Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Россия и ее Таможенный союз: Украине нужен свой формат

17 декабря 2013, 11:45 6
Поделиться

С чем связана столь активная заинтересованность правительства РФ в интеграции Украины в Таможенный союз вместе с другими странами СНГ? На первый взгляд, позиция РФ выглядит абсурдной. Казалось бы, Российская сторона понесет большие потери от присоединения Украины, если цены на газ и нефтепродукты для нашей страны снизятся до уровня цен для Беларуси. А Украина, как заявляет Владимир Путин, «сможет нарастить ВВП на величину от 1,5 до 6,5%, в зависимости от степени интеграции». Что ожидает получить Россия взамен? Очевидно, что этот вопрос лежит не только в экономической, но и в геополитической плоскости...

Таможенный союз — история и современность

История создания ТС между странами СНГ началась еще в далеком 1995 году, когда руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС. Позже, 6 октября 2007 года в Душанбе между Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Кризисные явления 2008-2009 годов заставили ускорить процесс объединения. Падение экспорта и промпроизводства в целом планировалось компенсировать за счет расширения внутреннего рынка. В 2009 году были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу ТС. 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменен таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ ТС. На данный момент в состав ТС входят три страны. 

С 1 января 2010 года Таможенным Союзом ЕврАзЭс управляет наднациональный орган — Комиссия Таможенного союза. Ей переданы полномочия трех стран в сфере таможенно-тарифной политики, в частности, утверждение ставок пошлин. Для принятия решений необходимо получить две трети голосов. Россия имеет около 60% голосов, у Беларуси и Казахстана — по 20% (пропорционально формированию бюджета Таможенного союза).

Такое распределение было установлено на основании статистических данных показателей объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007–2008 годы. Причем обделенными чувствуют себя все три страны. Так, в России считают, что страна тянет на себе Казахстан и Беларусь. В Казахстане и Беларуси полагают, что доля слишком маленькая, поэтому потери от вхождения в ТС велики.

Следует также учитывать, что на территории каждой из трех стран действуют различные ставки НДС: в Беларуси — 20%, в Российской Федерации — 18%, в Казахстане — всего 12%. Соответственно, стоимость ввоза продукции в ТС на границе Беларуси, России и Казахстана разная.

Критика ТС в Казахстане, Беларуси нарастает

Состоявшийся 25 октября саммит в Минске стран Евразийского экономического совета показал, что недовольство стран участников ТС возрастает. Так, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил, что в последнее время количество изъятий и ограничений не только не снизилось, но даже возросло, а предприниматели жалуются на таможенные процедуры. Лукашенко считает, что пока прагматичные цели интеграции не будут выполнены, дальше по интеграционному пути двигаться не следует.

Также Лукашенко поднимает вопрос по поводу вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты из Беларуси. Так, Беларусь ежегодно перечисляет в бюджет РФ около 4 млрд долл. по таким пошлинам. Беларусь получает нефть из РФ беспошлинно, но обязана отчислять пошлины в том случае, если продает полученные из российского сырья нефтепродукты в третьи страны. «Если бы не эти пошлины, мы бы у себя уже Эмираты построить могли», — утверждает Лукашенко.

В свою очередь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал неприемлемым тот факт, что российские члены коллегии принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя согласно договору ТС, комиссия, члены коллегии неподотчетны никакому из правительств участников ТС. Также Назарбаев выразил недовольствия по поводу торговли товарами с Россией: «На пути движения товаров РФ продолжает в региональном уровне причинять препоны… всякая фитосанитария, лабораторные исследования… Жалуются наши бизнесмены… Объем экспорта из Беларуси и Казахстана в РФ в 3-4 раза ниже, чем из России в наши страны…».

Если для Беларуси какие-то выгоды от ТС можно озвучить (например, реэкспорт нефтепродуктов в Европу, низкие цены на газ), то в отношении Казахстана многие аналитики придерживаются противоположного мнения. Казахстан сам является довольно крупным производителем и экспортером нефти, и во многом РФ составляет конкуренцию этой стране.
Вхождение в Таможенный союз всколыхнуло давние опасения и страхи по поводу создания новой версии СССР, в составе которого Казахстан может потерять свой государственный суверенитет. Оппозиция в Казахстане даже планирует организовать народный референдум по поводу выхода из ТС, эффективность и польза которого для них очень сомнительная.

Так, казахский эксперт Мухтар Тайжан говорит следующее: «Таможенный союз оказался невыгоден для Казахстана. Из-за повышения таможенных пошлин растут цены, на рынке уменьшается доля местных товаров. Мы передали право управления нашей внутренней экономикой органам, которые превыше национальных, а внешнеэкономические отношения регулируются из Москвы».

Стоит отметить, что по сравнению с Россией и Белоруссией у Казахстана самая слаборазвитая обрабатывающая промышленность. Поэтому республика традиционно держала на низком уровне ввозные таможенные пошлины на большинство промышленных товаров. Стремление России и Белоруссии защитить свои внутренние рынки при создании ТС привело к тому, что их прошлось заметно повысить. Вызванное этим шагом подорожание части товаров, таких, как автомобили, вызывает предсказуемо негативную реакцию.

Что касается ТС и Украины, то такого же мнения придерживается эксперт Института внешних отношений при МИД Украины Александр Палий«ТС — это технологически отсталое объединение и он создан исключительно в интересах России. Если раньше Беларусь и Казахстан питались иллюзиями, что они что-то от этого союза получат, то сейчас эти иллюзии развеиваются. ТС привел к тому, о чем все и говорили: возрастание импорта из России и падение экспорта из Белоруссии и Казахстана. А вообще ТС — это игра в одни ворота для России».

Кто на самом деле зарабатывает на Таможенном союзе?

Так кому же выгоден ТС на самом деле? Если мы посмотрим сальдо торгового баланса Беларуси и Казахстана с Россией, мы увидим, что это действительно «игра в одни ворота». Так, скажем, импорт из России в Казахстан в 2012 году составил почти 17 млрд долл., против экспорта Казахстана в Россию в 6 млрд долл., т. е. почти в три раза больше! Импорт из России в Беларусь также значительно превышает экспорт (27 млрд долл. импорта против 16 млрд долл. экспорта в 2012 году). А в 2013 году ситуация еще более усугубилась. Падение белорусского экспорта за январь-август 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 18,6%, в Казахстане — 5,1%.

Также довольно интересна динамика динамика сальдо торгового баланса России, Беларуси, Казахстана и Украины с членами ТС.

Как видим, на Таможенном союзе зарабатывает действительно одна Россия, — сальдо торгового баланса у одной России положительное и постоянно растет, а у Беларуси и Казахстана — отрицательное и постоянно падает. Причем Украина, которая не является членом ТС, имеет сходную динамику с Беларусью и Казахстаном. Это может говорить о том что ТС на самом деле имеет больше геополитическое значение и влияние, чем экономическое. Вполне вероятно, что в случае вступления Украины в ТС, товарооборот между Украиной и ТС вырастет, но не в пользу нашей страны.

ТС — это объединение, которое создано для того, чтобы защитить и изолировать экономику стран СНГ от мировых рынков. Товары, производимые в России (за исключением энергоносителей и сырья), сегодня не способны конкурировать с европейскими и товарами других развитых стран, — не по цене, не по качеству. И вместо того, чтобы реформировать экономику и промышленность стран СНГ и интегрироваться в мировые рынки, страны-участники ТС как бы возвращаются в прошлое, наблюдается попытка создания новой версии СССР.

И существует большой риск потери суверенитета стран-участников ТС. В такой ситуации Украине в первую очередь следует выстраивать прагматичные отношения с ТС с возможным подписанием отдельных секторальных соглашений о сотрудничестве. О чем, кстати, неоднократно заявляли представители украинского истеблишмента.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях