не наиболее конкурентным — здесь конкурируют не только крупные торговые сети друг с другом, а и средние, и мелкие торговые магазины, мини-маркеты, гастрономчики и даже базары. АМКУ хочет влиять на ценообразование, что невозможно даже чисто теоретически. Для того, чтобы влиять на формирование цен, у государства есть два механизма: законодательный механизм или участие на определенных рынках», – заявил эксперт и добавил, что сговор лучше искать на заправках.

Однако, по мнению Антимонопольного комитета, доходы ритейлеров растут еще больше, чем у народа в целом. Причем происходит это благодаря отнюдь не легальным способам.

Подробнее о розничной торговле в Украине читайте в статье Марии Бабенко «Людей влечет дешевизна».

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях