Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Всеобщее декларирование – население поставят на учет

18 октября 2013, 11:00 1
Поделиться

Даже невооруженным глазом можно увидеть, что Министерство доходов и сборов стало практически главным ньюсмейкером в части различных сенсационных инициатив. Одной из таковых можно признать идею всеобщего декларирования населением своих доходов.

Бой с «тенью»

О наличии такой идеи стало известно еще осенью прошлого года, но до настоящего времени соответствующий законопроект все еще находится на стадии разработки. Его первоначальную версию хотели представить уже в сентябре, но в средине месяца глава Миндоходов Александр Клименко сказал, что он будет вынесен на общественное обсуждение до конца текущего года.

В настоящее время подавать декларацию о доходах нужно при любых фактах получения дохода от других частных лиц или нерезидентов, которые не имеют статуса субъекта предпринимательской деятельности (иными словами, в случаях подработок), при работе на нескольких работодателей, при годовом доходе свыше 120 минимальных зарплат (в 2012 году – 128,7 тыс. грн) и наличии иностранных доходов.

Разумеется, что Украина не является первопроходцем во всеобщем декларировании. По словам юриста юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Виктора Сурника, декларирование доходов всех граждан как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия «теневой» экономике применяется в Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Италии, Швейцарии, Чехии и др.

Кроме европейских государств, существуют примеры стран постсоветского пространства, которые стоят на пути внедрения декларирования доходов всех граждан. Например, Налоговый комитет Казахстана предлагает поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов, а затем и декларирование расходов.

В Миндоходов при разработке системы всеобщего декларирования доходов населения изучили мировой опыт, но в ведомстве обещают разработать в сотрудничестве с иностранными консультантами «собственную модель», не копируя ничью систему. К слову сказать, в подготовке законопроекта участвуют эксперты международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers.

Безусловно, данная инициатива не лишена смысла. В Миндоходов рассчитывают, что это станет эффективным методом борьбы не только с «теневыми» доходами (оборот которых, по некоторым данным, достигает 150 млрд грн), но и с коррупцией.

Вместе с тем, по словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, легализации зарплаты можно добиться, только если полученные Миндоходов декларации физлиц будут проходить камеральную проверку на предмет соответствия их данных с информацией, которые подают юридические лица.

Обратной стороной медали является то, что бороться с «теневыми» доходами путем декларировании малоэффективно, ведь в декларациях не будут отражать нелегальные поступления.

«Если доходы получены наличными средствами, то, как правило, их никто не декларирует. Поэтому введение общеобязательного декларирования доходов может существенно не повлиять на легализацию «теневых» зарплат, если они и дальше будут выплачиваться в конвертах наличными деньгами», — говорит советник правовой группы «Павленко и Побережнюк» Валерия Тарасенко.

В этой связи финансовый эксперт Анатолий Заика отмечает, что наряду с декларированием доходов правительству целесообразно было бы ввести и декларирование расходов. Впрочем, в этом вопросе много нюансов.

«В развитых странах нет такого понятия, как декларирование расходов, там есть только декларирование доходов физических лиц. Но, и это самое главное, контролирующие органы стран ЕС сравнивают задекларированные доходы и дорогие покупки физического лица за отчетный период. Если имеет место большая разница между доходами и расходами, то это является основаниям для начала проверки законности получения доходов тем или иным лицом.

Такого рода проверки касаются, прежде всего, госслужащих и политиков, именно их доходы и расходы подвергаются самой дотошной проверке и анализу. Что же касается простых граждан, то проверка их доходов и расходов осуществляется в странах ЕС только выборочно или если имеет место письменное заявление от заинтересованных лиц на необходимость проверить доходы и расходы конкретного физлица», – рассказывает Александр Охрименко.

Важно также учитывать и то, что многие активы госслужащих высшего ранга и народных депутатов записаны на их родных и близких. Кроме того, никто не мешает записывать свои активы на фирмы, проживать в шикарных домах по полуфиктивным договорам найма и т. д. По некоторым сведениям, Миндоходов планирует сверять доходы с расходами, но пока не совсем ясно, как будет работать этот механизм.

Впрочем, как отмечает Александр Охрименко, в законопроекте такие функции не будут предоставляться Миндоходов, и, соответственно, такого рода проверки не допускаются, за исключением госслужащих, чьи доходы и расходы (согласно действующему законодательству) имеют право проверять контролирующие органы.

В соответствии с требованиями Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» госслужащие высшего ранга и народные депутаты подают декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, но вряд ли кто-то вспомнит громкие дела, которые «всплывали» по итогам проверок деклараций власть имущих.

Также неясно, какие санкции будут налагаться за предоставление недостоверных данных (не исключен вариант переходного периода, в период действия которого сумма штрафов за несвоевременную подачу декларации или неуплату должна быть минимальной или вовсе не применяться). Впрочем, штрафы могут «дисциплинировать» декларантов.

«В связи с тем, что в Украине не очень высокая «налоговая культура», необходимо внедрение штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов и за несвоевременное представление декларации, исключительно для того, чтобы дисциплинировать граждан. То есть разработать шкалу штрафных санкций в зависимости от того, на сколько человек просрочил срок подачи декларации», – предлагает Виктор Сурник.

Кроме того, декларирование - только один из элементов борьбы с «тенизацией» экономики, и от него слабо зависит, как будет работать вся система. Впрочем, в Миндоходов под этот «шумок» могут организовать что-то вроде амнистии капиталов, но подобные усилия в Украине, предпринятые в минувшие годы, особого эффекта не имели.

Технологические загвоздки

В настоящее время в Миндоходов уже отработали процесс электронного декларирования с юридическими лицами, создали сеть центров обслуживания налогоплательщиков, но для обработки такого огромного количества деклараций (максимальное число - примерно 30 млн) ведомству, как минимум, придется увеличить штат.

Отметим, что в 2012 году было подано почти 665 тыс. деклараций на общую сумму 48,7 млрд грн (плюс 11 млрд грн к 2011 году). Следует отметить, что пункт, согласно которому всеобщему декларированию будут подлежать лишь доходы граждан, имеющих несколько их источников (сюда в теории попадают и работающие пенсионеры), существенно сужает круг потенциальных декларантов.

Несколько смягчить нехватку кадров может подача деклараций в электронном виде, но количество электронных цифровых подписей (ЭЦП) в стране пока оставляет желать лучшего.

По данным Миндоходов, за I полугодие текущего года 231,1 тыс. физлиц получили 269,1 тыс. бесплатных электронных ключей цифровой подписи. В 2012 году около 100 тыс. чел. получили 131,4 тыс. таких подписей.

Стало быть, пока всего несколько процентов от населения, которое подпадает под декларирование, могут сделать это через интернет (в 2012 году такой возможностью воспользовались всего 198 тыс. чел. из 665 тыс. подавших декларации), хотя такая возможность существует с 1 января 2013 года (для этого необходимо воспользоваться соответствующим сервисом на веб-портале Миндоходов или отправить декларацию по электронной почте). Сама ЭЦП выдается бесплатно.

Кроме того, дополнительно нужна интеграция с различными базами данных госорганов (владельцев авто, недвижимости и т. д.), что позволило бы проверять поданные сведения в автоматическом, а не в ручном режиме. Но такой полной интеграции пока нет…

Скорее за, чем против

Если свести воедино все плюсы системы всеобщего декларирования, то получим следующую картину:

  • декларировать будут только имеющие несколько источников доходов;
  • поэтапность внедрения на протяжении нескольких лет (исходя из западной практики для перехода ко всеобщему декларированию понадобится 3-5 лет);
  • получение дополнительных доходов в бюджет посредством легализации зарплат;
  • установление более четкой системы «социальной справедливости» (декларанты должны быть уверены, что подают свои ведомости о доходах все, в т. ч. госчиновники);
  • повышение «гражданского контроля» за эффективностью бюджетных расходов (налогоплательщики захотят больше знать, как расходуются их налоги);
  • повышение уровня финансовой грамотности населения;
  • более свободный доступ граждан к банковским кредитам (по причине «официализации» зарплаты).

Эксперты отмечают, что в части декларирования доходов населением нужно сломать постсоветский психологический фактор и повысить уровень информированности.

«Первое: мы должны осознавать и четко понимать, что советское прошлое отразилось на психологии людей, которые не знали, что надо декларировать и оплачивать налоги, — за них все делало государство. Предложение Миндоходов имеет право на жизнь, и оно будет реализовано, но в определенной перспективе — не меньше, чем год-полтора, чтоб были первые ощутимые результаты. А полноценный эффект мы почувствуем куда позже, через пять и более лет», — отмечает Анатолий Заика.

Европейским странам понадобилось от 3 до 5 лет, а в США - еще больше времени для внедрения системы общеобязательного декларирования.

В свою очередь исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук подчеркивает, что всеобщее декларирование доходов выгодно самим «пересичным» украинцам.

«Украинцы будут самостоятельно платить налоги, заполнять налоговые декларации, а за этим следует понимание, сколько ты заплатил налогов. То есть когда человек услышит, что где-то неэффективно потратили бюджетные деньги, его, как и на Западе, возмутит этот факт. И он будет предъявлять претензии как налогоплательщик. Постепенно мы будем приходить к культуре налогоплательщиков», — добавил он.

В то же время при внедрении общего декларирования Миндоходов может столкнуться с такими проблемами:

  • массовое обращение декларантов в налоговые инспекции (электронная подача пока мало распространена);
  • необходимость ломки психологии подателей деклараций, которые впервые столкнутся с такой тотальной практикой;
  • недостаточный уровень информированности населения.

Управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман отмечает, что уровень финансовой грамотности, особенно пожилых людей, может помешать реализации данной инициативы.

«Сколько часов уйдет на заполнение деклараций — посадить всю страну их заполнять, чтобы полуграмотные, финансово необразованные люди заполняли декларации — это неправильно. Я бы сначала внедрил в школах уроки экономики и научил бы школьников заполнять декларацию. А сейчас заставить 50-60-летних людей осваивать эту науку — это печально», — отмечает эксперт.

Следствием низкой финграмотности будет и низкое использование подачи деклараций через интернет. Это угрожает тем, что все равно многие украинцы будут обращаться в «органы» лично, создавая длинные очереди.

Как видим, у очередной идеи Миндоходов есть и плюсы и минусы. Последние, в основном, вытекают из ее новизны для Украины, а первые, безусловно, связаны с «официализацией» доходов населения, которой можно добиться не только подачей деклараций, но и повышением общей налоговой культуры наших сограждан.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях