Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Рынок электроэнергии ждут перемены: Тарифы и реформы

4 декабря 2013, 14:48 0
Поделиться

Осень для украинской электроэнергетики запомнится принятием трех нормативных документов, направленных на реформирование отрасли. Предполагается, что каждый из документов будет способствовать либерализации рынка электроэнергии в своем секторе, что позволит привлечь в отрасль необходимые инвестиции и создать новые условия функционирования рынка электроэнергии в стране. Удастся ли на этот раз сформировать в Украине цивилизованный рынок электроэнергии? Или в очередной раз мы увидим только имитацию реформ?

В ожидании перемен

Принятый 24 октября 2013 Верховной Радой Украины Закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», по мнению его разработчиков, призван создать условия для формирования конкурентного рынка электроэнергии в стране.

«Основной целью принятия закона есть либерализация оптового рынка электроэнергии Украины и создание эффективной конкурентной среды на рынке электрической энергии с учетом требований законодательства ЕС…», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законом предусматривается введение рынка двухсторонних договоров на поставку электроэнергии, что позволит снизить возможность получения преимуществ игроками рынка электроэнергии за счет потребителей. Кроме того, предполагается, что введение такой модели рынка повысит инвестиционную привлекательность украинской электроэнергетики.

Вместе с тем эксперты и участники рынка обращают внимание на целый ряд недостатков, присущих новым правилам. Критике подвергается предусмотренное Законом создание Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса (ФУСД), который фактически сохраняет перекрестное субсидирование производителей электроэнергии и носит открыто лоббистский характер по отношению к теплогенерации за счет дискриминации атомной и гидроэнергетики. Кроме того, эксперты обращают внимание на отсутствие принципа формирования тарифов на транспортировку и распределение электроэнергии, прежде всего, касательно механизма его формирования.

Впрочем, принятие Закона еще не означает немедленной смены правил игры на рынке электроэнергии. Для того, чтобы система заработала, необходимо принять более 80-ти подзаконных и нормативных актов, которые должны урегулировать правила функционирования балансирующего рынка, рынка дополнительных услуг и рынка «на сутки вперед». Кроме того, предусматривается принятие кодексов электрических сетей и коммерческого учета. Все это потребует времени и вдумчивого подхода, который бы учитывал интересы не только участников рынка электроэнергии, но и потребителей, прежде всего, в области тарифообразования и предоставления качества услуг.

3 декабря Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру Николаю Азарову создать координационный центр по внедрению новой модели рынка электрической энергии, закон о функционировании которой парламент принял в конце октября текущего года. Как говорится в поручении Президента в связи с подписанием закона к работе центра предполагается привлечь представителей Секретариата Энергетического сообщества и международных финансовых организаций, в частности, Всемирного банка.

Стимулировать инвестиции

В качестве еще одного шага к реформированию рынка электроэнергетики Украины можно рассматривать переход к стимулирующему тарифообразованию, основанному на оценке возврата вложений (RAB). Сейчас облэнерго ежегодно утверждают тарифы в Национальной комиссии по ругулированию электроєнергетики (НКРЭ) по так называемому «затратному» методу, когда к цене электроэнергии купленной на оптовом рынке добавляются затраты на транспортировку и инвестиционная составляющая.

«Введение стимулирующего тарифообразования для энергораспределительных компаний — очень важный шаг, который закладывает фундамент для серьезной модернизации распределительных электрических сетей, значительного улучшения качества электроснабжения всех групп потребителей, особенно населения, уменьшения количества и длительности отключений и ощутимого улучшения качества обслуживания потребителей. Все это заложено в требованиях к компаниям, переходящим на стимтариф», — уверен заместитель генерального директора Центра исследований энергетики Вадим Гламаздин.

Для получения стимулирующего тарифа НКРЭ выдвигает достаточно большое количество требований: 100% расчеты с ГП «Энергорынок», проведение переоценки активов, улучшение качества услуг и др.

Проектом Постановления НКРЭ о параметрах регулирования стимулирующего тарифообразования предусмотрено, что показатель качества услуг для городской местности должен составлять 40 мин., сельской местности — 70 мин. без электричества в году (на сегодня средний показатель по Украине составляет 259 мин. без электричества в году на одного потребителя). Срок достижения этих показателей определен НКРЭ в 10 лет. При этом регулятор считает, что уровень доходности Облэнерго не должен превышать 5%.

Уже 9 энергоснабжающих компаний, заявили о желании перйти на новую систему тарифообразования: Херсоноблэнерго, Киевоблэнерго, Кировоградоблэнерго, Сервис-Инвест, ДТЭК Крымэнерго, ДТЭК Днепрооблэнерго, Львовоблэнерго, Винницаоблэнерго, государственная Запорожьеоблэнерго.

Новая система предполагает, что облэнерго получат фиксированный на несколько лет тариф и заложенную в него определенную доходность на капитал. Притом, что уровень тарифов для населения обещают сохранить на прежнем уровне, получать прибыль энергокомпании будут за счет снижения издержек — минимизации потерь электроэнергии и улучшения управления собственными активами или, иными словами, увеличением тарифов на административные и технологические услуги — подключение к распределительным сетям, выдачи разрешений на подключение и т. п.

Экспорту нужна свобода

Реформа энергорынка благоприятно скажется и на расширении круга экспортеров электроэнергии из Украины. Об этом заявил журналистам в рамках конференции «Интеграция энергетического рынка стран Вышеградской четверки и Украины» 13 ноября в Киеве директор по коммерческой деятельности ДТЭК Андрей Фаворов.

По его словам, в Европе более 80% электричества продается по прямым контрактам между производителями и поставщиками или крупными потребителями на условиях свободного рыночного ценообразования. А существующая в Украине модель рынка и система тарифообразования сдерживает развитие экспортного потенциала.

«Система ценообразования на электроэнергию без учета рыночной конъюнктуры является, с точки зрения трейдинга, противоречащим логике механизмом», — считает Фаворов. ДТЭК заинтересован в появлении на рынке экспорта электроэнергии во всех направлениях новых игроков, способных загрузить мощности и повысить выработку генерирующих предприятий Украины, говорится в сообщении компании.

Увеличению количества экспортеров должны способствовать и изменения в Порядке проведения экспортных аукционов, принятые 7 ноября НКРЭ, уверены в компании, являющейся на сегодняшний день единственным экспортером электроэнергии из страны, начиная с 2011 года.

Но от простого увеличения количества компаний-экспортеров объемы поставляемой за рубеж электроэнергии не увеличатся. Сегодня пропускные способности трансграничных линий электропередач используются практически на 100%, обеспечивая поставки на экспорт 10 млрд кВт*ч украинской электроэнергии. Существенного увеличения экспорта в европейские страны в среднесрочной перспективе 3-5 лет можно достичь за счет строительства вставок постоянного тока (ВПТ). Это позволит удовлетворять растущие потребности в мощностях Европы, которые ENTSO-E оценивает в 38 ГВт до 2030 года.

«Реформа позволит привлечь инвестиции в инфраструктуру и модернизацию экспортных мощностей. Это позволит увеличить экспортные поставки, дополнительно загрузить генерирующие предприятия и обеспечить сбыт угля, а значит — и стабильную работу энергетикам и шахтерам», — подчеркнул Андрей Фаворов.

Пытаясь использовать заинтересованность европейцев в поставках электроэнергии, министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий планирует привлечь к участию в проекте строительства ВПТ для увеличения поставок украинской электроэнергии в Европу французскую Electricite de France (EDF). По словам министра, переговоры об участии в проекте ведутся также с Венгрией и Польшей. Интерес к сооружению ВПТ на основе государственно-частного партнерства также выразили ряд украинских компаний, в том числе ДТЭК, который рассматривает возможность инвестиций в размере около EUR 610 млн в проекты по экспорту электроэнергии в направлении Польши, Венгрии, Румынии, Словакии.

И хотя строительство ВПТ является временной мерой, это позволит нарастить объемы экспорта примерно в три раза. Срок сооружения ВПТ — два года с начала строительства до их ввода в эксплуатацию. «Ввод в эксплуатацию трех вставок нам добавит приблизительно 20-25 млрд кВт*ч к тому что есть», — заявил министр.

Но полноценно использовать потенциал украинской электроэнергетики станет возможным только после синхронизации ОЭС Украины с европейской зоной ENTSO‐E. Но для этого необходима коренная модернизация генерирующих мощностей и распределительных сетей страны.

Необходимость модернизации

По оценкам Института возобновляемой энергетики НАН Украины, опубликованных в презентации Национального проекта «Энергия природы», сроки эксплуатации 14 тепловых электростанций и 5 энергоблоков АЭС исчерпаны. С подобной оценкой отечественной генерации согласны и в Международном центре перспективных исследований.

«Средний возраст блоков ТЭС составляет около 50 лет, около 84% из них превысили ресурс 200 тысяч часов, который (соответственно существующей документации) является границей физического износа. Технологии, на базе которых построены генерирующие мощности, морально и физически устарели. Все это обуславливает ежегодный рост существенного расхода топлива, высокую аварийность генерирующего оборудования», — говорится в Концепции Государственной целевой программы развития электроэнергетической отрасли Украины на период 2014-2030 годов, разработанной экспертами Центра.

Не лучше обстоят дела и с распределительными сетями. По данным МЦПИ, 35% воздушных линий электропередач (ЛЭП) напряжением 220-330 кВ отработали более 40 лет, а на магистральных и межгосударственных сетях износ составляет 45%. Все это приводит к тому, что технологические потери электроэнергии в Украине в два-три раза превышают потери в европейских сетях.

Согласно обновленной Энергостратегии Украины, до 2030 года в развитие распредсетей необходимо вложить 134 млрд грн, что требует увеличения ежегодных инвестиций до 7 млрд грн в год, в то время как инвестпрограммы всех облэнерго на 2013 год составляют 4,8 млрд грн. Но при существующей схеме энергорынка взять деньги практически неоткуда.

Кроме того, несмотря на то, что установленная мощность электростанций всех типов в Украине составляет порядка 54 ГВт, в моменты пиковых нагрузок ОЭС просто не хватает мощностей для обеспечения переменной части графика потребления и поддержания необходимого резерва. Оставшаяся в наследство от СССР структура электросетей приводит к ограничению работы энергоблоков АЭС и снижает надежность энергопоставок отдельных регионов. К примеру, из-за низкой пропускной способности перехода «Запад-Винница» остаются невостребованными 1,1 ГВт мощностей Ровенской и Хмельницкой АЭС. Еще 0,7 ГВт на Запорожской АЭС. В то же время уровень обеспеченности электроэнергией ряда регионов остается крайне низким.

Постройка ВПТ на западных границах Украины, вместе с окончанием реализации проекта по сооружению транзитных магистралей напряжением 750 кВ «Ровенская АЭС — ПС «Киевская», а также ЛЭП 750 кВ «Запорожская АЭС — ПС Каховская» позволили бы не только стабилизировать работу энергосистемы Украины, загрузив мощности АЭС, но и способствовали бы увеличению экспорта электроэнергии.

Необходимое напряжение

Опыт реформирования украинской энергетики демонстрирует, что любые, даже самые прогрессивные нормативные акты, не смогут сформировать рынок электроэнергии в стране, без решения главного вопроса — перекрестного субсидирования, как между типами генерации, так и потребителями электроэнергии, прежде всего, промышленными и бытовыми.

Причем его объемы растут с каждым годом. В 2012 году объем перекрестного субсидирования составил 35 млрд грн, а по итогам нынешнего года достигнет 40 млрд грн, а уровень платежей упал до 94%.

Учитывая, что тарифы для населения остаются неизменными с 1999 года, это проблема может перечеркнуть усилия по реформированию отрасли. «При перекрестном субсидировании те изъятия по дотационным сертификатам, которым подвергается каждая энергокомпания, могут свести на нет всю новую методологию», — уверен Юрий Кияшко, исполнительный директор Всеукраинской общественной организации «Энергетическая ассоциация Украины».

Поэтому дальнейшая судьба реформы будет зависеть от политической воли — поднимать ли тарифы в первую очередь для населения или нет. В противном случае новая реформа так и не достигнет своих результатов.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях