Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Утилизационный сбор — что принесут новые законы

11 сентября 2013, 11:00 0
Поделиться

Недавно принятый парламентом закон об утилизационном сборе в ближайшее время может быть пересмотрен. Что ждет украинских владельцев авто?

9 сентября руководитель главного управления Администрации Президента по вопросам международных отношений Андрей Гончарук сообщил, что Министерство экономического развития и торговли подготовило изменения к этому закону об утилизационном сборе. В настоящее время соответствующий документ находится на согласовании в профильных ведомствах.

«Проектом предусматривается, прежде всего, устранение дискриминации между субъектами хозяйствования, производящими транспортные средства, в отношении принятия на себя обязательств обеспечить утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, а также об освобождении от уплаты налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств», — сказал чиновник. По его словам, новые изменения позволят Украине согласовывать нормы закона об утилизационном налоге с принципами ВТО.

Ранее, 6 сентября, вице-премьер-министр Юрий Бойко сообщил, что правительство решило последовать примеру России и США и ввести норму частичной компенсации, согласно которой если человек сдает старое авто на утилизацию, то может приобрести новое отечественное авто гораздо дешевле — сумма скидки может составить 12 тыс. грн.

Как известно, закон об утилизационном сборе президент Виктор Янукович одобрил еще в начале августа.

Документом установлены следующие ставки экологического налога: для легковых авто — 5,5 тыс. грн, автобусов и грузовых автомобилей и самосвалов — почти в семь раз больше (38 тыс. грн). Кроме ставок также будут применять соответствующие коэффициенты (в зависимости от объема двигателя и массы транспортного средства).

Причем Верховная Рада предоставила милиции новые функции: проверять правильность исчисления и полноту уплаты сбора за утилизацию старых автомобилей. Эти деньги нужно заплатить вместе с подачей в орган внутренних дел заявления о перерегистрации транспортного средства.

Забавная «арифметика»

Что означают эти цифры на практике? Возьмем, к примеру, «легковушку» с объемом двигателя от 1 000 до 2 000 см куб. Согласно изменениям в Налоговом кодексе, для новых автомобилей такого типа — «утилизационный» коэффициент равен 1,34, а для «бэушных» — 8,26. В итоге сумма налога за «молодое» авто достигнет 7 440 грн, а за «старика» — в шесть раз больше (45 430 грн).

Производителям и владельцам грузовых автомобилей также придется раскошеливаться. Скажем, для новых «колес» массой от 8 до 12 тонн сумма налога превысит 50 тыс. грн, а для старых — более 260 тыс. грн.

Однако на этом история с налогами не заканчивается. Скорее наоборот: самое интересное еще впереди. Дело в том, что еще до вступления в силу «утилизационного» закона соответствующие подразделения МВД уже начали выполнять две налоговые функции. Во-первых, они контролируют полноту и своевременность уплаты сбора за первую регистрацию транспортного средства (в зависимости от возраста и объема цилиндров двигателя).

Во-вторых, милиционеры осуществляют регистрацию легковых автомобилей только при условии уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (3-5% от стоимости автомобиля).

В качестве наглядного примера возьмем автомобиль Toyota Auris 2012 1.6 AT Live (2012). Средняя стоимость — 190 тыс. грн, объем двигателя — 1598 куб. см. Согласно разъяснению Пенсионного фонда Украины, сбор «уплачивается без учета налога на добавленную стоимость». То есть при учете НДС стоимость авто будет равна 152 тыс. грн. Отсюда и получаем сумму сбора: 152 000×3 % = 4 560 грн.

Исходя из норм Налогового кодекса, сумма сбора за первую регистрацию исчисляется как произведение базы налогообложения, ставки сбора и коэффициента: (1598:100) х 7,62×1 = 128 грн. Если же упомянутой «тойоте» будет больше 8 лет, то «налоговый» коэффициент составит 40, т. е. сумма сбора за первую регистрацию вырастет в 40 раз! И тогда при регистрации авто придется заплатить около 5 120 грн. Итого: общие расходы составят около 10 тыс. грн, учитывая сбор на пенсионное страхование и сбор за первую регистрацию.

Правила пункта приема

В связи со вступлением в силу нового закона, касающегося налога за утилизацию старых транспортных средств, порядок снятия с эксплуатации старых «колес» будет утверждаться Кабинетом Министров.

Плательщиками «утилизационного» сбора должны быть лица, занимающиеся соответствующей деятельностью: выпуском транспортных средств (и кузова) для продажи на внутреннем рынке, ввозом их на нашу территорию или покупкой у других лиц.

От уплаты такого налога освобождаются дипломатические представительства, международные организации с определенными привилегиями, продавцы подержанных автомобилей (с года выпуска которых прошло 30 и более лет), а также производители, включенные в реестр лиц, которые взяли на себя обязательства по утилизации снятых с эксплуатации авто.

При принятии подержанных авто в «утилизационных» пунктах приема не будут взимать плату только при соблюдении определенных условий: если владелец автотранспорта предоставил справку об уплате экологического налога или справку об освобождении от такой уплаты. В других случаях эти услуги будут платными: размер суммы не может превышать предельного порога, установленного Налоговым кодексом для автотранспорта.

При этом нужно обратить внимание на существенный момент: пункты приема имеют право отказаться от бесплатного принятия транспортного средства, которое не имеет необходимого комплекта существенных элементов для каждой категории автомобилей (их перечень тоже утверждается правительством).

Еще одно «но»: если масса старого авто составляет менее 90% его первоначальной массы, то за утилизационные услуги также придется заплатить. После отправки авто на утилизацию нужно будет подать в орган внутренних дел заявление о снятии с регистрации (причем не позже, чем через 30 дней после получения соответствующей справки в пункте приема).

По экспертным подсчетам, ежегодное списание автотранспортных средств в нашей стране превышает 100 тысяч единиц, причем около трети автопарка — это машины, «прожившие» более 25 лет. Если к ним добавить еще 2,8 млн «колес» в возрасте от 10 до 15 лет, картина вырисовывается довольно неутешительная: более половины автомобилей (примерно 60%) уже отработали не менее двух пятилеток. А если при этом еще учесть ежегодные объемы списания транспортных средств?

По этой причине все острее встают вопросы, связанные с окружающей средой, безопасностью и техническими стандартами. Вследствие роста потребности в утилизации автомобилей также встает вопрос о переработке отходов и сопутствующих товаров (аккумуляторных батарей, автошин и т. п.).

Кроме того, во всех регионах страны придется создавать соответствующую инфраструктуру для автомобильной переработки, а также открывать большое количество предприятий (связанных с разборкой списанных автомобилей).

Учитывая низкий процент вторичного использования автомобильных материалов, необходимо вводить комплексную систему утилизации автотранспортных средств (как это, кстати, и делают в других странах).

Выводы и рекомендации

В новом законе имеется и весьма важное рациональное зерно: по отзывам ассоциации автопроизводителей «Укравтопром», он направлен на «прекращение практики использования схем импорта готовой продукции в виде частично разобранных автомобилей, что является схемой для минимизации налогообложения и не имеет никакого отношения к полноценному производству транспортных средств».

Очевидно, Украина решила пойти путем северного соседа: с прошлой осени Россия ввела утилизационный сбор (его базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тыс. руб., а для грузового и коммерческого — 15 тыс. руб.). В результате такого «ноу-хау» практически прекратился экспорт украинской автопродукции в Россию и было заморожено производство на многих украинских автозаводах.

Однако для полноценного воплощения «утилизационных» идей в жизнь необходимо решить еще несколько существенных вопросов.

Во-первых, следует учесть, что органы внутренних дел не относятся к контролирующим органам в сфере налогообложения. Именно поэтому народным избранникам нужно разобраться с изменениями в Налоговом кодексе (речь идет о регистрации транспорта на основании справки об уплате экологического налога).

Во-вторых, «утилизационный» закон необходимо согласовать с действующим Законом «Об отходах» (согласно которому снятые с эксплуатации транспортные средства автоматически приравниваются к отходам, независимо от каких-либо критериев).

 

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях