Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украина и Россия договорились — Европа не останется без газа

9 октября 2013, 11:00 0
Поделиться

8 октября 2013 года Президент России Владимир Путин заявил, что «Газпром» с его ведома согласился снизить до 260 долл. за тыс. куб. м цену на газ, который Украина закачивает в свои подземные хранилища. «Когда цена на газ для Украины была совсем недавно 400, а сейчас упала до 380-390 долл., мы сделали скидку для закачки в ПХГ», — сказал он.

Скидка и транзит — цена вопроса

Безусловно, скидка на газ — это приятная новость для нашей страны. Однако говорил Путин не только о скидке, но и о проблемах, которые могут возникнуть в торговле двух стран после подписания Киевом Соглашения об ассоциации с ЕС.

«У нас достаточно большая разница в уровне таможенной защиты своих рынков с Украиной, и если Украина, а к этому все и идет, и дальше понизит уровень защиты своей таможенной территории (речь идет о присоединении Украины к ЗСТ с ЕС, — Inpress.ua), то нам придется принимать защитные меры, но это должны быть меры в рамках ВТО», — сказал президент РФ.

Ранее же российские чиновники и политики неоднократно заявляли, что присоединение Украины к Таможенному союзу принесет существенное снижение цены на газпромовское голубое топливо.

И все же, что на самом деле стоит за решением пусть временно и для определенных объемов снизить цену на газ для Украины?

По мнению директора энергетических программ Центра «Номос» Михаила Гончара, никакой лояльности России здесь нет. «Это «Газпром» сам себе помогает на зимний период, потому что согласно действующим контрактам «Газпрома» именно он де-юре и де-факто несет всю полноту ответственности за бесперебойность транспортировки газа в Европу.

«Нафтогаз» Украины юридически никак не причастен к этим контрактам. Поэтому и были переживания «Газпрома» по поводу того, что газа в газохранилищах Украины, мол, не хватает. Вот. Им следовало разместить свой газ, а они это дело проигнорировали, пытаясь подтолкнуть украинскую сторону к закупке соответствующих объемов газа. Они называли цифру 5 млрд долл. дополнительно», — поясняет эксперт.

Как бы то ни было, но сторонам удалось достигнуть приемлемого и взаимовыгодного компромисса, считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

«Это соответствует как интересам Украины, потому что она меньше платит за природный газ, так как испытывает дефицит средств, так и России, потому что она получит достаточные гарантии того, что транзит не будет сорван и в полных объемах осуществится на протяжении всего зимнего сезона 2013-2014 годов», — отметил он.

Вместе с тем Гончар призывает не преувеличивать добрые намерения Москвы. «Путин подает это как некую благотворительность со стороны России. На самом деле они спасают свое положение. Это, во-первых. Во-вторых, они очень не уверены, что не повторится ситуация конца января — начала февраля 2012 года, когда «Газпром» оказался не способен на пике холодов удовлетворить потребность европейских клиентов в газе. Никто же не знает, насколько холодной будет зима. Поэтому они прилагают усилия к тому, чтобы быть надежными партнерами для европейцев», — поясняет эксперт свою позицию.

К слову сказать, в последнее время Украиной и Россией шли споры о том, сколько газа нужно закачать в ПХГ. В то время как Киев утверждал, что для бесперебойного транзита российского газа будет достаточно 14 млрд м3, Москва настаивала на 19 млрд м3. В итоге «Нафтогаз» пошел на встречу партнерам.

Компромисс достигнут и можно праздновать пусть небольшую, но победу! Но вот только неразрешенной остается проблема падения объемов транзита российского газа через территорию нашей страны.

Тенденции, однако…

Примечательно, что объем транзита по украинской «трубе» снижается уже последние несколько лет. Если в 2011 году через нее было прокачано 104,2 млрд м3, то в 2012 — 84,2 млрд м3 газа.

В январе-августе 2013 года транзит природного газа по территории Украины в страны Европы и СНГ сократился до 54,4 млрд м3, хотя, согласно транзитному контракту от 19 января 2009 года, российский Газпром должен прокачивать через территорию Украины 110 млрд м3 газа в год.

Украинская ГТС выполняет две роли: транзитную и обеспечения функционирования внутреннего рынка газа. Причем выполнять эти роли по отдельности ей не удастся. При загрузке «трубы» транзитным газом в объеме менее 40 млрд м3 в год, восточные регионы Украины могут столкнуться с нехваткой топлива. В результате, Украине предстоит решить весьма непростую задачу — не только сохранить прибыль от самого транзита, а и не оставить без газа своих же граждан.

Сегодня Россия поставляет газ в страны Европы по нескольким направлениям. Так, по газопроводу Ямал-Европа (проектная мощность 32,9 млрд м3 в год), через украинскую ГТС (39,8 тыс. км, пропускная способность на входе — 288, на выходе — 178,5 млрд м3), а также по двум ниткам Северного потока (пропускная способность — 55 млрд м3).

Проектная мощность Южного потока, который начали строить в конце 2012 года, должна составить 63 млрд м3 в год. В случае же сооружения газопровода Ямал — Европа-2, (проект существует пока лишь на уровне заявлений), общие транзитные мощности из России в Европу составят 387 млрд м3 в год. Оправдано ли это с учетом ежегодного объема импорта «голубого топлива» в страны ЕС на уровне 140-150 млрд м3 долго рассуждать не приходится — в этом случае «Газпром» явно работает на перспективу.

Впрочем, эксперты не склонны драматизировать складывающуюся ситуацию. Например, член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский отмечает, что в условиях снижения цен на газ в странах ЕС российская монополия будет вынуждена экономить на лишенных экономического смысла проектах обходных газопроводов.

«Это играет на руку Украине — в этих условиях нам проще договориться о пересмотре цен на газ для страны в обмен на создание трехстороннего газотранспортного консорциума, который бы управлял украинской ГТС», — вторит ему глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.

Несмотря на внушительное количество труб, полностью отказаться от украинского транзита в ближайшие годы «Газпром» не сможет. Стоит отметить также, что в сокращении объемов прокачки российского голубого топлива через украинскую ГТС лежит не только политэкономическая деятельность России, а и рыночная конъюнктура.

Так, в последнее время в силу многих факторов европейские страны прибегли ко всевозможным вариантам диверсификации источников импортаприродного газа. Речь идет о наращивании поставок из Норвегии, строительстве СПГ-терминалов и начале реализации множества проектов по добыче нетрадиционного (сланцевого) газа.

Однако, по оценкам специалистов, к 2030 году потребность Европы в природном газе возрастет на 25%, причем 80% всего «голубого топлива» планируется импортировать. Посему Украине не стоит терять время и постараться как можно выгоднее для себя использовать сегодня и в будущем потенциал отечественной ГТС.

Украинская ГТС

Консорциум для трубы… с Европой

Для того, чтобы транзитный газ шел из России в Европу именно по украинской трубе, Украине как транзитной стороне необходимо заинтересовать в этом и поставщика в лице «Газпрома», и компании-потребители в странах ЕС.

Выгода, которую получат европейцы, очевидна: вложить деньги (по предварительным оценкам, около 5 млрд долл.) в модернизацию украинской ГТС дешевле, чем участвовать в финансировании «Южного Потока» (ориентировочная стоимость проекта — 39 млрд долл.). Кроме того, украинская «труба» имеет ветки, соединяющие ее с третьими по объему в мире подземными хранилищами газа (ПХГ). Именно ПХГ играют столь важную роль для обеспечения бесперебойности поставок в период зимних холодов.

«Газпром» же активно лоббирует в Европе строительство газопроводов в обход Украины. Поэтому актуальным сегодня остается вопрос, как не допустить превращения отечественной ГТС в металлолом. Во избежание этого крайне невыгодного для Украины сценария, необходим определенный гарантированный объем прокачки газа Газпромом к европейским потребителям.

Важно отметить, что Россия готова его предоставить (минимум 60 млрд м3 газа в год) вместе со скидкой на газ в обмен на активизацию восточного вектора интеграции. Но в начале осени украинское руководство уже сделало выбор между ЕС и Таможенным союзом (России, Беларуси и Казахстана) в пользу евроинтеграции.

Представительство ЕС в Украине неоднократно заявляло, что, оставляя за Киевом право на проведение суверенной внешней политики, Брюссель готов стать третьим участником газотранспортного консорциума по управлению нашей ГТС.

При этом Евросоюз, как конечного потребителя, интересует прозрачность создаваемых структур и их соответствие обязательствам Украины как члена Европейского энергетического сообщества. Последний тезис особенно важный на фоне недавнего европейского выбора Украины.

Не секрет, что европейское «газовое» законодательство стремится обеспечить недискриминационный доступ к сетям транспортировки газа. Поэтому в Европе никто, будучи грузоотправителем (продавцом), одновременно не может быть оператором транспортной системы (владельцем ГТС или управляющей транспортной компанией).

На сегодняшний день ситуация в транзитных отношениях с Европой и Россией иная: Украина в лице НАК «Нефтегаз Украины» является лишь собственником своей «трубы» (непосредственное управление трубой осуществляет дочерняя компания «Нефтегаза» ПАО «Укртрансгаз»), в то время, как одновременно и грузоотправителем, и оператором выступает «Газпром».

Так как Украина явно предпочла евроинтеграционный вектор внешней политики, существующую схему эксплуатации украинской «трубы» необходимо будет привести в соответствие с нормами европейского же «газового» законодательства.

Согласно же этим нормам «Укртрансгаз» должен будет стать так называемым independent transmission operator — независимым оператором по транспортировке, по аналогии с польским GAZ System. В дальнейшем потребителям российского газа и газооператорам необходимо будет пересмотреть контракты с «Газпромом», согласно которым газ будет покупаться на границе Украина — РФ.

Стоит напомнить, что в конце прошлого года российский посол в Украине Михаил Зурабов сообщал, что Украина и Россия практически договорились о двустороннем формате консорциума. Однако уже летом 2013-го глава «Газпрома» Алексей Миллер проинформировал об приостановке переговоров о консорциуме. Причиной якобы стало непринятие Верховной Радой законопроектов, позволяющих приватизацию газотранспортной инфраструктуры.

И вот совсем недавно украинский вице-премьер Юрий Бойко, который непосредственно принимал участие в газовых переговорах, пояснил в эфире национального телеканала их нюансы.

В частности, он объяснил, что те модели, которые предлагала российская сторона, противоречили директивам Президента Украины Виктора Януковича. Так, среди установок главы украинского государства было не принимать так называемый «белорусский вариант», в результате которого Украина через несколько лет могла бы полностью потерять контроль над своей ГТС.

На сегодня позиция украинского руководства, в частности Президента Януковича, ясна: украинская ГТС должна оставаться в государственной собственности, но возможна передача ее в аренду. К тому же украинское законодательство запрещает отчуждение «трубы» у государства, а изменение этой нормы на фоне европейского выбора Украины на сегодняшний день пока выглядит маловероятно.

Газовая независимость. По-европейски

Нежеланием разделять функции (и, соответственно, денежные потоки), а также уступать Украине транспортную выручку, а главное — контроль за газопотоками как раз и объясняется былое требование к Украине с российской стороны выйти из Европейского Энергетического сообщества и отказаться от внедрения европейских правил игры, т.е. Первого и Второго энергопакетов.

В таких условиях европейский вектор внешней политики выгоден для газового сектора Украины в целом и «трубы» в частности, ведь тогда Украина будет получать большую экономическую выгоду от нее. Останется только переубедить Европу вкладывать деньги в модернизацию украинской ГТС, а не раскошеливаться на дорогостоящие обходные газопроводы, суть создания которых в большей степени лежит лишь в политической плоскости.

Вкладывать же деньги в украинскую «трубу» страны ЕС уже готовы. Для запуска процесса Украине уже сегодня необходимо реорганизовывать рынок газа по европейским стандартам и более настойчиво требовать у Европы выполнения ее заявлений на практике.

Вопрос цены на «газпромовский» газ в таком случае придется решать отдельно, и самым выгодным шагом является постепенная ликвидация газовой зависимости от России путем диверсификации поставок «голубого топлива», наращивания внутренней добычи и внедрения энергосберегающих технологий.

Таким образом, вероятность создания двухстороннего (украино-российского) консорциума по управлению нашей ГТС на сегодня практически сведена к нулю. Будущее же его трехстороннего формата зависит от украинского движения к Европе, перед которой фактически стоит выбор: либо украинская ГТС, либо дорогие обходные транзитные пути.

Газопровод "Южній поток"

О консервации, реверсе и хабе

Теперь ответим на вопрос, насколько реальна на сегодняшний день консервация части украинской ГТС. Специалистами ПАО «Укртрансгаз» совместно с независимыми международными экспертами разработаны несколько сценариев загруженности ГТС: оптимистический — 110 млрд м3 (контрактный объем), базовый — 80 млрд м3 и пессимистический — 60 млрд м3 в год.

Как уже отмечалось, Украина может законсервировать часть своей газотранспортной системы при прокачке менее 35-37 млрд м3 газа в год. По информации же «Укртрансгаза», транзит российского газа через территорию Украины в страны Евросоюза с начала нынешнего года по 25 сентября 2013 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, по оперативным данным, на 0,4% — до 59,7 млрд м3.

Таким образом, к концу текущего года пессимистический сценарий выполнить удастся точно. На фоне такого положения дел заявление премьер-Министра Азарова о возможности консервации отечественной ГТС можно считать несколько преждевременным.

Тем не менее годовая статистика будет свидетельствовать об уменьшении объемов транзита. В данном контексте столь остро стоит уже заявленная проблема снижения спроса на российское «голубое топливо» в Европе. И тут ни к чему даже газопроводы в обход Украины: Евросоюз запустил процесс диверсификации поставок газа и реализовывает проекты по дальнейшему внедрению основ энергоэффективности.

Несмотря на прогнозируемый специалистами рост спроса на газ в Европе к 2030 году, перед украинским руководством стоит все тот же вопрос: а что будет с украинской «трубой»? При этом далеко не факт, что прогнозируемый рост потребления в будущем будет происходить исключительно за счет российского импорта и нет никакой уверенности, что качаться эти объемы будут именно через Украину.

В данном контексте стоит вновь упомянуть о драгоценных украинских ПХГ. Некоторые из них можно включить в сеть рыночных специализированных площадок ликвидной торговли газом — хабов. Перспективная целевая модель единого рынка газа ЕС предусматривает создание системы «газовых» экономических регионов, каждый из которых будет иметь объем потребления природного газа не менее 20 млрд м3 в год.

Однако, по мнению директора ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонида Униговского, Украине нужно определить, что именно она сможет предложить европейцам, т.е. какие режимы хранения и возможности отбора газа из ПХГ, особенно при условии транзита российского газа в зимний период.

Необходимо также выбрать определенные ПХГ, разработать для них гибкую (европейскую) тарифную систему и провести модернизацию для увеличения мощностей отбора газа.

По мнению эксперта, в перспективе, учитывая, что хранение газа является отдельным бизнесом, нужно иметь и отдельного оператора наших ПХГ (или возможно, разных операторов на разных ПХГ). Важно отметить, что такой сценарий развития событий соответствует европейскому «газовому» законодательству.

Таким образом, вопрос реверсных поставок газа в Украину из Европы как способ диверсификации и вопрос создания хаба можно в определенном контексте, считать единым, ведь и первое, и второе предусматривает снижение газовой зависимости от России и возможность выгодно использовать свои ПХГ и, в какой-то степени, определенные участки «трубы».

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях