Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Nielsen отвергает обвинения в сговоре с украинскими ритейлерами

26 сентября 2013, 13:25 0
Поделиться

В Украине назревает очередной скандальный прецедент в отношениях украинских властей и частного бизнеса. Новый конфликт имеет международный оттенок, поскольку его фигурантом стала крупная международная исследовательская корпорация Nielsen. 17 сентября Inpress.ua сообщал, что Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) обвинил 18 крупных украинских торговых сетей и украинское подразделение глобальной исследовательской корпорации Nielsen в картельном сговоре. В корпорации Nielsen обвинения украинского антимонопольного ведомства опровергают, ссылаясь на многолетний позитивный имидж компании. В АМКУ отреагировать на заявление компании отказались и пообещали публично огласить свою позицию после окончания расследования, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Компания Nielsen опровергает обвинения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) в антиконкурентном сговоре с 18 украинскими розничными сетями. Об этом говорится в заявлении компании, имеющемся в распоряжении Inpress.ua.

«Мы не видим никаких оснований для обвинений в свой адрес со стороны Антимонопольного комитета Украины. Вот уже более 90 лет имя Nielsen является синонимом объективности, экспертизы и независимости как источник информационных услуг, которому доверяют розничные сети и производители. Nielsen осуществляет свою деятельность более чем в 100 странах мира и делает это в полном соответствии с требованиями законодательства каждой из них. Модель ведения нашего бизнеса абсолютно прозрачна. Nielsen никогда ни с кем не вступает в сговор и не содействует чьему-либо сговору, включая розничные сети. Мы создаем наши собственные услуги, доступные всем участникам рынка, способствуя тем самым открытой конкуренции, что, в конечном итоге, идет на пользу потребителям. Услуги, оказываемые Nielsen, являются символом конкурентоспособной экономики и используются производителями, операторами розничной торговли и другими участниками рынка во всем мире для определения маркетинговых возможностей и способов более эффективной конкуренции», — говорится в сообщении.

Пресс-служба АМКУ в свою очередь распространила заявление, в котором сообщается, что 4 сентября этого года был завершен предварительный этап сбора и анализа доказательств по делу об антиконкурентных согласованных действиях, совершенных группой украинских ритейлерских сетей и украинским подразделением компании Nielsen. Речь идет о следующих супермаркетах: ООО «Фоззи — Фуд», ООО «Фора», ООО «Ашан Украина Гипермаркет», ООО «Фудмаркет», ООО «ЭКО» , ПИИ «БИЛЛА — Украина», ООО «Край-2», ЗАО «Фуршет» , ГП «Фуршет Центр», ГП «Сеть — Маркет», ГП «Сеть — Трейд», ООО «Терра — Трейд», ООО «Продмережа», ООО «НОВУС Украина», ЧАО «Икс 5 Ритейл Групп Украина», ООО «СПАР-Центр», ООО «Бимаркет», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри Украина», ООО «АТБ — маркет», ООО «Адвентис», а также «ACNielsen Ukraine».

Ведомоство уже направило представление с предварительными выводами ответчикам.

По информации АМКУ, в ходе расследования, которое было начато Комитетом в мае 2012 года, установлено, что ответчики по делу совершили антиконкурентные согласованные действия, результатом чего, в частности, стало повышение цен в торговых сетях на продукты питания в 2010-2011 годах. При этом ответчики согласовали между собой формат взаимодействия с поставщиками, что затрагивало интересы последних, тем самым создав картель, в центре которого находится ООО «ACNielsen Ukraine».

Также ответчики требовали от поставщиков отсрочки платежей (до 120 дней) и оплаты дополнительных услуг (реклама, бонусы и т. д.), которые достигают 5-10% от стоимости поставленного товара.

Согласно действующему законодательству ответчики, ознакомившись с материалами представления с предварительными выводами по делу, имеют право подать в АМКУ свои соображения и замечания. Этот этап предшествует принятию решения по делу, которое будет принято Комитетом после обработки возражений, предоставленных ответчиками. На сегодня ответчики обратились в Комитет с ходатайством отложить принятие решения по делу на вторую половину октября в связи с большим объемом обработки представления.

Как сообщал Inpress.ua, Антимонопольный комитет (АМКУ) обвинил 18 крупных торговых сетей и украинское подразделение глобальной исследовательской корпорации The Nielsen Company (ACNielsen Ukraine) в картельном сговоре.

«Мы направили ритейлерам промежуточные результаты своего расследования. У них есть 10 дней на изучение документа и предоставление своих возражений. Думаю, где-то через месяц будет приниматься окончательное решение по мерам воздействия», — сказал первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Рафаэль Кузьмин.

АМКУ начал следствие в отношении торговцев еще в мае 2012 году. Их обвинили в повышении цен на основные продукты питания в 2010-2011 годах на 22-38% при повышении индекса потребительских цен лишь на уровне 13,5%. В числе обвиняемых оказались «Фоззи-Фуд», «Фора», «Ашан Украина», «Фудмаркет», «АТБ-Маркет», «Эко», «Адвентис», «Билла-Украина», «Край-2», «Новус Украина», «Икс 5 Ритейл Групп», «Спар-Центр», «Бимаркет», «Метро Кеш энд Керри Украина», «Фуршет» (и ряд его дочерних предприятий).

В Антимонопольном комитете считают, что подорожание продуктов было связано с дополнительными затратами, которые закладывались в стоимость товаров: в основном за маркетинговые услуги — размещение товаров на более выгодных местах в магазинах.

«Мы добиваемся от торговых предприятий предоставления экономического обоснования расценок на услуги такого рода. И главное — снижения этих цен», — сказал Рафаэль Кузьмин.

Если торговцы не выполнят требования чиновников, им грозят крупные штрафы, максимальный размер которых может достигать 20% оборота компаний за прошлый год — это порядка 20 млрд грн на 18 предприятий.

Большинство торговых сетей отказывались официально комментировать обвинения АМК, и только неофициально опровергали упреки чиновников. Публично против них протестовал лишь основной совладелец и председатель наблюдательного совета ЗАО «Фуршет»: «Если и имело место повышение цен на отдельные группы товаров, то мы их поднимали из-за увеличения расценок поставщиков. Наши наценки на социальные группы продуктов никогда не превышали 10%, как того требует действующее законодательство, а на все стальные товары — 15-18%. Так что не было никакого картельного сговора. Мы не собираемся платить штрафов, если Антимонопольный комитет нам их все же начислит. Если придется, будем отстаивать свои права в суде».

Эксперты считают, что торговые сети постараются договориться с Антимонопольным комитетом. Хотя не исключают, что кому-то из 18 обвиненных торговцев придется уплатить штрафы. Но те, скорее всего, будут незначительными и близко к планке в 20 млрд грн не подойдут.

По данным Госстата, в нынешнем году особого роста розничной торговли не наблюдается. По сравнению с прошлым годом имеет место очень незначительное ее развитие. В первую очередь, это связано с падением внутреннего спроса и процессами дефляции в стране. Преобладание теневой экономики также побуждает многие предприятия уходить от уплаты налогов, особенно сейчас, когда началась правительственная борьба за прозрачное налогообложение.

По данным Госстата, розничный товарооборот в Украине в январе-августе 2013 года возрос в сопоставимых ценах на 10,2% по сравнению с январем-августом 2012 года, тогда как по итогам семи месяцев его рост составил 10,6%.

Сегодня организованная торговля, в том числе сетевая, занимает около 55-60% украинского рынка розничной торговли. На современном этапе развития рынка наблюдается переход операторов на новые форматы организации торговли, а также качественный рост отрасли (усовершенствование и увеличение спектра услуг, сервисов, ориентированных на спрос потребителей). Отметим, что в течение I квартала текущего года продажи товаров через интернет предприятиями розничной торговли составили 341,7 млн грн, или 0,36% от всего розничного товарооборота, что на 61% превышает аналогичный показатель за I квартал 2012 года. Как отмечает директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, рост розничной торговли свидетельствует о неудовлетворенном спросе со стороны населения, а также о росте доходов населения — если бы не было роста доходов, мы бы не наблюдали роста розничной торговли.

Тем не менее, по мнению Антимонопольного комитета, доходы ритейлеров растут еще больше, чем у народа в целом. Причем происходит это благодаря отнюдь не легальным способам.

Напомним также, что Министерство доходов и сборов предлагает разделить цены на «обычные» и «справедливые».

О сути и значении термина «торговая война», читайте в статье Сергея Шевчука «Экономика на weekend. Торговые войны — от Наполеона до наших дней».

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях