Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новые ограничения на алкоголь и сигареты — парламент наносит удар

25 октября 2013, 11:00 5
Поделиться

В Верховной Раде готовят «сюпризы» для бизнеса в сфере алкоголя: законодательно разрешить продажу крепких напитков с 21 года и до 22 часов. Ответственность за это нарушение на покупателей почему-то не распространяется.

Сообразили на троих

Трое нардепов из фракции Компартии выступили с новым рацпредложением: увеличить минимальный возраст покупателей горячительных напитков и ограничить время их продажи. Об этом свидетельствует законопроект № 3409 (о защите потребителей табачных и алкогольных изделий).

Таким образом предлагается повысить возрастную планку для любителей табака и «зеленого змея» (с 18 до 21 года). Вместе с возрастными ограничениями вводятся и «ежесуточные»: с 22:00 до 8:00 должен быть запрет на реализацию алкогольных и слабоалкогольных напитков (кроме разлива в местах общественного питания).

Также товарищи коммунисты хотят ужесточить требования к магазинам: продажа табака и алкоголя параллельно с прочими товарами будет запрещена. В случае одобрения проекта спиртные напитки и сигареты смогут реализовывать только специализированные магазины или отдельные секции универмагов. В список запретов попали даже детские игрушки, имитирующие сигареты.

По мнению соавторов проекта, показатели потребления «зеленого змия» составляют реальную угрозу моральному и физическому здоровью нашего народа. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, Украина входит в пятерку стран с наибольшим уровнем потребления алкоголя на душу населения. Такая ситуация вместе с неудовлетворительным состоянием национальной системы здравоохранения приводит к негативным демографическим последствиям, в частности, высокому уровню заболеваемости и смертности.

Учитывая актуальность проблемы, в органах местного самоуправления уже созданы рабочие группы по вопросам оборота алкогольных напитков и табачных изделий (с привлечением криминальной милиции и службы по делам детей управлений МВД). Работа этих групп направлена на принятие оперативных мер по выявлению и предупреждению фактов потребления и продажи алкогольных напитков и табачных изделий в неустановленных местах.

Как удалось выяснить Inpress.ua, субъектами хозяйствования систематически нарушаются требования законодательства относительно оборота алкогольной и табачной продукции. К примеру, только за 9 месяцев этого года, по данным Министерства доходов и сборов, налоговые органы установили 215 фактов продажи несовершеннолетним алкогольных напитков и табачных изделий. В связи с этим было аннулировано 527 лицензий на право продажи, а предпринимателей оштрафовали на 1,5 млн грн.

История одного штрафа

Как же в нынешних условиях осуществляется контроль за продажей алкогольных напитков и табачных изделий со стороны государства?

Во-первых, для осуществления продажи алкогольных напитков и табачных изделий необходимо иметь соответствующие лицензии. Во-вторых, все субъекты хозяйствования можно проверить. Согласно требованиям Налогового кодекса (п. 80.2 НК), фактическая проверка может проводиться на основании решения налоговой службы, оформленного приказом (копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю).

Налоговые проверки проводятся при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: если выявлены нарушения законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, в случае письменного обращения покупателя, нарушения требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки алкогольных напитков и табачных изделий.

Фактические проверки по вопросам соблюдения лицензионных требований осуществляются региональными управлениями Департамента контроля за производством и обращением спирта, входящего в состав Государственной налоговой службы. В случае выявления нарушений принимаются решения о финансовых санкциях или аннулировании лицензий на право розничной торговли.

По действующему законодательству продавцы алкогольных напитков обязаны потребовать от покупателя паспорт или другие документы, подтверждающие его возраст, если возникли сомнения относительно достижения покупателем 18-летнего возраста. Именно здесь и кроется опасность для бизнеса: физиологические особенности отдельного человека далеко не всегда позволяют определить, что ему меньше 18 лет. Возникает вопрос: как защищаться от провокаций с участием несовершеннолетних?

Приведем пример: налоговыми органами в Киевской области были применены финансовые санкции к частному предприятию, которое оштрафовали на 6 800 грн. Такое решение приняли на основании акта проверки соблюдения требований, являющихся обязательными для выполнения при осуществлении оптовой и розничной торговли.

Согласно акту проверки неизвестному лицу продали слабоалкогольный напиток и пачку сигарет в одном магазине, а потом — и в другом. Как выяснилось позже, покупателем была 17-летняя девушка (это установили сотрудники Департамента контроля за производством и обращением спирта). В своих объяснениях продавщица отметила, что сомнений относительно возраста лица, проводившего покупку, у нее не возникало, поскольку девушка выглядела как достаточно взрослая дама.

Но на этот факт проверяющие не обратили никакого внимание. В итоге оба магазина, относящиеся к одному частному предприятию, были вынужден уплатить назначенный штраф, т. е. по 6 800 грн.

Спорные моменты в законе

Получая «алкогольный» штраф, предприниматели не всегда являются прямыми нарушителями Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».

Так в статье 15-3 Закона черным по белому написано: «Продавец… алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых или табачных изделий обязан получить у покупателя… паспорт или другие документы, подтверждающие возраст такого покупателя, если у продавца возникли сомнения относительно достижения покупателем 18-летнего возраста».

Аналогичная позиция изложена и в юридической практике по данному вопросу, в частности, в постановлении Высшего административного суда (от 02.02.2012г., дело № К-38337/10): в нем указано, что суды предыдущих инстанций исходили из требований ст. 15-3 Закона, касающихся обязанностей продавца потребовать паспорт лишь в случае возникновения сомнения относительно возраста покупателя.

Таким образом, «антиалкогольные» требования распространяются только на лицо, возраст которого вызывает сомнение со стороны продавца. При этом Закон не требует обязательного требования паспортных данных или других документов, удостоверяющих личность.

Еще одна проблема кроется в решении вопроса, касающегося размера административных наказаний субъектов хозяйственной деятельности. Сами налоговые органы утверждают, что штрафные санкции в размере 6 800 грн применяются независимо от количества нарушений, зафиксированных в акте проверки.

Такая же позиция изложена в письме Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (от 05.09.2012г., № 3126/0/20-12): «независимо от количества и вида товаров, факт продажи которых зафиксирован в акте проверки, на предприятие должна применяться финансовая санкция в размере 6 800 грн».

Разумеется, за продажу несовершеннолетним алкогольных и табачных изделий гладить продавцов по головке не стоит. Но этот вопрос необходимо решать на законодательном уровне, а не созданием провокационных ситуаций.

Очевидно, в предложенном коммунистами законопроекте № 3409 следует учесть и этот нюанс. Также нужно поставить вопрос о привлечении несовершеннолетних к ответственности за покупку алкоголя и табачных изделий. А то ведь получается, что крайним всегда оказывается продавец.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях