Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новый акциз: дорогой, но назревший

5 сентября 2013, 13:41 13
Поделиться

Время ввода нового акциза на алкогольную и табачную продукцию, что называется, назрело — за пять лет существования прошлого отечественные фальсификаторы наловчились подделывать довольно тяжелую голограмму. В результате объемы теневого рынка начали стабильно разрастаться, и украинский бюджет, по оценкам специалистов, недополучает десятки миллиардов. О том, сколько «серого» алкоголя и табака примерно производится в стране, и какие негативные последствия это вызывает, подробно описала Ольга Кущий в эксклюзивном материале «Новые акцизы на алкоголь и сигареты — кому это выгодно» на информационно-аналитическом портале Inpress.ua.

По данным авторитетного издания The Tobacco Atlas, пишет автор, Украина довольно долго сохраняла минимальную долю контрафакта по сравнению даже с некоторыми развитыми странами. Такой уровень был достигнут благодаря использованию в официальной торговле защищенной голографическим элементом акцизной марки. Подделать его сложно, можно только, по словам специалистов, сымитировать.

Однако технологии идут вперед, а использование голограмм на акцизных марках было отменено два года назад в результате определенной конкурентной борьбы между участниками рынка. Недавно стала наблюдаться отрицательная динамика объемов легального производства алкоголя и табака, реализации акцизных марок и положительная — теневого оборота подакцизной продукции и объемов изъятых поддельных марок. Поэтому, считает Кущий, и назрела необходимость в совершенствовании и обновлении пятилетней акцизной марки.

«Новая марка дороже предыдущей почти в три раза. По подсчетам Миндоходов, она увеличила стоимость одной бутылки напитка на 16,7 коп, а табачных изделий — на 8,7 коп за пачку. Однако нововведение предполагает уменьшить „теневой сектор“ подакцизных товаров на 7-10% и привлечь дополнительные поступления в бюджет», — пишет автор.

При этом новая бумажная полоска по традиции обладает дополнительной защитой и свежим графическим дизайном, что направлено на усложнение жизни фальсификаторам. В ближайшем будущем Кабмин планирует окончательно повергнуть «серого» врага.

«Суть инновационного контроля заключается в том, что на пачку, этикетку, блок, ящик будет наноситься уникальный электронный зашифрованный 12-символьный код о дате, времени и месте производства, цене, начислении акциза. Его невозможно просчитать наперед и использовать в незаконных целях. Все данные в режиме онлайн будут поступать на сервер Миндоходов», — отметила Кущий.

При этом, напоминает она, власти усилили уголовное наказание за подделку подакцизной продукции — в октябре прошлого года их приравняли к фальшивомонетчикам и наделили «ответственностью» за содеянное от трех до семи лет в местах не столь далеких.

Напомним, новые акцизные марки на алкогольные напитки и табачные изделия вступили в силу. С 1 сентября бутылка алкогольного напитка в среднем подорожает на 17 коп., пачка сигарет — на 8 коп.

Как ранее сообщал Inpress.ua, Министерство экономического развития и торговли Украины предлагает разрешить продажу алкоголя и табака в отделах, где продаются другие товары, повысив при этом стоимость лицензий на торговлю алкоголем в неспециализированных магазинах в городах в два раза, а табаком — в три раза (до 16 тыс. грн и 6 тыс. грн соответственно).

Отметим, что в целом производство алкогольных напитков в Украине сокращается. В январе-мае 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года производство водки (без учета крепких спиртных напитков) сократилось на 18,5% до 10,605 млн дал. В 2012 году по сравнению с 2011 годом выпуск водки увеличился на 1,6% до 33,815 млн дал. Также в январе-мае производство коньяка уменьшилось на 4,1% до 1320,6 тыс. дал. В 2012 году по сравнению с 2011 годом производство коньяка сократилось на 0,7% до 4 579,7 тыс. дал.

К слову, Украина по итогам 2012 года заняла третье место в мире по среднему потреблению водки на человека. Об этом свидетельствуют данные рейтинга, составленного на основе данных британской компании International Wine & Spirit Research. Согласно им, на одного жителя Украины (включая женщин и детей) приходится 7,7 литра водки в год.

Как сказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: «У нас нет моды на здоровый образ жизни. Несмотря на то, что в Украине за последние 3-4 года несколько раз поднимали акцизы и цены на алкоголь и сигареты, это пока не повлияло на то, чтобы люди отказывались от одного или другого». По мнению экспертов, структура трат в ближайшее время не изменится.

Подробнее о необходимости введения новых акцизов читайте в статье Ольги Кущий «Новые акцизы на алкоголь и сигареты — кому это выгодно».

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях