Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Реформа МВФ — место Украины в новом раскладе

29 октября 2013, 11:00 7930 1
Поделиться

Украину посетила миссия МВФ – на повестке дня новый кредит для нашей страны. Однако мало кто задумывается,, что будущее самого фонда овеяно тайной…

… уже в январе 2014 года развивающиеся страны фонде благодаря пересмотру квот и формулы их расчета могут получить больше влияния в крупнейшем мировой финансовой организации. Такое масштабное реформирование Фонда не может не сказаться на его взаимоотношениях с Украиной.

Из грязи в князи

Само понятие «развивающиеся страны» обозначает группу государств, хотя и отличающихся друг от друга уровнем экономического развития, социальной защиты, культуры, но объединенных своей несхожестью с высокоразвитым индустриальным Западом. Определяющим признаком «третьего мира» стал низкий уровень доходов на душу населения и человеческого развития.

Прошли годы, и ситуация изменилась: в числе слаборазвитых стран появились динамично «растущие державы», претендующие стоять наравне с высокоразвитым «золотым миллиардом». К ним причисляют Бразилию, Индию, Китай, Южную Африку, аравийские монархии, некоторые страны Восточной Азии и даже Россию. Относительно стабильная политическая обстановка, выгодное географическое положение, наличие дешевой рабочей силы, большой запас сырья или редких его видов позволили многим из них повысить душевой доход до уровня, сопоставимого с развитыми странами, а иногда даже превышающего его.

Уже в 2000 году три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам - КНР, Индия, Бразилия. По объемам ВВП, подсчитанному на основе паритета покупательной способности валют, Китай вышел на второе место в мире, уступая только США. Дабы преобразовать экономическую мощь в геополитическое влияние, «растущие державы» объединились в группу БРИКС, состоящую из Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики.

Эта «пятерка» и стала главным инициатором реформирования МВФ. Реформа предполагает увеличение доли быстроразвивающейся группы в капитале Фонда на 3,46 процентных пункта - до 14,18%. При этом доля Китая подрастет с 2,94% до 6,39% и станет третьей по величине после США и Японии. Доля России при этом вырастет на 0,22 пункта и составит 2,71%. Индия по доле участия в капитале фонда выйдет на восьмое, Россия – на девятое, а Бразилия – на десятое место.

К тому же страны группы БРИКС требуют не только пересмотра квот, но и настаивают на изменении формулы их расчета. Действующая формула представляет собой средневзвешенное значение четырех переменных: ВВП (с весом 50%), открытости экономики (30%), экономической изменчивости (15%) и золотовалютных резервов (5%).

«Открытость» и «экономическая изменчивость» - очень мутные показатели, которые у развитых стран имеют максимальные значения, а у развивающихся – минимальные. Потому накопленные Китаем, Индией и Россией международные резервы, которые в совокупности превысили 4 трлн долл., никак не отражаются на их позициях в Фонде.

Вопрос перераспределения квот и голосов в МВФ, который Запад упорно игнорирует, обсуждается уже несколько лет на заседаниях «большой восьмерки», а особенно на встречах «двадцатки» с 2009 года. Не стал исключением и последний саммит G20, проходивший в Петербурге в первой декаде сентября. Правда, лидеры «двадцатки» почему-то обсуждали уже следующий, пятнадцатый пересмотр квот Фонда на основе новой формулы, тогда как не вступили еще в силу решения по четырнадцатому пересмотру.

Битва за миллиард

МВФ проводит пересмотр квот не реже одного раза в пять лет. Он может касаться как общей величины капитала Фонда, так и взносов стран. За время существования МВФ проводилось 14 пересмотров квот. Решение о последнем перераспределении Совет управляющих утвердил на всех уровнях еще в 2010 году, однако до сих пор новая система не вступила в силу, так как не прошла ратификацию в парламентах ряда стран, включая США.

Последний пересмотр знаменателен тем, что капитал Фонда должен увеличиться на 100%, с 238,4 до 476,8 млрд СДР (СДР – специальные права заимствования). В пересчете это означает, что капитал МВФ вырастет примерно до 720 млрд долл. При этом более 6% квот будет отнято у государства с чрезмерным представительством и отдано в пользу недостаточно представленного.

Поскольку решение о распределении 1,1% квот в интересах развивающихся стран, принятое в 2008 году, вступило в силу лишь в марте 2011 года после ратификации 117 странами (85,04% от общего числа голосов в МВФ), передача 6% квот, очевидно, затянется на долгие годы.

Напомним, что МВФ устроен по принципу акционерного общества, в котором право голоса каждого участника соразмерно его вложениям. Квота в МВФ – это величина взноса страны в общий капитал Фонда и одновременно ее доля в общем количестве голосов, учитываемых при принятии решений. Размер квоты определяет объемы кредитов, на которые может рассчитывать государство, и уровень его влияния на политику Фонда. Так, наибольшая квота в МВФ в размере 17,08% позволяет США блокировать неугодные решения.

Такое распределение квот делает Фонд инструментом, действующим в интересах стран «золотого миллиарда». Существующий расклад сил в мировой экономике давно не соответствует принципу распределения квот в МВФ. Правда, Запад не спешит менять установленный порядок. Разве что только на словах.

Страны Европы менее всего заинтересованы в реформе МВФ. Ведь на протяжении 2010-2013 годов Фонд выдавал еврозоне непропорционально большое количество кредитов, помогая латать дыры в бюджетах, рефинансировать растущие государственные долги. Речь идет о выживании, и Европа сдавать позиции не намерена.

Очевидно, не собираются ратифицировать принятые решения по пересмотру квот и США. Во-первых, Штатам придется увеличить капитал Фонда примерно на 60 млрд долл. Во-вторых, доля США при пересмотре должна сократиться с 17,1 до 16,4%, что подвинет страну к потере «блокирующего пакета» в МВФ. Дело в том, что доля Соединенных Штатов в мировом ВВП неумолимо падает. Согласно оценкам Всемирного банка, в 2021 году доля США в мировом ВВП опустится до 14,6%. В текущем году, по прогнозам МВФ, этот показатель составит 22%, в то время как в 2000 году он находился на уровне 31%. Тогда как, согласно прогнозам, к 2020 году на долю стран БРИКС будет приходиться 50% мирового ВВП.

«Ни пересмотра квот, ни формулы их расчета не будет, - объяснил Inpress.ua президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. - МВФ не для того создавался после Второй мировой войны, чтобы отдать Китаю права управления мировыми финансовыми потоками. Пока что с «растущими державами» ведут диалог, но не для того, чтобы им уступать».

Правда, страны группы БРИКС мириться со сложившимся положением дел тоже не собираются. Президент России Владимир Путин заверил, что на собрании G20 получили финальное одобрение параметры Банка развития, уставной капитал которого составит 50 млрд долл. Согласно сообщениям, речь идет о фонде, целью которого является поддержание стабильности национальных валют стран - членов группы. То есть пять стран создают альтернативу МВФ.

Устранение дисбаланса

Задачи МВФ значительно изменилась с момента его создания. В середине 40-х годов Фонд как производная Бреттон-Вудского соглашения поддерживал систему фиксированных обменных курсов, основанных на американском долларе и золоте, и был лишь удобным средством для временной компенсации дефицита платежного баланса стран-участниц.

Но с ростом влияния США на мировую экономику и введением современной системы плавающих обменных курсов Фонд стал инструментом для поддержки внешней политики Соединенных Штатов и международных транснациональных корпораций.

Сегодня МВФ – это нечто среднее между всемирным консультационным агентством и кредитным учреждением для стран, испытывающих финансово-экономические трудности. Его деятельность укладывается в рамки достаточно простой формулы: той или иной стране на достаточно льготных условиях предоставляется кредит при выполнении ряда требований в области финансово-экономической политики. Основную цель Фонда можно определить, согласно Уставу организации, как «предотвращение диспропорций в мировой экономике».

МВФ успешно борется с диспропорциями с помощью условий получения финансовой помощи. Предъявляя требования к будущим должникам, Фонд руководствуется так называемым «Вашингтонским консенсусом» - сводом из десяти правил, принятым организацией в конце 80-х для стран Латинской Америки.

МВФ и Украина

Сегодня, 29 октября, в Украине заканчивает работу техническая Миссия МВФ. По словам заместителя главы департамента внешних связей МВФ Уильяма Мюррея, Фонд как ключевой кредитор Украины ожидает выводов миссии, работающей сейчас в нашей стране, для принятия дальнейших решений относительно возобновления программы финансирования нашей страны в объеме порядка 15 млрд долл. «По итогам работы будет отдельное заявление», - сказал он.

Президент Украины Виктор Янукович, в свою очередь, сообщил, что наша страна рассчитывает на позитивное решение о выделении нового кредита. При этом он отметил, что Украина выполнила большинство необходимых для этого требований.

Эксперты, в свою очередь, считают, что достигнуть успеха в переговорах с МВФ без повышения цен на газ (одно из ключевых требований МВФ) вполне возможно.

«Вероятно, будет принято компромиссное решение, к примеру, МВФ примет к сведению существенное сокращение (с начала года на 12%) потребления Украиной газа. Кроме того, не последнюю роль здесь играет также и развитие сланцевого газа в Украине, особенно если учесть, что мы это делаем с Америкой. Так что за счет снижения энергопотребления, а также альтернативных источников поставок газа мы действительно можем уменьшить дефицит баланса «Нефтегаза».

Именно на этом базируются требования МВФ, который настоятельно рекомендует нам сократить этот дефицит за счет хотя бы частичного уменьшения разницы в цене на газ для населения и для промышленности», – отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Да и просто механическое повышение цен на газ для населения вряд ли решит проблему убыточности коммунального сектора. «ЖКХ нуждается в глубинном реформировании. И лишь после проведения этих реформ появится смысл поднимать цену на газ для населения», – считает вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко.

Еще одним немаловажным фактом, который позитивным образом повлияет на переговоры с МВФ, безусловно, будет подписание Соглашения об ассоциации и создание Зоны свободной торговли с ЕС. Причем речь идет не только о ресурсах МВФ и других Международных финансовых организаций (Всемирный банк, ЕБРР и другие), но и о повышении кредитного рейтинга страны, а соответственно, удешевлении заемных средств, привлекаемых на внешних рынках.

***
Безусловно, МВФ является важнейшим кредитором для Украины как с точки зрения получения больших кредитных ресурсов под низкий процент, так и повышения инвестиционной привлекательности страны. Возобновление сотрудничества с Фондом – это важный сигнал для инвесторов в надежности и платежеспособности страны.

В то же время уже более двух лет Киев обходится без денег Фонда, и по большому счету, может обходится и далее. Причем все выплаты по кредиты выплачиваются в полном размере и в срок. Так что даже если переговоры о новой программе в очередной раз затянутся, критической опасности для экономики страны это не создаст. А вот грядущие изменения в самом МВФ вряд ли коснутся Украины.

 

Поделиться

Комментарии

1
mashoman156 29.10.2013, 19:34

Газ за 100% предоплату. Новая газовая схема: Россия продаёт и сразу получает деньги, Украина получает газ, Европейцы платят. Возьмите ещё, банкротам всё равно, а России быстрая прибыль.
"Главным кредитором Украины является Россия. Кроме России, сегодня кредитов Украине никто не дает, и если Украина совершает такое экономическое самоубийство, то вряд ли российские банки будут дальше ее кредитовать. Это все ведет к дефолту, к невозможности оплачивать внешний долг и удерживать курс валюты. Ведь такой большой дефицит внешнего баланса, неизбежно наступает и девальвация валюты. Вполне возможна резкая девальвация, в два-три раза", – заявил Глазьев.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях