Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Цены на бензин — на топливном рынке не без перемен

18 сентября 2013, 11:00 0
Поделиться

Стабильность цен на бензин и солярку в ближайшее время обеспечат отодвинутая угроза вооруженного вторжения в Сирию, а также равновесие спроса и предложения на внутреннем рынке, достигнутое благодаря увеличению импорта.

Несмотря на прекращение поставок от нашего основного партнера — Мозырского НПЗ в Белоруссии, Украина обеспечила себя топливом за счет поступлений из альтернативных источников — Литвы и морских поставок из стран Средиземноморского и Черноморского регионов (Румыния, Италия, Болгария).

Прогноз — дело тонкое

...особенно в такой специфической области, как отечественный рынок нефтепродуктов.

Еще в начале текущего года отечественные аналитики едва ли не единодушно сходились во мнении, что мировой рынок нефти в 2013 году обещает быть стабильным. Поэтому и цены на бензин в Украине также должны оставаться приблизительно на одном уровне. Что, в общем-то, и наблюдалось, а средние цены на топливо начала осени мало чем отличались от цен, которые были в начале лета.

Правда, тогда же оговаривалось, что существует ряд факторов, которые могут существенно повлиять на стоимость топлива внутри страны. И главный из них, учитывая зависимость Украины от импортных поставок, это цена нефти на мировом рынке.

События в Сирии наглядно продемонстрировали, насколько быстро мировой рынок реагирует на малейшие изменения ситуации. Уже 28 августа, когда казалось, что полномасштабные военные действия в Сирии вот-вот начнутся, на торгах в Нью-Йорке цена барреля нефти Brent достигла полугодового максимума в 117,3 долл. По прогнозам аналитиков банка Societe Generale, если эскалация конфликта в Сирии приведет к нарушению поставок нефти в регионе, то цена на нее может достичь 150 долл.

Но после того как Сирия согласилась на предложение России избавиться от арсенала химического оружия, стоимость фьючерсов на сырую нефть сразу же упала более чем на 2 долл. за баррель.

По итогам торгов 10 сентября официальная цена нефти Brent снизилась до 111,25 долл./барр., а официальная цена нефти WTI — до 107,39 долл./барр. Это были их самые низкие значения более чем за две недели — с 26 августа этого года.

Впрочем, помимо внешних факторов, от которых напрямую зависят цены на отечественном рынке, существуют и факторы внутренние.

Так, в конце августа госпредприятие Госвнешинформ сообщило, что осенью 2013-го в Украине ожидается некоторое повышение цен на бензин, что обуславливает рост цен на нефть и нефтепродукты на европейском рынке и снижение их экспорта из России и Белоруссии. При этом во второй половине августа оптовые цены на внутреннем рынке бензина выросли в среднем на 150-200 грн за тонну.

Внутренний кризис

Не секрет, что в настоящее время отечественные нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли переживают, мягко говоря, не лучшие времена. Причем проблемы первой напрямую сказываются на второй. Конечно, негативная тенденция в сфере добычи нефти наметилась не сегодня, о чем свидетельствует постоянное снижение показателей добычи.

Причем производство бензина в Украине в 2012-м упало на 42,6% — до 1,63 млн тонн, а дизтоплива — на 48,2%, до 1,36 млн тонн.

В то же время, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, потребление бензина по итогам 2012 года составило 4,2 млн тонн, а дизтоплива — 6,015 млн тонн. То есть значительно превысило собственную добычу и переработку нефти. В результате недостающее количество топлива — порядка 70% — страна вынуждена была импортировать — в основном из России, Беларуси и Литвы.

Негативная тенденция продолжилась и в текущем году: перерабатывающие предприятия Украины в январе-августе 2013 года снизили переработку нефтяного сырья на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го — до 2,4 млн тонн. Соответственно сократился и выпуск бензина — до 658,1 тыс. тонн, дизельного топлива — до 627,6 тыс. тонн.

При этом в Украине работали только два из семи заводов: Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Всего же в Украине насчитывается шесть нефтеперерабатывающих НПЗ общей мощностью 5,3 млн тонн нефти в год и один ГПЗ.

Одесский НПЗ снова в работе

Изменению структуры наполнения рынка нефтепродуктами может способствовать реализация планов по запуску ряда украинских НПЗ. Так, в ближайшее время возобновит работу Одесский НПЗ (подконтрольный компании ВЕТЭК). Напомним, что это предприятие простаивало с октября 2010 года.

Планируемая на первых этапах загрузка в объеме около 200 тыс. тонн нефти обеспечит производство приблизительно 100 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Первый танкер с 80 тыс. тонн нефти прибыл в Одесский морской порт из Новороссийска 12 сентября, а второй с таким же грузом сырья ожидается в двадцатых числах месяца. Первую партию нефтепродуктов планируется произвести в октябре. Реализовывать продукцию владельцы предприятия намерены в Украине.

По мнению президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, одной из главных задач для ВЕТЭК станет продажа нефтепродуктов через собственную сеть автозаправочных станций.

«В то же время 90-100 тыс. тонн светлых нефтепродуктов в месяц, которые может производить Одесский НПЗ при условии переработки 200 тыс. тонн нефти в месяц, означает, что некоторая часть нефтепродуктов, возможно, будет экспортироваться или предлагаться другим сетям.

Крупные сетевые операторы, представленные на юге страны, с удовольствием возьмут эти нефтепродукты, поскольку логистика очень выгодна — не нужно возить топливо через всю страну», — отмечает эксперт.

ЛИНИК заработает не ранее следующего года

Более существенные изменения в наполнении рынка ожидаются с возобновлением работы Лисичанского НПЗ (ЛИНИК), принадлежащего компании «Роснефть». Минимальный объем переработки этого мощного НПЗ составляет около 400 тыс. тонн с выработкой порядка 270 тыс. тонн бензина и дизельного топлива (около 32% рынка).

По словам министра энергетики Эдуарда Ставицкого, завод может возобновить работу в феврале-марте 2014-го.

Ранее в СМИ сообщалось, что «Роснефть» и украинский ВЕТЭК рассматривают возможность создания на базе Лисичанского НПЗ совместного предприятия для загрузки завода и реализации нефтепродуктов.

Однако здесь следует сделать существенную оговорку — в случае, если ЛИНИК будет работать на давальческом сырье из России, вся его продукция может транспортироваться именно на российский рынок.

Надежды на возрождение

Безусловно, увеличение загрузки собственных перерабатывающих мощностей, помимо снижения импорта нефтепродуктов, позволит иметь более прогнозируемые цены на топливо. Однако острой остается проблема падения собственной добычи нефти и достаточно высокой цены на импортируемое «черное золото».

Кроме того, ситуация усугубляется технологической отсталостью украинских НПЗ — низкая глубина переработки и неприемлемо малый, по сравнению с современными технологиями, выход светлых нефтепродуктов не обеспечивают рентабельную работу.

От решения этих вопросов — повышения добычи и модернизации отечественных перерабатывающих мощностей — и зависит дальнейшее обеспечение стабильной цены на качественные отечественные дизтопливо и бензин.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях