Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Пираты XXI века: борьба с рейдерами по-украински

10 января 2014, 11:00 2
Поделиться

Проблему борьбы с рейдерством нельзя воспринимать отдельно от противостояния коррупции. Впрочем, тут успехи пока не столь очевидны. Само существование рейдерства возможно благодаря коррумпированности чиновников и судей. Чиновники могут назначать бесконечные проверки, которые просто останавливают деятельность предприятия, и его владелец вынужден согласиться на условия «захватчиков» либо поделиться частью прав собственности на предприятие, либо долей его прибыли. А судьи за определенное вознаграждение принимают сомнительные решения в интересах структуры-захватчика.

Из праха восставший

Значение проблемы рейдерства для экономики сложно переоценить. Пускай его масштабы в рамках всей экономики сравнительно не столь велики, но влияние на привлекательность ведения бизнеса в стране в целом очень существенно. Дело в том, что рейдерство – порождение коррупции, а на последнюю в Украине не жалуется только ленивый.

Для решения проблемы рейдерства правительство возобновило работу Межведомственной комиссии по защите прав инвесторов, противодействию незаконным поглощениям и захвату предприятий во главе с первым вице-премьер-министром Сергеем Арбузовым.

Эффективности работы, по сравнению с предыдущим форматом, планируется добиться включением в состав министров, а не их заместителей. Целями работы комиссии в Кабмине называют привлечение и защиту инвестиций, создание конкурентной бизнес-среды, искоренение рейдерства, упрощение ведения бизнеса в Украине и снижение налогового давления. Более того, по словам Арбузова, борьба с рейдерством становится государственным приоритетом.

Схема работы комиссии выглядит таким образом, что в сотрудничестве с объединениями предпринимателей и международными финансовыми организациями на основе обобщения всех рейдерских ситуаций (для чего Сергей Арбузов призвал предпринимателей, у которых есть проблемы с ведением бизнеса в Украине, обращаться в антирейдерскую комиссию) выдавать рекомендации для изменения украинского законодательства.

Ожидается, что в ближайшей перспективе будет разработана программа борьбы с рейдерством и созданы аналогичные комиссии на региональном уровне, а также будет разработана правовая методика возврата ранее захваченных предприятий и активов бизнес-структур их законным владельцам.

Следует отметить, что независимые эксперты и Европейская бизнес-ассоциация позитивно оценивают первые шаги и эффективность работы антирейдерской комиссии, что даст сигнал инвесторам без боязни приходить в Украину. По словам Сергея Арбузова, уже на середину сентября антирейдерская комиссия уже обработала около 70 заявлений, размер убытков в которых от действий рейдеров оценивается на сумму от 300 млн до 1 млрд грн.

 

К последним позитивным фактам защиты прав инвесторов можно отнести:
1. В первом чтении принят законопроект о защите прав инвесторов, который даст возможность участвовать в жизни компании владельцам даже незначительного количества акций. Также законодательная инициатива распределяет ответственность в АО и механизм возмещений компенсаций.

2. Скорое появление должности бизнес-омбудсмена - третейского судьи в отношениях между бизнесом и государством, что будет содействовать улучшению взаимодействия предпринимателей и власти.

Суть захватничества

Как и многие захватчики, современные корсары не против взять то, что плохо лежит. Но они действуют тоньше. «Эксперты выделяют такие рейдерские схемы захвата бизнес-активов: скупка акций и проведение дополнительных эмиссий, получение неправомерно принятых судебных решений, незаконные изменения в реестрах акционеров, организация сомнительных собраний акционеров, формирование псевдодолга, банкротство предприятий через «ручной» суд и т. д.

По словам Егора Штокалова, адвоката юркомпании «Алексеев, Боярчуков и партнеры», одной из самых распространенных схем рейдерства является получение корпоративного контроля над предприятием путем концентрации корпоративных прав, достаточной для блокирования работы предприятия, или получение контроля над управляющим органом предприятия. В схемах рейдерства очень часто задействуют судей, государственных регистраторов и нотариусов.

По словам директора Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрея Семидидько, в настоящее время переделу собственности, как правило, предшествует проверка контролирующих органов, которые преследуют цель доначисления средств для госбюджета или в качестве попытки снизить стоимость активов проверяемого с дальнейшим их приобретением «нужными» компаниями по сниженной цене.

Как бы не оценивали темпы рейдерства эксперты – проблема эта есть - и с ней нужно бороться. По словам Егора Штокалова, судя по августовской статистике обращений в антирейдерскую комиссию зарегистрировала около 70 заявлений, в которых сообщают об убытках от 500 тыс. грн до 300 млн грн (суммарно - около 1 млрд грн). Для правового государства этот показатель более чем «пугающий».

По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, с 2010 года количество рейдерских атак уменьшилась. Частично на это повлияла судебная реформа и закон об акционерных обществах. «Рейдерам стало сложнее использовать «ручные» суды, хотя полностью ликвидировать сговор судей и рейдеров пока не удалось. В последнее время не было фактов атак рейдеров на крупные предприятия, что показывает рост защиты бизнеса от рейдеров. Но средний бизнес пока страдает от рейдерства», - отмечает эксперт.

По мнению Семидидько, важно создать реестр рейдеров и причастных к захватам лиц, в том числе чиновников и судей, а также ввести персональную ответственность последних за неправомерные решения. Эксперт отмечает, что в июне-июле текущего года на «рейдерском фронте» было затишье, а с начала августа поток информации о захватах стал расти, в т. ч. касательно небольших компаний.

Юридические нюансы

По словам Сергея Арбузова, изначально перед антирейдерской комиссией стоит задача внесения изменений в законодательство с целью юридического определения понятия «рейдерство», а также определения наказания за такие действия (законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины» относительно установления ответственности за действия, которые могут повлечь незаконные поглощения и захват предприятий).

Уголовные санкции предполагается ввести не только для самих рейдеров, но и для тех, кто способствует их деятельности (чиновников и судей). А руководству МВД и Генпрокуратуры получено взять под личный контроль рассмотрение ситуаций, которые могут быть квалифицированы как рейдерство.

По словам Егора Штокалова, понятия рейдерства как термина в действующем законодательстве не существует. Именно по этой причине обвинить кого-либо в рейдерстве считается достаточно проблемным вопросом, а привлечь к ответственности просто невозможно.

Законодательство, и прежде всего корпоративное законодательство, должно быть четким и понятным и не позволять рейдерам двузначно трактовать отдельные положение закона.

«Следует действительно устранить некоторые пробелы в законодательстве. Они есть в законах об акциях, в кодексах. Если их ликвидировать, это упростит жизнь предпринимателей. Проверяющие структуры должны придерживаться принципа — "если бизнес ничего не нарушает, проверять его не надо“», — подчеркивает Александр Охрименко.

В целом, наработка изменений в законодательство, безусловно, нужна, но, прежде всего, необходимо выполнять те нормы, которые уже заложены в нормативной базе. По словам Андрея Семидидько, для борьбы с рейдерством нужна политическая воля (в т.ч. по персональным действиям отдельных госчиновников), потому что практически весь необходимый инструментарий прописан в уголовном законодательстве – от уклонения уплаты налогов, вмешательства в хозяйственную деятельность предприятии и захват предприятий, заканчивая дачей взятки должностному лицу – все то, что имеет место при рейдерском захвате.

«Практически все необходимые статьи есть, только, к сожалению, они не действуют. МВД не возбуждает уголовные дела по этим вопросам. Обычно милиция реагирует на захват предприятий, задерживая максимум «спортсменов», услугами которых пользуются рейдеры. Но и их быстро отпускают, приписывая им хулиганство. В то время как при рейдерством захвате количество действующих лиц гораздо шире», - поясняет эксперт.

Примечательно, что именно безнаказанность рейдеров еще более стимулирует развитие этого явления. «Возникает цепная реакция. На рынке распространяется информация, что можно сработать такими методами — перераспределить собственность неправомерным путем. Создается прецедент, который не был пресечен. И для других это станет примером, что так можно действовать и далее», - отмечает экономический эксперт Анатолий Заика.

Эксперты в целом поддерживают ужесточение наказания за рейдерство. «Любой судья должен бояться и понимать, что он не уйдет от ответственности, если будет сотрудничать с рейдером. То же самое должно касаться и лиц, связанных с учетом ценных бумаг, они должны понимать, что любые махинации в пользу рейдеров будут наказаны. Именно угроза неотвратимого наказания должна создать большие проблемы для деятельности рейдеров», - уверен Александр Охрименко.

Примечательно, что в последних событиях вокруг киевского ТЦ «Глобус», в которых усматривается рейдерский захват, произошел неожиданный поворот – уже двое судей Соломенского райсуда Киева, который принял сторону рейдеров, лишились своих должностей.

Отдельные решения для борьбы с рейдерством уже нарабатываются. Егор Штокалов напоминает о том, что 10 октября Верховная Рада приняла законопроект №0887, который как раз регулирует вопросы по рейдерству. «Данный законопроект еще не прошел подпись президента Украины и не опубликован, но это, скорее всего, дело времени. Существенных оснований наложить вето на законопроект нет, так как законопроект инициирован премьер-министром», - подчеркивает юрист.

Этим документом Рада ввела уголовную ответственность за рейдерство, в частности, за захват зданий и объектов, приведший к нарушению нормальной работы компаний. Парламент ввел в Уголовный кодекс статьи, определяющие, что захват зданий и объектов предприятий, который приводит к нарушению нормальной работы предприятий, карается лишением свободы на срок до 2 лет, при условии предварительного сговора группой лиц - на срок от 2 до 5 лет, а если эти действия совершены при участии работников частных охранных структур или сопряжены с опасным для жизни и здоровья насилием и причинили тяжкие последствия - то на срок от 5 до 10 лет.

Кроме этого, закон предусматривает упорядочивание системы преобразования и ликвидации юридических лиц.
Закон также определяет порядок проведения повторных общих собраний, которые созываются в связи с отсутствием кворума на ежегодных собраниях акционеров предприятий, причем для кворума на таких собраниях необходимо присутствие акционеров с общей долей более 50% уставного фонда.

Документом также устанавливается, что ведение реестров акционеров предприятий, в которых государству принадлежит более 50%, осуществляется созданной Кабмином компанией, которая получила соответствую лицензию НКБФР.
Урегулирование вопросов борьбы с рейдерствомкак на законодательном, так и на практическом уровне, по словам Егора Штокалова, позволит Украина существенно увеличить свой потенциал привлекательности для иностранных инвесторов.

 

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях