Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украина имеет тысячелетние традиции экспорта зерна, — Палий

23 октября 2013, 15:16 0
Поделиться

На днях вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул произвел экспериментальный запуск нового зерноперегрузочного комплекса ООО «Бруклин-Киев» в Одесском морском торговом порту. Он оснащен высокопроизводительной техникой ведущих европейских производителей, подъемно-транспортным оборудованием и судопогрузочной машиной, эффективность работы которых в несколько раз выше существующих аналогов, а инвестиции в объект составили около 1 млрд грн. Информационно-аналитический портал Inpress.ua спросил у экспертов, насколько важно создавать такие терминалы в Украине.

Президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко заявил, что нашей стране необходимо наращивать мощности по хранению зерна.

«15 лет назад Украина производила 25 млн. тонн зерна, сегодня — 60. Это больше чем в два раза. У нас потенциал примерно такой — я думаю, что череp 10-15 лет мы будем производить 120 млн тонн. Если мы выйдем на эти урожайности, значит нужно наращивать в два раза мощности по хранению зерна на территории Украины и нужно в два раза увеличивать мощности по экспорту — отметил наш собеседник. — Поэтому если кто-то выделяет такие деньги, имеет какие-то проекты, связанные с инфраструктурой, это, безусловно, можно только приветствовать, этим нужно заниматься. У нас целый ряд зернотрейдеров заняты сейчас тем, что строят новые элеваторы и хотят построить еще. Сейчас подготовка идет, и это правильно».

На его взгляд, можно уже говорить, что Украина закрепляется как мировой поставщик зерна.

«Украина в этом году займет второе место в мире по экспорту зерна после США. Это колоссальный результат. Он достигнут в результате работы производителя, экспортеров и всей инфраструктуры и правительства за последние 15 лет. Второе место в мире — это уникальное достижение. И мы будем двигаться дальше».

Эксперт Александр Палий заметил, что лидирующие позиции Украиной в экспорте зерновых были заняты еще несколько тысячелетий назад.

«Украина в этом году, скорее всего, выйдет на второе место по экспорту зерновых, то есть займет свое законное место, которое Украина занимает уже где-то 3 тыс. лет. Например, 2.5 тыс. лет назад Украина, территория Украины, была главным поставщиком зерна в Грецию — еще тогда, во времена античности, и это постоянно продолжалось. При Российской империи 70% всего имперского зерна, которое шло на экспорт, было украинским зерном, то есть основная часть.

Такая же ситуация на сегодняшний день, абсолютно аналогичная, обусловленная привычками общества работать на земле и, собственно говоря, качеством производства. И конечно, нужны терминалы, если мы говорим, что урожайность может быть повышена, мы получим увеличение объемов еще в несколько раз. Это потенциал огромный, и Украина имеет достаточно развитую систему этих экспортных возможностей сейчас. Но, конечно же, их нужно расширять на будущее», — заявил наш собеседник.

Он также подчеркнул, что необходимо добиться демонополизации рынка зерна.

«Здесь важно не только, чтобы эти терминалы были построены под госгарантии, но и чтобы была максимальная их демонополизация. Потому что у нас на сегодняшний день складывается такая ситуация, что рынок монополизируется — этот рынок, и это не всегда хорошо и для самих систем, потому что им предлагают слишком конкурентные цены. То есть достаточно большая маржа.

Поэтому, если государство строит терминал, то было бы эффективно строить многие частные терминалы — то есть пустить максимальную конкуренцию в эту сферу, чтобы не тратить государственные деньги. А во-вторых, демонополизировать этот рынок, его монополизация в конечном итоге вредит и производителю, и стране. Поэтому трудно сказать, насколько это эффективное решение. Возможно и госинвестиции, и инвестиции под госгарантии, но мне кажется, что основной акцент должен делаться на поощрении частных инвестиций, тем более, что у государства не слишком много денег», — резюмировал Палий.

Напомним, вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул произвел экспериментальный запуск нового зерноперегрузочного комплекса ООО «Бруклин-Киев» в Одесском морском торговом порту (ОМТП). Строительство нового зернового терминала осуществлялось в рамках совместного инвестиционного проекта Администрации морских портов Украины (АМПУ), Одесского порта и совместной украинско-британской компании «Бруклин-Киев».

«Надеюсь, что в следующий сезон мы войдем со всем комплексом», — сказал Вилкул.

На первом этапе емкость терминала составит 70 тыс. тонн. Всего строительство предусматривает три этапа, по окончании которых комплекс будет состоять из 33 емкостей на 241 тыс. тонн зерна. Также комплекс располагает причалом длиной 254 м и глубиной у причальной стенки 13,5 м. Это позволит грузить зерно на суда класса panamax грузоподъемностью до 60 тыс. тонн. До этого такой возможности не было.

Как ранее сообщал Inpress.ua, первая очередь зерноперевалочного комплекса компании «Бруклин-Киев», одного из ведущих стивидоров Одесского морского торгового порта (ОМТП), начала работу на Андросовском молу в ОМТП.

По результатам встречи российского и украинского премьеров 15 октября Киев и Москва подписали договоренности о создании Причерноморского зернового пула. Сотрудничество Украины, России и Казахстана в агросекторе трудно переоценить: для нашей страны, крупнейшего импортера Европы, открываются новые рынки. А создание новых логистических и маркетинговых цепочек пойдет на пользу аграриям трех стран.

Напомним, что Украина продолжает занимать лидирующие позиции в мировом экспорте зерновых — госкомпания получила официальный статус партнера продовольственной программы ООН, чем обеспечила себе доступ к новым каналам сбыта зерна.

Отметим также, что украинская судостроительная и портовая отрасль также готовится приступить к работе в программе государственно-частного партнерства. Для этого украинские порты готовят технико-экономические обоснования с целью привлечения инвестиций. Это позволит вывести сектор на новый производственный уровень, существенно поднять объемы выгрузки-погрузки, наладить высокий уровень инфраструктуры и хорошо пополнить казну.

Таким образом, украинские порты дорабатывают технико-экономические обоснования (ТЭО) потенциальных инвестиционных проектов для проведения концессионных конкурсов. Об этом сообщил заместитель министра инфраструктуры Украины Дмитрий Демидович.

«Сегодня порты готовят технико-экономические обоснования для проведения концессионных конкурсов. В частности, уже подготовлено ТЭО портом «Южный», готовится соответствующая документация Бердянским, Мариупольским и Ильичевским портами, есть предложения у Одесского порта. Таким образом, в следующем году мы уже сможем провести первый конкурс и привлечь в украинские порты инвесторов на условиях концессии», — заявил Дмитрий Демидович.

О том, что хлеб это не только жизнь, но и война (за мировое лидерство в его производстве), читайте в материале Нурислама Зубаирова «Хлебные войны: эпизод 2. Призрак зернового пула» и Виктора Кувалдина «Мировой рынок зерна – новые возможности для Украины».

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях