Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Спор с ВТО на пороге в ЕС — лишние хлопоты

16 сентября 2013, 14:00 0
Поделиться

Еще в конце июня ЕС посетовал, что Украина не содействует разрешению существующих торговых споров и рискует стать изгоем в международной торговле. В частности, подписан закон об утилизационном сборе на автомобили, введены спецпошлины на импортные авто, установлен запрет на импорт кокса и нормы, согласно которым для возобновляемой энергетики должно использоваться оборудование лишь с украинскими составляющими.

А еще Украина подала заявку в ВТО на пересмотр тарифных обязательств.

Запоздалый демарш

Еще в сентябре 2012 года Киев подал в органы ВТО заявку на пересмотр таможенных ставок по 371 товарной позиции, перечисление которых занимает 15 из 86 страниц документа. При всей радикальности такой шаг все же уложился в рамки дозволенного правилами организации. До украинского прецедента статья 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) применялась всего 30 раз и не более чем на 10 групп товаров одновременно.

Как результат 15 стран — ЕС, США, Аргентина, Бразилия, Гондурас, Египет, Индия, Канада, Китай, Норвегия, Парагвай, Шри-Ланка, Эквадор, Южная Корея, Япония — официально вступили в переговоры с Украиной, получив от последней желательные размеры пошлин и предлагаемые компенсационные меры. К слову, в соответствии с той же статьей 28, за повышение тарифов необходимо платить равноценным по количеству снижением пошлин на другие товары.

А в июле 2013-го Ассоциация государств Юго-Восточной Азии вновь подняла вопрос нелигитимности пересмотра Украиной таможенных ставок. В свою очередь Киев сообщил, что намерен «модифицировать, а не повышать» тарифные обязательства. По мнению экспертов, следующие полгода Украину ждут непростые отношения со странами ВТО.

«Сейчас Украина имеет самые худшие условия пребывания в организации среди всех стран, но вряд ли кто-нибудь разрешит ей улучшить свое положение», — рассказал Inpress.ua первый научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк.

К тому же подобные действия официального Киева неприемлемы для ЕС, прежде всего из-за того, что она может создать негативный прецедент, когда взятые при присоединении обязательства могут быть пересмотрены уже через несколько лет.

Далее — в ноябре 2012 года были внесены изменения в Закон «Об электроэнергетике», касающиеся производства электроэнергии из альтернативных источников. Согласно документу, удельный вес сырья, материалов, основных фондов, работ и услуг украинского происхождения в стоимости строительства электростанций на возобновляемых источниках должен с 1 января 2013-го составлять 30%, а с 1 января 2014-го — 50%. Фактически подобная норма может существенно ограничить реализацию в Украине современных технологий в области альтернативной энергетики.

Опять же в апреле текущего года Украина ввела квоту на импорт коксующегося угля в объеме 10,2 млн тонн на 2013 год и запретила ввоз кокса и полукокса, угля роторного, объяснив свое решение защитой интересов национального производителя. Россия в конце апреля потребовала отменить ограничения или предоставить квоты для своих экспортеров, а Польша посетовала, что Украина ломает инвестиционную модель польских инвесторов... В результате в июле запрет на импорт кокса, введенный ранее, был снят.

В том же апреле 2013 года Украина непрозрачно воспользовалась положениями ВТО о защитных мерах, применяемых в случае значительного падения производства, и на три года ввела дополнительные пошлины на импорт легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 000 до 2 200 куб. см.

Решение вызвало резкое негодование в стане ВТО. 11 июля на заседании организации особенно жаловалась на убытки своих экспортеров Япония, обвиняя Украину в лишении возможностей для предварительных консультаций, как того требует Соглашение о гарантиях. Похожие претензии высказали представители Кореи, ЕС, России и Турции.

В свою очередь Киев не устает подчеркивать, что временная защитная мера введена в результате «тщательного и объективного расследования», по результатам которого производство автомобилей в стране снизилось на 78%.
Тогда же Украина предложила «недовольным» применить ответные меры на введение спецпошлин на импорт автомобилей.

Этим правом кроме Турции и России, которые уже заявили об ответных санкциях, могут воспользоваться США, Япония и Южная Корея. При этом ответные ограничительные меры могут коснуться сельхоз- и продтоваров. «От доппошлин объем импорта легковых автомобилей в денежном выражении не уменьшится, а вот другие отрасли — аграрная, кондитерская, металлургическая — могут значительно пострадать, — отмечает Всеволод Степанюк. — Поскольку в Украине нет своего автомобиля, то защищаем мы, очевидно, интересы конкретных людей, прикручивающих колеса к импортным автомобилям».

Турция, по мнению экспертов, возможно, не ограничится грецкими орехами и перекроет кислород украинским металлургам, которые поставляют в эту страну 4-5% от общего объема экспорта. Впрочем, спецпошлины все же могут быть отменены в контексте активных геоэкономических торгов Украины с ЕС.

И наконец, 2 августа в целях защиты того же автопрома был подписан Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств».

В преддверии подписания документа ЕС намекнул, что утилизационный закон в его нынешнем виде вызовет ответные меры: ЕС будет жаловаться на Украину в ВТО точно так же, как он это делает в отношении России. А после — ЕС заверил, что подобное решение негативно повлияет на двусторонние экономические отношения. Аналогично ранее высказались Россия и Япония. Впрочем, это не мешает Украине участвовать в консультациях ЕС и Японии с Россией, уличая последнюю в нарушении базовых принципов ВТО из-за введения утилизационного сбора.

В результате под угрозой дополнительных пошлин оказался украинский экспорт не только в ЕС, но в США и Японию: аммиак, кукуруза, уголь, железная руда, бобовые и пшеница.

На дне

Увы — даже на 23-м году независимости Украине трудно дается защита национальных экономических интересов.
 Ввиду снижения темпов развития мировой экономики объемы украинского традиционного экспорта — продукции химпрома, металлургии и машиностроения — значительно уменьшились. Как результат, ситуация с платежным и внешнеторговым балансами плачевная.

Похоже, все это толкает страну на отчаянные шаги: делается ставка на масштабную оптимизацию условий членства в ВТО, вводятся ограничительные меры в торговле и т. п. Отметим, что подобные (зачастую — бессистемные) действия едва ли активизируют внутренний рынок, скорее усложнят и так непростую ситуацию во внешней торговле.

Согласно данным Госкомстата, по итогам января-июня 2013 года экспорт товаров составил $30,8 млрд, а импорт — $34,9 млрд.

Подобные решения способствуют потере уже завоеванных позиций в международной торговле. Сегодня экспорт сельхозпродукции остается единственным спасательным кругом, который могут продырявить компенсации, обещанные Украиной за введение спецпошлин на импорт авто или за «модификацию» других тарифных обязательств.

Насколько эффективно сегодня прогнозируются последствия возможных контрмер, направленных против других отраслей экономики, — вопрос спорный.

Отсроченная боль

Желая «победить» на Вильнюсском саммите, Украина все же принимает решениия, плохо совместимые с обязательствами в рамках ВТО и условиями зоны свободной торговли.

Но и в этом, по мнению экспертов, есть своя логика. «До подписания Соглашения об ассоциации — а документ будет подписан в любом случае — против Украины вряд ли что-то будет предприниматься», — поясняет доктор экономических наук Алексей Плотников.

Киев активно готовится присоединиться к «цивилизационному выбору», подписать документ, который лишит его собственной внешней политики. «Согласно договору о ЗСТ, Украина не только обязана отменить любые ограничения на торговлю, но и убрать всю дотацию своей промышленности, что смерти подобно для целых отраслей, — подчеркивает Всеволод Степанюк. — Потому документ будет подписан при любых обстоятельствах, что бы Украина ни делала«.

Одни и те же грабли

Недавно Минэкономразвития вместе с ЕС подсчитали, что в результате уменьшения и отмены пошлин украинские экспортеры будут экономить 487 млн евро ежегодно, европейские — 391 млн евро. В выигрыше окажется украинский агросектор: 330 млн евро для сельхозпродукции и 53 млн евро для переработанной сельхозпродукции. Но это еще только «бумажные» прибыли, которые без усилий с украинской стороны такими и останутся.

Реальность же такова, что в 2012 году украинский экспорт сельхозпродукции в РФ составил $1,99 млрд. Таким образом, каждый день Украина в среднем поставляет в Россию сельхозпродукции на $5,5 млн. Итого, сумма убытков при блокировании импорта украинской продукции может быть весьма значительной.

Пятнадцать лет Украина вела переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, но только с 2001 года начала гармонизировать законодательство. На волне ускорения были внесены изменения в более чем 70 законов. Ценой ряда тяжелых уступок в мае 2008 года Киев стал полноправным членом ВТО.

Годы пребывания в организации не только не принесли ожидаемых выгод, наоборот — с каждым годом незащищенный украинский рынок наращивает убытки. Так, в прошлом году дефицит внешней торговли товарами вырос на 8,9% и составил $15,8 млрд, а годом ранее отрицательное сальдо увеличилось на 52%, по сравнению с предыдущим периодом, и достигло $14,2 млрд.

История отношений Украина — ЕС развивалась еще стремительнее. Консультации по ЗСТ ведутся с 2008 года. В конце 2011 года стороны заявили о завершении переговоров. В 2012 года соглашение было парафировано и Совет иностранных дел ЕС заявил, что готов подписать его к Вильнюсскому саммиту, запланированному на конец ноября этого года. За столь короткое время тщательнее изучить ситуацию и подготовиться к подписанию соглашения до малейших деталей не удалось. Как результат, только 17,3% украинских товарных позиций останется под тарифной защитой.

Итак, в 2008-м нам хотелось обогнать Россию по дороге в ВТО, в 2013-м — есть желание скорее пройти в Вильнюсе точку невозврата в СССР. Но стоит ли для этого принимать непросчитанные политические решения, от которых, в первую очередь, пострадает экономика?

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях