Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новые правила для бизнеса — время проверок сократят

12 сентября 2013, 11:00 12507 0
Поделиться

Министерство доходов и сборов выступило с инициативой по сокращению времени и централизации проверок предприятий. Инициативы этого ведомства не всегда выглядят «искренне», ведь главная его задача — это, прежде всего, наполнять бюджет за счет того же бизнеса. Что скрывается за новой инициативой — давайте разберемся.

Не совсем новая дерегуляция

Недавно Миндоходов подготовило проект постановления Кабмина, согласно которому контролирующие органы будут согласовывать свои планы выездных проверок коммерческих структур и проводить их не в разное время, а одновременно (в случае календарного совпадения проверок в отдельно взятом квартале относительно конкретного юридического лица).

«Предусматривается уменьшение вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования за счет одновременного выхода на плановую проверку», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Если проведение одновременной проверки контролирующими органами по каким-либо причинам невозможно, субъект хозяйствования должен согласовать их сроки и условия с тем, чтобы они не отражались на ходе его экономической деятельности.

Согласно документу, совместные планы проверок нужно согласовывать с Миндоходов не позднее 20-го числа последнего месяца перед кварталом, а предупреждать предпринимателей и другие контролирующие органы нужно будет за 10 дней до начала «аудита». О всех найденных во время проверки нарушениях также будет необходимо информировать Миндоходов.

«На данный момент Миндоходов было и остается главным контролирующим органом бизнеса. Усиление его роли будет не столь большим, если это министерство будет контролировать работу всех контролирующих органов во время проверки предприятия.

И сейчас главную роль в проверках бизнеса играют представители налоговой. Опасность может быть в том, что могут быть бюрократические конфликты между различными контролирующими органами во время совместной проверки предприятий.

Это действительно может негативно отразиться на качестве проверки, когда проверяющие будут конфликтовать между собой и выдвигать к проверяемому предприятию невыполнимые требования», — отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

«Инициатива Миндоходов направлена в первую очередь на приведение нормативно-правовых актов контролирующих органов в соответствие с Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы.

Под административной реформой подразумевается создание Министерства доходов и сборов Украины, которое объединило в себе такие структуры, как Госналогслужба и Гостаможслужба. В связи с этим в п.1.1. ст.1 Налогового кодекса определено новое понятие контролирующих органов, а именно: термин „органы государственной налоговой службы“ заменен на термин „контролирующие органы“.

Проект нового Порядка координации действий между контролирующими органами, предложенный Миндоходов, никаким образом не меняет саму процедуру взаимодействия между органами или порядок проведения проверок. Министерство предлагает устранить несоответствие всего лишь в терминологии», — поясняет юрист юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Ирина Кальницкая.

Как отмечает управляющий партнер компании PSP Audit Дмитрий Сушко, изменения не являются принципиально новыми. «Если смотреть на сегодняшнюю практику, то на местном уровне те же регулирующие органы формируют квартальные планы проверок.

В последнее время, когда появились проблемы с наполнением бюджета, планы налоговая делала уже помесячные. Они были оперативные, на каждый новый месяц формировались перечни предприятий, которые должны были проверяться. Сейчас, если планы будут формироваться на основе кварталов, ничего принципиально нового я здесь не вижу. То, что проверка могла параллельно производиться несколькими органами, — также не ново», — отмечает эксперт.

С другой стороны, концентрация после админреформы всей власти над финансами страны в руках Миндоходов поможет более четкой реализации уже давно действующей нормы о совместных проверках контролирующих органов.

Напомним, что план-график проверок Миндоходов в I квартале 2013 года был сокращен на 24% по сравнению с I кварталом 2012 года — до 1,6 тыс. субъектов предпринимательства — юридических лиц с 2,1 тыс. Во II квартале Миндоходов также сохранило тенденцию к сокращению проверок.

В 2012 году Государственная налоговая служба ввела мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса, который был введен на переходный период для внедрения изменений в налоговой сфере — внедрения новых правил упрощенного налогообложения и других законодательных изменений.

Больше времени на бизнес

Эксперты в целом позитивно оценивают действия Миндоходов. «Бизнес давно требует от контролирующих органов меньше проверок или, если идет проверка предприятия, то чтобы ее осуществляли все контролирующие органы одновременно, чтобы было проще организовать процесс общения с ними.

Идея Миндоходов правильная, и если она будет реализована на практике, то это может в несколько раз уменьшить количество времени, которое тратит предприятие на общение с проверяющими. На данный момент все международные рейтинги указывают на большое количество времени, которое необходимо украинскому бизнесу для общения с контролирующими органами», — отмечает Александр Охрименко.

С одной стороны, указанный документ не приведет к росту временных затрат при одновременной проверке большего количества контролирующих органов. «Поскольку этот порядок действует уже с 2010 года. По сути ничего не поменяется и не вызовет дополнительных временных затрат», — поясняет Ирина Кальницкая. Скорее даже наоборот, временные затраты при четком исполнении указанного документа могут снизиться.

В то же время эксперты не ожидают, что совместные проверки приведут к росту поступлений в бюджет. «Скорее всего, что от инициативы Миндоходов объемы поступлений в бюджет не вырастут, но зато предприятия получат больше времени работать без общения с проверяющими и это может позитивно сказаться на росте его доходов», — убежден Александр Охрименко.

Кроме того, по словам Дмитрия Сушко, остаются еще и внеплановые проверки, а также не решается проблема публичности, когда предприниматель может зайти на сайт контролирующего органа, посмотреть план проверок и понять, когда ждать к себе проверяющих.

Полная... дерегуляция

Отметим, что дерегуляция бизнеса в последнее время стала перманентным процессом. Эксперты Американской торговой палаты разработали для Кабмина рекомендации к Национальному плану действий на 2014 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы, важное место в котором занимают предложения по повышению уровня защиты прав инвесторов и совершенствование механизмов государственно-частного партнерства.

Кроме того, парламент на днях принял два законопроекта (№№2139 и 2029), упрощающих порядок регистрации и учет «упрощенцев» и плательщиков НДС. В частности, тем, кто регистрируется как юридические или физические лица-предприниматели, теперь нет необходимости специально посещать налоговую для подачи заявления о регистрации как налогоплательщика — это можно будет сделать у регистратора вместе с подачей регистрационной карты.

А закон №2029 разрешает налогоплательщикам, заключившим договор с налоговой службой о признании электронных документов, подавать регистрационное заявление по электронной почте с электронной подписью.

В 2012 году Миндоходов уже запустило несколько электронных сервисов, которые облегчили подачу отчетности: показывают наличие налогового долга или ошибки в отчетах, а также позволяют избежать множества лишних проверок и штрафных санкций за нарушение законодательства.

В июле этого года в тестовом режиме был запущен сервис «Электронный кабинет», который является персональным автоматизированным рабочим местом налогоплательщика. Налогоплательщик сразу видит, как показатели его отчетности повлияли на состояние расчетов с бюджетом. Налоговая отчетность будет подаваться пакетом: декларация со всеми приложениями. В Миндоходов планируют в дальнейшем расширять возможности электронного кабинета.

Министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, в свою очередь, пообещал, что на фермеров уменьшится давление контролирующих органов. А для оперативного решения вопросов сельхозпроизводителей министерство инициирует еженедельные встречи аграриев с представителями госучреждений.

«Во многом ожидание подписания договора об ассоциации с ЕС заставляет правительство Украины торопиться с дерегуляцией. Ибо сам договор требует от правительства Украины существенных изменений в системе ведения бизнеса в Украине. Характер ассоциации хотя и не является основанием для принятия Украины в ЕС, но требования к ведению бизнеса в Украине в рамках ассоциации будут близки к требованиям, принятым в странах ЕС», — резюмирует Александр Охрименко.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях