Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новые правила от налоговой: бизнес на старт

11 октября 2013, 11:00 0
Поделиться

В новом 2014 году начнется новый порядок открытия бизнеса: начиная с первого января, субъекты хозяйствования смогут подавать заявления на регистрацию плательщиками единого налога и НДС вместе с регистрационной карточкой. Эти данные (в отсканированном виде) госрегистратор будет передавать в налоговые органы.

Ради блага и Нацплана

Грядущие нововведения предусмотрены двумя законами, подписанными на днях президентом: об изменениях, касающихся госрегистрации налогоплательщиков (№441-VII) и Налогового кодекса (№443-VII).

Эти «ноу-хау» разработаны украинским правительством для успешного выполнения Национального плана действий по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы: «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

Главное достоинство принятых документов — экономия времени для подачи заявления о регистрации плательщиком НДС, а также упрощение и удешевление процедуры открытия бизнеса для субъектов хозяйствования.

В будущем налоговики планируют вообще отказаться от свидетельства плательщика НДС: его обещают заменить выпиской из соответствующего реестра. Сразу же после регистрации данные о плательщике будут публиковаться на сайте Министерства доходов, к которому предприниматели будут иметь свободный и, разумеется, бесплатный доступ.

Выписки из госреестра можно будет предоставлять (заказывать и получать) государственным органам и контрагентам в электронном виде. При этом каждый предприниматель получит право быть плательщиком единого налога с момента регистрации (если он не является плательщиком НДС).

Проще говоря, со следующего года процедуры открытия бизнеса значительно упростятся. Будущему предпринимателю не нужно будет тратить время на поклонение перед мытарями.

«Пряник» без «кнута» не «пряник»

Для предпринимателей также предусматривается возможность подачи заявления о добровольной регистрации как плательщика НДС и (или) избрании упрощенной системы налогообложения.

Такое заявление подается как приложение к регистрационной карточке (представляемой для проведения госрегистрации юридического или физического лица). В налоговую одновременно со сведениями регистрационной карточки передается электронная копия указанного заявления, изготовленная путем сканирования.

Однако (по закону жанра) вместе с этим «пряником» бизнесу уготован и «кнут» в виде увеличения контроля над всеми субъектами хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствует анализ Закона №441-VII.

Согласно новым правилам, в список ведомостей единого госреестра вносится ряд документов: дата подачи заявления об избрании упрощенной системы налогообложения, налоговый адрес предприятия, место осуществления хоздеятельности, выбранная группа плательщиков единого налога, дата отправки электронной копии заявления в орган доходов и сборов (если такое заявление подано как дополнение к регистрационной карточке).

Кроме того, в госреестре будет учитываться дата подачи регистрационного заявления (о добровольной регистрации как плательщика НДС), дата отправки электронной копии такого заявления в орган доходов и сборов (если такое заявление подано как дополнение к регистрационной карточке).

Вопросы для Кодекса

Одновременно со вступлением в силу Закона №441-VII начнут действовать и новые изменения, внесенные в Налоговый кодекс (Закон №443-VII). По сути, в НК вносятся дополнения, связанные с изменением госрегистрации налогоплательщиков: предприниматели, заключившие с контролирующими органами договор о признании электронных документов, могут подать регистрационное заявление средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц (в порядке, определенном законодательством).

Заявление о добровольной регистрации плательщика налога может быть подано как приложение к регистрационной карточке (представляемой для проведения госрегистрации). Также новые нормы НК предусматривают, что электронная копия заявления передается госрегистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями из регистрационной карточки.

Несмотря на «плюсы», новый документ имеет ряд недостатков. Так, например, в измененном Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос: какие именно основания должны указываться для добровольной регистрации плательщиков НДС? Ведь, по смыслу НК получается, что фактически любое лицо может добровольно зарегистрироваться как плательщик такого налога.

Также следует обратить внимание на появление «разновекторности» между Налоговым кодексом и Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей».

Так, согласно норм НК, заявление о добровольной регистрации (как плательщика НДС) подается для регистрации юридического лица или предпринимателя не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода (с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС и иметь право на налоговый кредит и выписку накладных).

Однако Закон о госрегистрации не регламентирует сроков представления соответствующих документов для проведения таких процедур. То есть он должен быть согласован с требованиями НК относительно сроков представления документов госрегистратору (в случае добровольной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость).

Судя по всему, народные избранники малость не достарались. В итоге «сработала» известная русская пословица: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Как удалось выяснить Inpress.ua, парламентарии не учли замечания «своего» органа – главного научно-экспертного управления (ГНЭУ), которое указало на упомянутые «нестыковки» между двумя законами.

По мнению ГНЭУ, в госреестр логично было бы включить не электронные копии заявлений, а лишь определенные сведения: дату подачи, наименование юридического лица или имя предпринимателя, выбранную группу плательщиков (что соответствовало бы требованиям Закона о госрегистрации).

Продолжение следует…

Новый порядок устраняет несправедливость в отношении тех налогоплательщиков, которые воспользовались упрощенным режимом для развития своего бизнеса, а также тех, которые нашли невыгодным для себя использование упрощенного режима (из-за ограничений на перенос убытков и наличия минимального налога).

К сожалению, в нынешних условиях существует немало животрепещущих проблем, связанных с непростыми отношениями между бизнесом и налоговиками. Возможно поэтому в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект №3256: в этом документе предлагается отменить 87 (!) различных разрешительных документов и норм, которыми родное до боли государство регулирует предпринимательскую деятельность.

Прогнозы и предложения

Процессы, связанные с упрощением и использование налогов с различной базой (в качестве альтернативы один другому) всегда сопряжены с рядом проблем. Они возникают и при замене одного налога другим.

Даже в тех случаях, когда приведенная стоимость налоговых обязательств одинакова для двух налогов, временная траектория поступления налоговых платежей может существенно различаться. Тогда возможно либо сокращение налоговых обязательств налогоплательщика, либо их увеличение. Нежелательны оба варианта: первый – с точки зрения доходов бюджета, второй – с точки зрения сокращения средств налогоплательщика, даже если это сокращение временное.

Кроме того, изменение порядка определения налоговой базы (если не приняты специальные корректирующие меры) может привести к повторному налогообложению одних и тех же сумм или выпадению их из налогообложения вообще. Если налогоплательщик имеет право самостоятельно выбирать, какой режим он будет применять, то выбор момента смены режима будет производиться с учетом возможности уменьшить суммы уплачиваемых налогов.

Следует, однако принимать во внимание, что идеальных налоговых режимов не бывает, и тем более решение проблемы взаимодействия различных режимов при их одновременном применении не может быть абсолютным.

Даже ценой избыточных усложнений (порождающих значительные издержки, связанные с уплатой налогов и их администрированием) трудно исключить все несоответствия, возникающие при одновременном применении налогов или при переходе с одного режима на другой.

Учитывая стратегически важную роль бизнеса, поддержка малых и средних предприятий должна иметь статус целевой государственной программы, подкрепленной не только контролем налоговиков, но и необходимым финансированием из госбюджета. Главная задача государственной политики в этом плане заключается в реализации потенциальных возможностей предпринимателей (чтобы их активность способствовала подъему экономики как отдельных регионов, так и всей страны в целом).

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях